Из обзора-сводки № 8 Политуправления РККА о «крестьянских настроениях» в армии. 19 декабря 1928 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.12.19
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 467-473.
Архив: 
РГВА. Ф. 9. Оп. 28. Д. 68. Л. 81—84 об. Подлинник.

 

№ 141

Секретно.

I. Отношение к хозяйственной политике партии

Общие политические настроения бедняцкой части и основной массы середняков красноармейцев складываются в пользу Советской власти. Недовольства крестьянской части красноармейцев, связанные с общей линией хозяйственной политики Советской власти, несколько оживились после прибытия в части молодняка, но острого проявления их политорганы не отмечают. Как старослужащие, так и красноармейцы пополнения говорят в ряде случаев об улучшении работы местных организаций, ослаблении в деревне товарного голода, в некоторых случаях об удешевлении товаров. Имеются, однако (главным образом, со стороны пополнения), разговоры обратного свойства, «насвежо» принесенные из деревни, отражающие собою влияние кулацкой агитации. Сюда, например, относятся жалобы на быстрый темп индустриализации страны, на невнимание правительства к развитию индивидуальных хозяйств, низкие цены на хлеб и т.д, Часто наблюдается со стороны молодняка непонимание нынешних хозяйственных затруднений; недостаток хлеба объясняется большим экспортом его за границу и т.д. Имеются также жалобы на недостаточную помощь государства бедняцким и середняцким хозяйствам: «Больших разговоров вокруг этих вопросов (хлебозаготовок, посевной кампании и др.) среди красноармейцев в настоящий момент не имеется. Как и в письмах из деревни, так и приезжающими из деревни красноармейцами подтверждается лучшая, чем прежде, работа кооперации и ослабление остроты товарного голода в деревне. Есть также сведения об удешевлении товаров. Известная часть красноармейцев все же опасается повторения чрезвычайных мер, расценивая иногда отмену последних как "уловку", сделанную под нажимом масс» (3 КСД).

«В отношении посевной кампании жалобы имеются в отношении несвоевременной выдачи семссуды, повлекшей за собой в некоторых селах сокращение посевной площади. Некоторые из середняков сокращение площади посевов зажиточными и кулаками расценивают как результат нажима на кулаков» (п/д ПУ ККА № 56 от 31 октября 1928 г.).

«Бедняцкая и батрацкая часть пополнения отмечает улучшение работы местных организаций, в частности кредитных. Наряду с этим имеются недовольства недостаточной помощью хлебом, есть ряд заявлений о том, что помощь бедняку и середняку недостаточна. Середняцкая часть пополнения больших недовольств не высказывает. Есть недовольства отсутствием предметов первой необходимости, говорят, что "местным организациям дали слишком много прав". Проявляется ревность к рабочим, недовольство лучшим положением его, переходом на 7-часовой рабочий день и т.д.» (п/д подива 16 от 5 декабря с.г.).

...«Покавбриг Особой отмечает, что в разговорах молодых красноармейцев можно часто слышать жалобы на низкие цены на хлеб, на дороговизну промтоваров и отсутствие их в деревенских кооперативах, на незаконные действия местных властей при взимании налога и вообще жалобы на "тяжелую крестьянскую жизнь", причем в этих настроениях подчас сквозит кулацкий оттенок. Погарн г. Москвы отметил наличие резких крестьянских настроений у молодняка, приводит следующие разговоры в его среде: "Продовольственные затруднения объясняются недостаточным вниманием правительства к индивидуальным крестьянским хозяйствам", "индивидуальные хозяйства разоряются" и т.д.» (п/д ПУ МВО № 43 от 23 октября 1928 г.).

