Письмо В.Г.Яковенко — председателя Земельной и Избирательной комиссий приемной М.И.Калинина И.В.Сталину о посещении им Канского округа Сибирского края. 3 октября 1928 г.

Реквизиты
Направление: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.10.03
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 398-401.
Архив: 
Известия ЦК КПСС. 1991. № 7. С. 186-190.

 

№ 129

После 5-летнего перерыва я пробыл в своих родных деревнях Тасеевского и Рождественского районов Канского округа Сибирского края, бывшей Енисейской губернии с 24 июня по 23 августа 1928 г.

Все свое время я посвятил наблюдению за тремя вопросами:

1) имеются ли у мужиков резервы хлеба;

2) как идет процесс расширения посевной площади;

3) как реагируют крестьяне на все экстраординарные меры правительства, а также и на новый сельхозналог.

По первому вопросу можно со всей категоричностью утверждать, что у крестьянина не осталось даже того минимального переходного запаса, без которого нельзя себе представить существование сколько-нибудь устойчивого крестьянского хозяйства. Это подтвердилось тем, что когда были сняты чрезвычайные меры и наступил уже посев озимых, то на хлебном рынке оживления сколько-нибудь удовлетворительного не наступило. И посев озимых до начала нового обмолота не начался. Да это и подтвердилось еще и тем, что на рынке больше преобладал хлеб нового обмолота. Изменение погоды к ненастью давало от 30 до 50 к. повышения на пуд хлеба. Мужик, конечно, не мог старых запасов не выбросить на рынок, если бы они у него были. Максимум через месяц уже начнутся платежи по налогам, и хлеб на рынке должен будет дойти до нормальных цен. А нормальные цены ниже существующих процентов на 150 — 200.

По второму вопросу в отношении посевной площади: проехавши сотни верст по крестьянским полям и побеседовав с большим числом крестьян, я убедился, что расширение посевной площади приостанавливается. Характерно то, что ни одной борозды новой целины не было распахано, за исключением подтаежных мест, где распашка производилась переселенцами, прибывшими в 1926/27 г., а также в деревнях, которые после передела земли (передел происходил по классовому признаку, маломощным хозяйствам земля отводилась вблизи и распаханная, а крепким хозяйствам отводилась дальше нераспаханная, у маломощных осталась необработанной распаханная земля, а крепкие хозяйства в этих деревнях ограничились небольшим количеством распашки).

Что касается брошенных полей, заросших дудуками, хотя их и не так много, но все же их можно встретить. Нужно еще добавить к этому, что в мужицком хозяйстве произошло некоторое уплотнение посева: если раньше хозяйство имело 15 дес. распаханной земли, то у него из них было засеяно минимум 9,5 или 10 дес. Теперь это изменилось несколько: из 15 дес. будет засеяно восемь дес., но ни в коем случае не больше девяти дес. Это произошло потому, что сильно сократился посев овса и в корм скоту идет пшеница. На вопрос: Почему вы сократили овес? — некоторые отвечают, что семян недостаток, а некоторые говорят прямо: Конечно, не следовало бы пшеницей скот кормить. Правда, обработать, пожалуй, легче 2 дес. овса, чем десятину пшеницы, но ведь это расширит посевную площадь, а потом попадешь в другую группу, да еще какие-нибудь неприятности. — Ну, а почему у вас так рожь сократилась? — Да что рожь, да она что-то плохо родится. Да и тоже ржаная десятина налог плохо окупает.

Я им говорил: Ведь вы можете при одной пшенице остаться в тяжелом положении, — засуха пшеницу побивает, да и мороз не очень редкий гость. — Ну что же, все равно.

И что характерно — за два месяца ни в одной крестьянской семье я не видал ржаного хлеба, да, пожалуй, мука скоту в значительном количестве идет пшеничная.

Личный опрос крестьян д. Колон, 100 дворов (во время партизанщины была выжжена Колчаком) — официально посевная площадь повысилась, но, переговорив с десятком — двумя мужиков, то все они сознаются, что в этом году некоторые хозяйства сократили по две —три десятины. — Прошлый год мы все записывали хозяйственные десятины (3200 кв. саж.), а в этом году мы выполняли директивы посева на двор и записывали казенные десятины (2400 кв. саж.). Все сходились на одном, что в этом году у них в деревне недосева десятин 150.

О настроении крестьянства. Крестьяне в тех местах, где я побывал, ходят точно с перебитой спиной. У них пропал тот интерес к новшествам и к стремлению двигаться вперед.

