Из речи т. Стецкого. 27 февраля 1937 года

Реквизиты
Направление: 
Государство: 
Датировка: 
1937.02.27
Метки: 
Источник: 
Вопросы истории, 1993, № 7, стр. 5-7

Андреев. Слово имеет т. Стецкий.

Стецкий.

Товарищи, правильно, что подготовка к выборам в Верховный Совет и другие органы советской власти начинается с наших партийных организаций, потому что это будет настоящая проверка и мобилизация, подготовка к выборам не только политическая, о которой здесь говорил т. Жданов, но и подготовка организационно-техническая. Надо сказать, что у нас в низах еще довольно фантастическое представление о тайном голосовании, что это такое закрытое, тайное голосование. Так что даже с этой стороны подготовка наших партийных организаций имеет огромное значение. С точки зрения подготовки к выборам по новой Конституции нам надо проверить и вторую отрасль нашей работы, это — массовую работу. Здесь правильно указывалось, какое будет иметь значение и какова будет сложность подхода в этой новой системе выборов.

Дело пока обстояло просто, потому что за кандидатурой, которая выставлялась по списку, стоял авторитет партийной организации, и массы при открытом голосовании по списку большей частью голосовали за партию, иногда вне зависимости от деловых свойств того или другого кандидата, насколько он им известен, и т. д. Сейчас дело будет сложнее при голосовании персональном и тайном. Здесь нужно, чтобы кандидатура и по политическим и по деловым качествам была на виду у масс, и массы знали ее с этой точки зрения.

И не нужно обманываться: нам предстоит большая оживленная избирательная борьба, товарищи справедливо на это указывали. Если говорить о том, по какой линии эта борьба будет вестись, то, конечно, надо сказать, что враждебным организациям трудно будет выступить со своими кандидатами в Верховный Совет, но что касается низовых советов — районных, городских, сельских в особенности, то тут избирательная борьба будет чрезвычайно серьезная. (Сталин. Ряд сельсоветов может попасть в их руки.) И в этом отношении ряд сведений говорит о том, что подготовка идет по этой линии не только со стороны церковников. Тов. Хрущев сегодня говорил относительно эсеровской организации, которая раскрыта в Рязани и которая вела подготовку к выборам. Есть целый ряд других сигналов.

Я вам хочу напомнить еще об этом факте. Радек на Конституционной комиссии выступил с предложением относительно того, чтобы было разрешено выставлять любому гражданину или группе граждан свою кандидатуру в совет. Очевидно, здесь был далекий расчет на то, чтобы провести кое-кого из своих, своими средствами и т. д. Несомненно, осколки, остатки троцкистской организации и правых еще имеются. А у нас кандидатуры будут выставляться не только от партийных организаций. И вот, что касается низовых советов, то здесь борьба пойдет часто по самым насущным экономическим нуждам, по бытовым вопросам, демагогия будет разводиться враждебными элементами большая. Причем они, конечно, не будут выступать с открытым забралом, а улавливать избирателей на их непосредственных нуждах, формально выступая на советской платформе. С этим, конечно, нужно считаться, и с этой стороны наши организации должны быть подкованы как следует.

В этом отношении, мне кажется, что сейчас нужно не только привести в готовность нашу партию, наши организации, но нужно изучать и лицо избирательных округов. Мы должны знать, кто эти избиратели, что они из себя представляют. У нас в этом отношении часто рисуют себе какую-то сплошную картину: рабочие, колхозники и т. д. На самом деле это совсем не так просто. Избирательные округа совсем не одинаковы, и проводить здесь работу будет сложно. Если взять даже московские районы, то население в ряде этих районов, которое охвачено нашими организациями, нашей организационной работой, представляет большинство в 60–70%. Но еще имеется большой слой людей — это кустари, рабочие мелких кустарных мастерских, люди свободных профессий, слой домашних хозяек и т. д., которые представляют значительный вес и которые обычно не учитываются. К ним тоже необходимо будет подойти, и с ними своевременно нужно поставить работу, чтобы выяснить их нужды, установить, что они из себя представляют, для того, чтобы во время выборов у нас не было никаких неожиданностей.