2. Отношение к коллективизации деревни

Отмеченные нездоровые настроения, имеющие место в той или иной степени во всех группах крестьян-красноармейцев, проявляются, по правилу, наиболее часто и в более резкой форме со стороны зажиточных и наиболее крепкой части середняков. Эта последняя группа красноармейцев относится явно недоверчиво и во многих случаях враждебно к развертыванию в деревне колхозов и совхозов, иногда открыто и активно агитирует против них среди остальной массы красноармейцев, наоборот, беднота и батраки в большинстве случаев линию на коллективизацию полностью одобряют, видя в ней единственный выход для улучшения собственного положения:

«В 3 полку 1 КСД чувствуется неудовлетворенность бедноты повышением цен на хлеб: "сперва бы нас — бедноту в коллективы организовали, а потом уж и набавляли"; "партия говорит, что беднота наша опора в деревне, а мы, как голодные волки, воем от голода и приходится преклоняться перед кулаком, чтобы он смиловался, продал пуд жита по «божеской» цене". Бедняки и батраки видят свою перспективу вне армии в организации коллективов и найме на государственные хлебные фабрики (совхозы). К организации совхозов и колхозов красноармейцы относятся положительно» (п/д ПУ ККА № 55 от 31 октября 1928 г.).

«Группа зажиточных переменников в 6 роте 27 полка 9 дивизии на сборах заявляла: "Пусть они из рабочих организуют коллективы, мы посмотрим, как они станут работать" (п/д ПУ СКВО № 46 от 17 октября с.г.).

«Батрацкая и бедняцкая часть пополнения положительно относится к коллективизации сельского хозяйства. Когда один из середняков заявил, что коллективные хозяйства разваливаются, что там много воровства и пьянства и что от коллективного хозяйства никакого дохода не получишь, то с ним вступили в спор бедняки, которые указывали, что колхозы — лучший выход для бедняка» (донесение подива 16 от 5 декабря с.г.)...

3. Сельхозналог

Наиболее значительное место занимают среди красноармейцев разговоры о новом сельхозналоге, которые особенно оживились после начавшегося поступления в части окладных листов и сообщений из дому о размерах обложения. Преобладают, как правило, разговоры о размерах налога и о порядке обложения, наиболее резко они проявляются со стороны зажиточных и мощных середняков, но жалобы имеются и со стороны бедноты, в связи со случаями несоблюдения на местах льгот красноармейским семьям, наложения налога на бедняков и т.д.

«Жалобы на тяжесть сельхозналога по-прежнему занимают значительное место в настроениях красноармейцев. Некоторые политорганы отмечают, что в последнее время случаи выражения недовольства сельхозналогом участились. После получения окладных листов и сообщения красноармейцам о ставках налога общие разговоры о последнем сменились разговорами о размерах налога и о порядке обложения» (п/д ПУ БВО № 60 от 14 ноября 1928 г.).

«Наряду с ошибками в исчислении налога, имеются случаи непредставления льгот красноармейским хозяйствам, положенных по закону. Получение этих льгот связано во многих местах с длительной перепиской и волокитой. В связи с этим наблюдаются жалобы красноармейцев на то, что "волокитчики на местах не хотят справедливо работать". Эти факты создают недоверие красноармейцев к местным органам власти. В ряде случаев красноармейцы выражают недовольство большим увеличением налога, для ряда хозяйств во много раз, сравнительно с прошлым годом. Есть также жалобы на большое обложение отхожих промыслов без учета состояния хозяйств, имеются разговоры, что "Советская власть хочет всех крестьян подравнять под бедняцкую группу, что налоговая политика приводит к мельчанию хозяйств, что приводит к недостатку хлеба"» (п/д ПУ МВО № 41 от 19 ноября с.г.).