Сибирь все еще сохранила заимочные хозяйства. И, как правило, раньше крестьяне в субботние дни поздно вечером приезжали домой с заимки, а в воскресенье вечером, или, в крайнем случае, в понедельник утром уезжали обратно. В данное время, обычно в субботу рано, мужик приезжает домой и в понедельник к ночи, и то не каждый, уезжает на заимку. В понедельник большинство из них слоняется по базару, собираются группами, выпивают и жалуются друг другу на судьбу. И когда задаешь вопрос: «Почему вы дома в рабочие дни?», то они отвечают: «Мы соблюдаем установленный для нас Соввластью режим. 67 статья нас карает за недосев119, а 107 — карает за то, что посеешь много, и вот мы в рамках этих сорока статей и приспособляемся к жизни». Я не буду останавливаться на хлебозаготовительной кампании, которая проходила в этих районах, как и везде. Я только отмечу один момент, который сильно утомлял мужиков. По какой-нибудь кооперативной системе дают задание какой-либо деревне заготовить 50 — 60 пуд. хлеба. Собирают сход и сидят на нем целый рабочий день. То вызывают Ивана, то Петра: ты пуд подпиши, ты полтора и т.д. И мужики уже всякого приехавшего таким манером заготовлять хлеб называют «молотильщиком». Вот опять приехал пудов 20 — 30 вымолачивать.

У мужиков преобладает мнение, что Советская власть не хочет, чтобы мужик сносно жил. Мужики рассматривают п[ункт] «а» ст. 27 как некоторый окрик: «Не лезь вперед», ибо, начиная с доходности в 400 р. в год на двор, налоговые комиссии могут от 5 до 25% прибавлять к доходу крестьянина и соответственно увеличивать налог, а 28 статью уже рассматривают как прямое наказание для ушедшего вперед120. Когда вы мужикам начинаете говорить о каких-нибудь новшествах и улучшении в хозяйстве, они вам сейчас же приводят в пример Юдиных и прочих крестьян, пострадавших от новшеств. Вот, мол, Юдин занимался культурой — получал премии на выставках подряд три года, а теперь остался в чужом доме и без коня. (Юдины — это крестьянская семья около 20 душ, которая перестраивала свое хозяйство по последнему слову науки. В 1925/26 г. он освобождался от сельхозналога и получал на с/х выставках премии за хороший скот и за полевые культуры.)

Мне хотелось еще остановиться на этих «преступниках», которые попали под кнут 28 статьи. Я бы мог привести очень длинный список их, но для примера возьму лишь три района: Канский, Рождественский и Тасеевский.

[1)] Деревня Ивановка Канского района, крестьянин Шкурено Иван:

1) посева — 16 десятин, 2) лошадей — 4, 3) овец — 13 шт., 4) свиней — 2,

5) коров — 4 шт., 6) жнейка самосброска, 7) шерсточесалка, 8) кустарная молотилка. Причитается с него налога 380 р. Семья — 12 человек.

Наемной рабочей силой никогда не пользовался. И когда он подсчитывает страховку, местные налоги и пр., то ему нужно уплатить 550 р. Максимум, что он может выбросить на рынок из зерновых культур, — это 800 пуд. хлеба.

За хлеб он получит на круг по 70 к. за пшеницу, рожь и овес, что составит в сумме 560 р. (пшеница в городе стоит 1 р., но надо принять во внимание, что провезти до города надо 60 верст).

2) Бурмакин Лавр (д. Колон) — партизан, семья — он, жена и при них старик дядя. Хозяйство во время партизайщины было все уничтожено белыми. Он сейчас имеет две лошади, две коровы, три свиньи, посеву 9 дес., и он попал тоже в группу этих «преступников». В прошлом году он платил налогу 70 р., а в этом году — 174 р. (в Колоне кулаков 10 или 12 [на] 100 дворов).

3) Тараканов Дмитрий (с. Тасеево). В 1919 г. хозяйство его было все уничтожено Колчаком. С самого первого и до последнего дня он находился в качестве рядового бойца партизанских отрядов. За это время исключительно своим трудом восстановил хозяйство. Дом (но крыша еще не закрыта), надворные постройки, имеет 4 лошади, коровы — 4 шт., жнейка-самосброска, молотилка артельная, сенокосилка, посеву 14 десятин, овец — 10, свиней — 2, наемным рабочим трудом не пользуется. И, как называют мужики, тоже попал под «обдувальное» (вместо «индивидуальное») обложение.

Мне пришлось говорить по этому поводу с председателем Комитета взаимопомощи Тасеевского района — Малышевым Николаем (бывший командир первой роты партизанского отряда, краснознаменец). И, когда мы с ним перебрали тасеевских «преступников», кулаков в Тасеево оказалось 10 чел. Окружная власть на меньшее не пошла. Когда я ему сказал, что это самые настоящие труженики и что все они одинаковые, он мне ответил: «Так что же мы будем делать, когда у нас лучших нет, а нам приказано свыше, что в Тасеево должно быть обязательно 10 кулаков. А ведь на участках их еще труднее найти, там совсем таких нет. Тов. Емельянов ездил и там ничего не нашел, ему за это дали нагоняй в райкоме, и поехал член райкома — сколько он их найдет, я не знаю». Село Тасеево около 500 домов. Три четверти домов было сожжено Колчаком.

Теперь интересно проследить за самими «преступниками», как они реагируют на обложение. Каждый по-разному.

Дмитрий Тараканов озабочен — как бы сбыть пару лошадей и коров.

Бурмакин Лавр — ликвидирует все хозяйство и оставляет только одну лошадь и хочет заниматься извозом или поденной работой.