За—последнее время в смысле массовой работы мы имели некоторое улучшение в связи с обсуждением Конституции. Обсуждение Конституции и до VIII съезда советов и после Чрезвычайного VIII съезда советов представляет из себя огромный факт. И массовые собрания, которые происходили повсюду, и кружки по изучению Конституции не только среди партийцев, но и среди беспартийных рабочих и колхозников, которые были организованы и работают в настоящее время повсюду,— они представляют собой событие большой политической важности. Но с точки зрения руководства этим делом у нас обстоит положение чрезвычайно скверно. И если будет так продолжаться дальше, то к выборам мы подойдем неподготовленными. В этом отношении со стороны райкомов и обкомов имеет значение и то обстоятельство, на которое указывают тезисы т. Сталина,— это то, что люди увлеклись хозяйственной работой. С другой стороны, что они переоценивают, делают неправильный вывод из факта безграничного доверия трудящихся масс к нашей партии, считая, что раз мы имеем безграничное доверие, все голосуют за нас, все стоят на советской платформе... (Сталин. Некоторые границы доверия все-таки есть. Гул одобрения.) Но сейчас народ за нас, за партию. И, мне кажется, делать из этого вывод, что никакой ни агитационной, ни массовой работы вообще вести не нужно, было бы крупнейшей ошибкой.

Трудностей и недостатков у нас еще много. Выросли и запросы, и культурные и экономические, трудящихся масс. Нельзя оставлять безнаказанно, без внимания, без разъяснения те вопросы, которые волнуют, интересуют массы, отдельные слои, группы, профессии. Любопытный случай совершенно неправильного бюрократического подхода нашел свое выражение в одной партийной организации Саратовской области. Парторганизация Саратовского ОблФУ приняла такое решение: «Поручить парторгу т. Павлову поставить в районном комитете вопрос о нецелесообразности проведения массовой работы в условиях аппарата ОблФУ». Спрашивают, почему? Потому, что некого и незачем агитировать, все грамотны и поэтому незачем вести массовую работу. Вот такое бюрократическое отношение, может быть не столь ярко выраженное, существует и среди некоторых наших руководящих партийных комитетов, где массовая работа, агитационная работа находится сейчас в забросе.

Мы в последнее время проверили целый ряд организаций. Идет обсуждение Конституции, проводятся всякого рода кружки и т. д., а как обстоит с руководством со стороны наших обкомов, со стороны райкомов и т. д.? Ведь целый ряд областных комитетов в течение года ни разу не поставил вопроса о том, что же делается внизу, кто и как эту работу ведет, как направляет эту работу райком и т. д. Это относится к Челябинской организации, к Челябинскому обкому партии, т. Рындин. Это относится к Днепропетровскому обкому. Тов. Хатаевич горячо выступал сегодня за агитацию, но в течение года Днепропетровский обком ни разу не поинтересовался, как же идет эта важнейшая работа по обсуждению Конституции. (Голос с места. Интересовался.) Это относится и к ряду других областей.

Товарищи, это положение чрезвычайно серьезное, потому что оно приводит к тому, что в роли руководителей этих кружков, в роли людей, которые ведут эту работу, оказываются совсем не наши, не советские элементы, не советские люди. В Ивановской обл., например, выяснилось, что в Наволокском р-не вели работу враги партии, исключенные из партии, отданные под суд, которые по-своему разъясняли Конституцию. Так, по Вяземскому р-ну Западной обл. выяснилось, что комсомольцы при изучении истории партии обращались за консультацией к попу, потому что он человек грамотный, а впоследствии поп оказался организатором банды. Вообще надо сказать, что сложность положения заключается в том, что попы сейчас встали как будто на платформу советскую, на платформу Конституции, они служат молебны, выносят всякого рода благодарственные адреса по поводу Конституции и т. д., а на самом деле разъясняют ее по-своему. По целому ряду острейших вопросов они ведут антисоветскую агитацию. Вот все эти обстоятельства надо иметь в виду для того, чтобы направить нашу работу.

Я должен еще сделать замечание: по моему мнению, нам необходимо сейчас подумать о том, чтобы объединить рычаги агитации. Нам придется приводить в движение все — и радио, о недостатках которого вчера говорили, и восстановить перед выборами политический плакат, и листовку, и маленькие популярные брошюрки, использовать кино. У нас целый ряд рычагов даже в аппарате Центрального Комитета разбросан: радио находится в одном отделе, плакат находится в другом отделе и т. д. Надо подумать о том, чтобы эти рычаги действовали по одной линии, били в одну точку, потому что иначе мы не сможем как следует направлять всю эту массовую работу.