Зажиточные проявляют, в связи с налогом, резкое недовольство, пытаясь влиять в этом же направлении на остальную массу красноармейцев. Имеются случаи скрытой агитации, запугивания бедноты тем, что «разорят, мол, кулака и бедноте некому будет помочь». Особое недовольство зажиточных вызывает практика индивидуального обложения, которая оценивается как прямой «грабеж крестьянства». Кое-где зажиточные выступают открыто и активно на красноармейских собраниях: «Зажиточные в 8 кавалерийской бригаде острее других групп реагируют на повышение ставок сельхозналога. Из боязни дискредитирования себя в глазах остальной красноармейской массы, зажиточные обсуждают налоговые вопросы втихомолку, скрывают содержание получаемых из дома писем, свои недовольства высказывают преимущественно в кругу красноармейцев, по той или иной причине недовольных политикой Советской власти, пытаясь через них завоевать расположение к себе бедноты и середняков, Зажиточные заявляют, что вся тяжесть налога падает на них и государство хочет сделать их середняками. Некоторые из зажиточных делают, в связи с этим, практические выводы, заявляя: "Надо входить в коллективы — там налогов меньше"» (из п/д [ПУ] САВО № 48 от 13 ноября 1928 г.).

«Недовольство идет, главным образом, со стороны красноармейцев из зажиточных и крепких середняков. Подив 37 отмечает: "Попытки зажиточной части красноармейцев скрыть размер обложения и, оставаясь незамеченными, использовать середняцкую прослойку для проявления своего недовольства налогом". Покор 5 отмечает, что красноармейцы из зажиточных и крепких середняков в ряде случаев небезуспешно пытаются навязывать свои настроения остальной массе красноармейцев. Так, например, курсант команды одногодичников артиллерийского полка 4 дивизии, Волков, получив из дома письмо с сообщением о непосильных ставках налога, стал выступать в среде курсантов, говоря, что "крестьянство в дальнейшем не будет заинтересовано вести хозяйство и перейдет на выработку нормы только для своего личного потребления, и если государство в этом году возьмет 400 р., то в будущем возьмет только 10 р.". Присутствовавший курсант Пратник (с высшим образованием, как чуждый элемент подлежит изъятию из Красной армии) заявил, что "имевший место недостаток хлеба на рынке объясняется тем, что крестьянство уже поняло, что его труд пропадает даром и обкладывается большими налогами, а последние не дают возможности подымать хозяйство или хотя бы удерживать на нынешнем уровне. Если политика Соввласти в отношении сельхозналога не изменится, то придет 1920 г., когда опять будут только продавать и работать на хлеб".

На предложение комвзвода артполка подписаться на второй заем индустриализации присутствовавшие 4 красноармейца заявили, что заем брать не станут, потому что Соввласть берет больше налога. Двое из этих четырех красноармейцев имеют крепкие зажиточные хозяйства.

Зажиточная часть красноармейцев особенно недовольна введением индивидуального обложения, которое они считают "грабежом крестьянства". Есть такие разговоры: "Налог в этом году увеличился в пять раз, а правительство неверно информируют, что только на 30%", "почему ту же сумму налога, которую набавили на крестьянство, не взыскать с промышленности, тем более, что восстановление крестьянского хозяйства идет слабее". Имеются указания на то, что налог такой же, как при царском строе, что в области налога партия приняла предложение троцкистской оппозиции» (п/д [ПУ] БВО № 6 от 14 ноября с.г.).

...Середняки-красноармейцы в известной своей части также выражают недовольство повышением ставок налога. Есть с их стороны жалобы на то, что «налоговая политика в деревне не дает возможности укреплять середняцкое хозяйство», «что она приводит к дроблению хозяйств». Вместе с тем, часть середняков отзывается о налоге одобрительно, считает его посильным и иногда даже выступает против притязаний зажиточных.

«В 8 кавалерийской бригаде большинство середняков настроено выжидательно, ожидает письма из дому с сообщением ставок налога. Некоторая часть середняков, хозяйства которых обложены повышенными ставками налога, открыто высказывают свои недовольства. Середняки сравнивают себя не с бедняками, а с зажиточными: "Разница в налоге для кулака и середняка небольшая", "на кулака поднажали, а от этого не легче середняку". Часть середняков одобрительно отзывается о классовом характере налога, недовольств на увеличение ставок налога не высказывает: "Мы с этим налогом справимся". Эта часть середняков дает отпор недовольствам зажиточных»  (из п/д [ПУ] САВО № 48 от 13 ноября 1928 г.).

