13 марта 1930 г. — Служебная записка наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова заместителю председателя ВСНХ СССР М. Л. Рухимовичу о необходимости форсирования работ по автостроению

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.03.13
Источник: 
Становление оборонно-промышленного комплекса СССР (1927-1932). М. 2008, стр. 447-448.
Архив: 
РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1016. Л. 37—37 об. Заверенная копия.

Служебная записка наркома по военным и морским делам СССР и председателя Реввоенсовета СССР К. Е. Ворошилова заместителю председателя ВСНХ СССР М. Л. Рухимовичу о необходимости форсирования работ по автостроению

13 марта 1930 г.
Совершенно секретно.

Автотранспорт приобретает в настоящее время настолько важное значение для обороны страны, что форсирование автостроения является совершенно необходимым. Уже в постановлении «О заданиях промышленности по автомобилестроению» 13 декабря 1930 г.¹* РВСС доводил до сведения ВСНХ, что «выполнение пятилетнего плана по моторизации РККА может быть обеспечено только в том случае, если при развертывании автостроения будут учтены все требования, предъявляемые к автомашинам условиями их эксплуатации на наших вероятных театрах войны».

Между тем через три месяца после указанного постановления РВСС приходится констатировать, что ход работ по автостроению не может считаться удовлетворительным и вызывает опасения не только за количество, но и за качество, в особенности, в части соответствия автомашин тем требованиям, которые к ним предъявляет НКВМ. Основанием к таким опасениям являются следующие факты: а) по заводам АМО и Ярославскому. В основной тип автомобиля вносятся без согласования с НКВМ и НКПС изменения, ухудшающие его проходимость по грунтовым дорогам; нет чертежей машины, что срывает работы по проектированию на шасси специальных установок; ни одного экземпляра машины на испытание НКВМ до сих пор не поступало; б) по Автострою. Программа завода даже на ближайшие месяцы не обеспечена полученными из Америки частями; тип машины окончательно не установлен, и чертежи машины до сего времени не даны; нет ясности в вопросе о производстве 3‑осных машин.

Кроме того, необходимо отметить, что производственная программа и план строительства завода АМО до сих пор не уточнены и даже возбуждают сомнение в своевременном выполнении (обнаружена, например, потребность в дополнительных средствах). Что же касается Ярославского завода, то план реконструкции и развертывания завода не разработан. Совершенно особо следует отметить, что по заводу АМО не ведется никаких работ в отношении необходимых для РККА 3‑осных машин. Опытный экземпляр, заказанный в Америке, заказан без учета тех требований, которые должны к этим машинам предъявляться в условиях СССР. В соответствии с этим считаю совершенно необходимым обязать ВАТО немедленно передать НКВМ чертежи и опытный экземпляр типового автомобиля (2‑2,5 т), безотлагательно разработать план развертывания производства на Ярославском заводе и форсировать разрешение вопроса о производстве 3‑осных автомобилей.

Следует обратить также самое серьезное внимание на упорядочение взаимоотношений между ВАТО и Металлостроем, ведущих работу по Автострою, в целях обеспечения последнего строительными материалами, во избежание срыва производственного плана.

Устранением указанных недочетов в работе в значительной мере подвинется вперед дело развертывания автостроения и, следовательно, дело реального обеспечении моторизации РККА.

С товарищеским приветом, Ворошилов

Примечание:

1* Так в тексте, речь идет о 1929 г.

РГВА. Ф. 4. Оп. 1. Д. 1016. Л. 37—37 об. Заверенная копия.