Шкурено Иван — 64 лет. Он плачет самыми настоящими слезами и говорит: «Я прожил 47 лет по городам, а вот семнадцатый год живу в Сибири. Только что вылез из грязи, а меня опять толкают в нее. Я от роду своей жизни такой обиды не встречал ни от кого».

Еще один пример из 27 статьи, из пункта «а». Рождественский РИК, д. Денисовка, Петр Быстров: семья состоит из 14 душ, брат, зять и уйма ребят. Петр Быстров, бывший командир третьего эскадрона партизанского отряда, чуть ли не до 1924 года находился в регулярной армии, последнее время был председателем машинного товарищества, с начала сентября 1928 г. работает председателем кредитного товарищества. Хозяйство свое начал строить из ничего. В этом году доходность хозяйства достигла 508 р. без вычета на едоков. Местная налоговая комиссия, прежде чем вычесть на едоков, применила пункт «а» ст. 27, потом вычла на едоков и тогда уже применяла исчисление с/х налога. Сколько ни пытался Быстров им доказать, что это неправильно, а ему в РИКе ответили, что мы работаем на основании инструкции округа.

Я говорю это о более или менее благополучном районе. По моему наблюдению, по трем районам процент кулаков, видно, не превышает 2%. Тасеев-ский район, как видно, обложен одним процентом, а может быть, несколько больше, Рождественский — чуть выше, а Канский, видно, еще повыше.

Южная часть Канского округа, из рассказа товарищей, по-видимому, обложена большим процентом кулаков. Инструкция по применению 28 ст. устанавливает средним — 3% и колебание допускает не ниже 1 — 5%.

Я также пытался выявить отношение населения к этому обложению. Из целой сотни бесед с мужиками (тут были бедняки, середняки и так называемые «кулаки») все со вздохом заявляли: «Вот это обложили, так обложили».

О коллективах я скажу очень немного. Мне нигде не пришлось установить в коллективе, чтобы, работая, единица капитала и труда давала больше продуктов, чем в середняцком хорошо налаженном единоличном хозяйстве. Бытовой вопрос продолжает быть очень тяжелым, а также везде замечается небрежное отношение к живому и мертвому инвентарю. Вследствие этого руководители коммун и артелей находятся в весьма тяжелом положении. По видимому, вопрос о форме коллектива должен привлечь самое серьезное внимание.

Два слова о контрактации. Контрактация и скупка на корню своим шумом насторожила деревню, что хлеба мало, и у мужиков создали настроение — призадержать хлеб до весны. Нередко можно слышать от мужиков, что раз с осени так забегали, то весной, несомненно, хлеб будет дороже.

Подготовка земли на будущий год проводилась очень вяло. И, несомненно, в товарных районах, а также и многопосевных отдельных хозяйствах она сокращена.

В.Яковенко.

Москва, ул.Грановского,

д. № 3, кв. 59, тел. 97-08.

119 Так в тексте. Номер статьи указан ошибочно (статья 67, касающаяся уклонения от призыва на действительную военную службу, была отменена в июне 1927 г.). По-видимому, имеется в виду статья 61 УК РСФСР (см. прим. № 185).

120 Статья 27 «Положения о едином сельскохозяйственном налоге на 1928—1929 год» гласила: «В целях приближения облагаемого единым сельхозналогом дохода к действительной доходности сельского хозяйства устанавливаются для единоличных хозяйств в зависимости от общей суммы их облагаемого дохода от всех источников процентные надбавки к исчисленному по нормам доходу их от сельского хозяйства (т.е. от полеводства, луговодства, скотоводства и спец. отраслей).

Советы народных комиссаров союзных республик или по их поручению краевые (областные) исполнительные комитеты устанавливают для каждой губернии и округа:

а) различные размеры общего (от всех источников) облагаемого дохода отдельного хозяйства, при котором производятся упомянутые надбавки, однако не ниже: в РСФСР и УССР — 400 руб., в Белорусской, Узбекской и Туркменской социалистических советских республиках — 350 руб., в Закавказской Советской Федеративной Социалистической Республике — 300 руб.

б) размеры надбавок в зависимости от общего размера облагаемого дохода хозяйства, но не ниже 5% и не выше 25% исчисленного по нормам дохода его от сельского хозяйства.

Примечание: Советам народных комиссаров союзных республик предоставляется право устанавливать изъятия из настоящей статьи для хозяйств, общий облагаемый доход которых на одного едока не превышает 50 руб., а также для хозяйств, которые за отсутствием собственной тягловой силы и инвентаря прибегают к найму таковых».

Статья 28 гласила: «В отношении единоличных хозяйств, особо выделяющихся из общей крестьянской массы в данной местности своей доходностью и при том нетрудовым характером своих доходов, волостные и районные налоговые комиссии исчисляют не по нормам, а на основании общих имеющихся у них сведений, сумму облагаемого дохода этих хозяйств от всех источников в соответствии с их действительной доходностью» (СЗ СССР. 1928. № 24. Ст. 212).