«Отмечается недовольство части красноармейцев-середняков в связи с повышением (иногда слишком резким) суммы налога на середняцкие и зажиточные хозяйства. Так, например, один красноармеец 20 батареи в прошлом году платил 80 р., теперь 187 р.; в кавалерийском эскадроне 1 КСД налог красноармейцу увеличен: со 120 р. до 450 р. и т.д. В связи с этим увеличился приток заявлений красноармейцев в комиссии в связи с ходатайством о снижении налога» (п/д ККА № 55 от 31 октября 1928 г.).

«Все вышеуказанные разговоры исходят также и со стороны некоторых красноармейцев-середняков. Подив 29 приводит следующие разговоры красноармейцев-середняков: "Такой налоговой политикой власть разоряет крестьянство, хозяйство не подымается, а идет книзу", "крестьянство обманывают, у власти был один крестьянин — председатель ЦИКа — Калинин и тот оторвался от масс; когда сам был крестьянином — защищал крестьянство, а когда стал советским буржуа — забыл про них". "Везде говорят, что налог увеличили на 35% и за счет зажиточных, а на деле получилось не так. Зажиточного обложили гораздо меньше, чем середняков. В нынешнем году середняк переобложен, и очень намного, в то время как хозяйство осталось на одном уровне". "В настоящее время хуже, чем при царе. Раньше крестьян угнетали, так мы знали, что власть не наша, а теперь и ругать некого" и т.д.» (п/д [ПУ] БВО № 60 от 14 ноября с.г.).

...Бедняцкая часть красноармейцев в значительной своей части реагирует на налоговые настроения слабо, ведет себя пассивно в разъяснительной работе, в целом вполне одобряя налоговую политику Советской власти. Есть отдельные случаи, когда бедняки-красноармейцы, семьи которых не получили почему-либо положенных им льгот, примыкают к зажиточным и поддерживают их недовольства. В противовес этим единичным случаям часты и активные выступления бедноты против жалоб и нытья зажиточных.

«В 8 кавбригаде беднота вяло реагирует на налоговые вопросы, стоит в стороне, не принимая участия в борьбе с попытками влияния зажиточных на колеблющиеся элементы середняков и бедноты. Побрит объясняет пассивность бедноты уверенностью ее в том, что Манифест ЦИК СССР об освобождении от налога 35% хозяйств в достаточной мере гарантирует интересы бедноты, и тем, что "я бедняк, и с меня взять нечего". В отдельных случаях некоторые бедняки выступают с защитой зажиточных. В артиллерийской дивизии несколько льготников из бедняков, семьи которых не получили помощи на месте, со своими недовольствами примкнули к зажиточным: "От государства помощи не видали, а разорение зажиточных приведет к тому, что нам негде будет занять кусок хлеба"» (из п/д [ПУ] САВО № 48 от 13 ноября 1928 г.).

«У части бедняков имеется неуверенность в том, что новый закон "на низу" будет проведен правильно» (п/д [ПУ] ККА № 55 от 31 ноября 1928 г.).

«Бедняцкая и менее состоятельная часть середняцкой, как общее правило, налоговую политику в этом году одобряет. Есть случаи, когда красноармейцы отвечают другим красноармейцам, недовольным налогом: "Коль наложили налог, значит, есть с чего брать", "если с тебя берут в этом году 150 — 200 р. - значит, пользуешься наемным трудом". Вместе с тем, подив 37 отмечает, что значительная часть этих красноармейцев, при проведении разъяснительной работы, ведет себя пассивно и не содействует разъяснению классовой сущности налоговой политики указанием на конкретные факты. Это объясняется случаями неправильного исчисления ставок налога и взиманием его даже с бедноты» (п/д ПУ БВО № 60 от 14 ноября 1928 г.).

