Центральный аэро-гидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского
Центральный аэро-гидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского
(Основан в 1918 г.)
Центральный аэро-гидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского (ЦАГИ) захватывает в своей работе не только область авиации, но и ряд других проблем аэро-гидродинамики.
Возникнув из небольшого научно-исследовательского кружка в 1913 г., он стал к 10‑летнему юбилею мощной научно-исследовательской организацией, имеющей в своем составе ряд лабораторий и до 600 сотрудников.
С 1923 г. институт начал планомерную постройку новых лабораторий. К настоящему времени готовы аэродинамическая лаборатория с дополнительной лабораторией ветряных двигателей, гидродинамическая с опытным бассейном, лаборатория для гидравлических и гидротехнических исследований, лаборатория для испытания авиационных материалов, винтомоторная лаборатория и опытные мастерские; в процессе постройки находится лаборатория испытания авиационных конструкций.
Создание этих лабораторий, по своей мощности и оборудованию стоящих в ряду лучших мировых лабораторий, протекало параллельно с интенсивным развертыванием нормальной работы института. Одной из крупнейших работ института целиком используемой в промышленности, является работа по металлическому самолето- и глиссеростроительству.
Без преувеличения можно сказать, что работами ЦАГИ создано в СССР металлическое самолетостроение, причем самолеты ЦАГИ, частью уже переданные в серийное производство, не уступают лучшим заграничным конструкциям, как это показали блестящие перелеты: прошлогодний европейский и перелет Москва — Токио — Москва в этом году.
Помимо обслуживания авиационной промышленности непосредственной передачей в производство разработанных в институте опытных конструкций, ЦАГИ оказывает и другую помощь авиапромышленности. Для конструкций, разрабатываемых непосредственно промышленностью, ЦАГИ выполняет всю исследовательскую работу в своих лабораториях и консультирует в процессе разработки проектов. В частности ни один вновь построенный самолет не может быть допущен к полету без предварительного аэродинамического испытания его модели в институте.
Из работ не авиационного характера следует отметить, помимо ряда теоретических работ, работы по ветряным двигателям, вентиляторам, специальным отстойникам и, наконец, недавно развернутые исследования для Днепростроя.
Энергия ветра, рационально используемая, может дать значительный дополнительный ресурс в общей массе используемой энергии. Поэтому работы института в этой области имеют несомненно весьма существенное значение. Благодаря применению к расчету ветряка современных аэродинамических теорий, подкрепленных опытами в аэродинамических трубах, ЦАГИ удалось разработать особую конструкцию ветряка, дающую весьма хорошие результаты: равномерность хода (колебания не свыше 10 проц.), при надежной аэродинамической регулировке; невысокую, по сравнению с американскими, установочную стоимость, хорошую сопротивляемость бурям и возможность выполнения крупных по мощности агрегатов. ЦАГИ построено несколько опытных ветряков. Из них наибольшего внимания заслуживает ветряк в 50 сил, построенный в Баку для пробной откачки нефти.
Кроме этого ветряка ЦАГИ разработана серия маломощных ветряков, которые уже изготовляются на Костромском заводе Металлосиндиката.
Кроме того, ЦАГИ разрабатывает проект ветряного двигателя в 100 лошадиных сил для осуществления электрификации Крыма.
Вопрос о вентиляторах имеет существенное значение в деле экономии мощности затрачиваемой в различных отраслях промышленности на вентиляцию. Полученное ЦАГИ увеличение коэффициента полезного действия на 10 проц. по сравнению с распространенными вентиляторами Сирокко, правда, пока в области не особенно высоких напоров, уже может дать существенную экономию. Проведением этой работы в жизнь сейчас сильно заинтересован институт.
Не останавливаясь на роботе по конструированию аэродинамических отстойников для улавливания очесов в текстильной и хлопковой промышленности, следует отметить начатую сейчас работу для Днепростроя. ЦАГИ исследует сейчас экспериментально на модели вопрос о том, как изменится движение воды в Днепре после возведения плотины и как надо обеспечить возможность подхода судов к шлюзам.
Проф. С. ЧАПЛЫГИН