4. Ревность к бедноте и к рабочему классу

Недовольство ставками сельхозналога часто приобретает форму ревности к бедноте, враждебного отношения к ней со стороны зажиточных и отдельных групп середняков. Вместе с тем усиливается местами также ревность к рабочему классу. Взимание сельхозналога связывается с лучшей жизнью рабочего, с сокращением рабочего дня и т.д.

Обостряется также ревность к бедноте: «Возделанный нами хлеб дают лодырям-беднякам» (из п/д [ПУ] САВО № 48 от 13 ноября 1928 г.).

«Погарн г. Москвы приводит следующие выступления молодых красноармейцев, говорящие о ревности к бедноте, в связи с освобождением ее от сельхозналога: "Правительство неверно поступает, освобождая бедноту вовсе от налога, такой мерой не подымешь бедняка до середняка, а только еще больше укрепляется леность в бедноте" (2 химбатальон). "От сельхозналога беднота освобождена, зато на середняков налог стал в два раза больше прошлогоднего" (62 кавалерийский полк)» (п/д ПУ МВО № 43 от 23 ноября с.г.).

«Значительно острее проявляется ревность к рабочему классу: "Наши средства расходуются на клубы и театры". "Займы производятся потому, что рабочие живут на наши средства"» (из п/д [ПУ] САВО № 48 от 13 ноября 1928 г.).

«Налог и налоговая политика возбуждают вопрос о взаимоотношениях между рабочим классом и крестьянством, острее становится ревность к первому: "Хорошо служить в армии тому, кто работает на фабрике и на заводе. Они лучше обеспечены, государство для рабочего делает все, а на крестьянство совершенно не обращает внимания"» (86 полк).

Сельхозналог берут для уплаты жалования рабочим. Курсант полковой школы 12 полка Никулин заявляет: «Соввласть и ВКП(б) неправильно ведут политику в отношении крестьянства. С последнего берут все, а с рабочих ничего. Поэтому нет никакой надобности служить в Красной армии» (п/д [ПУ] БВО № 60 от 14 ноября 1928 г.).

«Со стороны молодых красноармейцев высказывается ревность к рабочим: "Рабочие хорошо живут, чисто одеваются, работают 7 — 8 часов, а крестьян жмут, они живут хуже рабочих" (кавбригада), "почему снабжают разными продуктами и товарами рабочих, а не крестьян, рабочих больше берут в школы, а середняков совсем не берут"» (п/д ПУ МВО № 43 от 23 ноября с.г.).

5. Льготные настроения

В связи с проведением сельхозналоговой кампании наблюдается оживление в частях льготных и иждивенческих настроений. Поступают заявления о денежной и другой помощи семьям, молодняк спешит получить удостоверения для своих родных на предмет получения льгот. «В связи с сельхозналогом наблюдается в 7 кавалерийской бригаде много жалоб на невнимательное отношение местных органов власти к представлению льгот по налогу. Часть этих жалоб подтверждается письмами. Так, в письме красноармейцу 79 кавалерийского полка отец пишет: "Я предъявил удостоверение в сельсовет, выданное из части, а мне говорят: "Много вас таких"».

...«Со стороны молодых красноармейцев Особой кавбригады имеется желание поскорей получить удостоверения и отослать их на родину на предмет получения льгот» (п/д ПУ МВО № 43 от 23 ноября).

«Ярко выраженных недовольств на налоги не имеется, но уже сразу по прибытии в казарму (2 стрелковый полк 1 дивизии) крестьянская часть пополнения стремится использовать красноармейские льготы по снижению сельхозналога» (п/д [ПУ] САВО № 51 от 3 декабря с.г.)...1*

Начальник III отдела ПУРа Черневский.

1* Опущены разделы: 6. Крестьянские настроения и партаппарат и 7. Крестьянские настроения в парторганизации и комсомоле.