Сводка ЭКУ ОГПУ о результатах операций против частных хлебозаготовителей. 11 мая 1928 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1928.05.11
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 265-267.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 6. Д. 567. Л. 483-489. Копия.

 

№ 99

Сов. секретно.

К спекуляции хлебом

Спекулятивные тенденции крупных держателей хлеба в одинаковой мере характерны как для частных хлебозаготовителей и хлеботорговцев, так и для кулацких элементов деревни. При этом необходимо отметить, что последние, то есть кулацкие элементы, стремятся, опять-таки в целях спекуляции, умножать свои собственные запасы хлеба, скупая его у нуждающихся крестьян по повышенным, против конвенционных, ценам. Факты припрятывания частными хлебозаготовителями и хлеботорговцами хлеба с полной очевидностью были установлены при обысках во время арестов частников, а равно и при ведении расследования спекулятивной деятельности последних, дела о которых в настоящее время или уже заслушаны Особым совещанием, или будут заслушаны им в ближайшее время.

Ниже приводятся выдержки как из обвинительных заключений по вышеуказанным делам, так и из специальных докладов местных органов об итогах операций против спекулянтов, составленных по материалам расследований.

Спекулятивные действия частных хлебозаготовителей характеризуются следующими нижеприведенными цитатами:

«Торговец  г. Каинска Сергеев Н.Г., превышая цены на 50—100 %, большую часть заготовок производил ночью и весь заготовленный хлеб не продавал, а держал его у себя в амбарах, выжидая весенней посевной кампании. Во время ареста у Сергеева было обнаружено 868 пуд. припрятанных хлебопродуктов» (Сибирь, Барабинский округ).

«Частник в округах после проведенных операций пассивен и с заготовительной работы ушел. Во время операции обнаружены тайные склады зерна: в Нежине — до 10 000 пуд., в Мариуполе — 10 000 пуд., в Одессе — 4000 пуд., в Черкассах — 20 000 пуд., в Прилуках — 3500 пуд., в Первомайске — 6700 пуд., в Харькове — 30 000 пуд.» и т.д. (Украина).

«Результаты операции дали изъятие значительного количества хлебных запасов у частных заготовителей. Например, по одному Воронежу только у двух фирм было изъято в исчислении по конвенционным ценам хлеба на сумму около 50 000 р. Операция совершенно парализовала заготовки частников» (Воронежская губ.).

«Операция по частным хлебникам закончена. При обысках обнаружено до 40 000 пуд. хлеба, причем наибольшее количество отобранного хлеба падает на Сердобский и Аткарский уезды, где действовали наиболее крупные частные фирмы. У одного частника Сердобского у. было конфисковано 12 000 пуд. хлеба» (Саратовская губ.).

«Арестовано по области 68 частных хлебозаготовителей. У некоторых арестованных хлебников запасы хлебопродуктов определяются до 10 000 пуд. Всего по области опечатано до 70 000 пуд. Следствием установлено нарушение конвенционных цен до 60%, что не давало никакой возможности госзаготовителям вести заготовки» (Уральская область).

«У арестованных частников-хлебников найдены значительные запасы припрятанного хлеба. Так, в Красноярском округе эти запасы у отдельных частников доходили до 3000 пуд. В Каменском округе — до 1500 пуд., в Иркутском — до 2500 пуд., в Бийском — до 2000 пуд.» и т.д. (Сибирь).

«По пока неточному подсчету у арестованных частных хлебников обнаружено до 7000 пуд. хлеба. Точный учет хлеба частники не вели. Следствием установлена умышленная задержка хлеба с целью поднятия цен» (Пензенская губ.).

Вышеприведенные сообщения имеют в виду частников, работавших в районах хлебозаготовок. Относительно действий частников-хлеботорговцев в потребляющих районах имеются, например, следующие данные:

«Владелец крупной хлеботорговой фирмы Ягудин И.И., пользуясь своими обширными связями среди частных хлебных торговцев и местных кооператоров, систематически получал от последних хлебные грузы и, пользуясь имевшими место особыми затруднениями на хлебном рынке, во время которых хлебопродукты брались нарасхват, выпускал их на рынок по ценам, превышавшим установленные до 100%» (Астраханская губ.).

«Произведенные аресты среди частных хлеботорговцев в результате дали значительное количество конфискованных хлебопродуктов, в некоторых случаях было обнаружено до 1000 пуд. Всего же хлеба отобрано на 70 000 р. по твердым ценам, несмотря на то, что хлебный рынок переживал крайнее обострение» (Владимирская губ.).

«Арестовано 16 наиболее крупных частных хлебников, торговавших, главным образом, в рабочих центрах: Иваново-Вознесенске, Кинешме, Шуе и т.п. Цены этих частников превышали цены государственных и кооперативных организаций от 80 до 100%. При арестах отобрано припрятанного хлеба на 9000 р.» (Иваново-Вознесенская губ.).

«По одному г. Ленинграду арестовано 29 наиболее крупных частных хлеботорговцев и комиссионеров, занимавшихся спекуляцией мукой и злостным нарушением экономического регулирования на транспорте. Проведенная операция дала ослабление ажиотажа с хлебными продуктами и прекратила выкачку из магазинов кооперации и государственной торговли хлебных продуктов на частный рынок. У арестованных конфисковано хлеба на 87 000 р. по твердым ценам» (Северо-Западная область).

«У трех частных торговцев хлебом при обыске во время ареста обнаружено припрятанного хлеба на 10 000 р.» (Ярославская губ.).

«Во время массовых операций обысками у частников обнаружено до 100 000 пуд. разного хлебофуража» (Белоруссия).

Спекулятивные тенденции кулачества усматриваются из следующих сведений:

«Пичугин Ф.И., крестьянин-кулак Ачинского округа, имея большие запасы продуктов, хранил у себя около 2000 пуд. хлеба и не выпускал таковой на рынок, ожидая повышения цен и намереваясь этот хлеб продать в золотопромышленном районе» (Сибирь).

«Излишки хлеба на селе имеются, но сосредоточены они к настоящему времени в руках кулацких и зажиточных элементов. Данные производящихся обследований кулацких хозяйств показывают, что в отдельных дворах сосредоточено от 10 000 пуд. до 15 000 пуд. хлеба, а в некоторых случаях — и до 25 000 пуд.» (Саратовская губ.).

«Из репрессивных мероприятий в области хлебозаготовок в настоящее время наиболее широкое применение находит борьба с сокрытием кулаками хлебных излишков. В процессе проведения этих мер было установлено, что некоторые хозяйства имеют в запасе до 5000 пуд. хлеба» (Оренбургская губ.).

«Зажиточная часть деревни до сих пор продолжает скрывать излишки хлеба разными способами, вплоть до закапывания в яму. Отдельные хозяйства имеют хлеба от 1500 до 3500 пуд., категорически отказываясь от продажи его» (Уральская область).

«По ряду рынков отмечается скупка зерна кулачеством, несмотря на то, что оно имеет большие запасы хлеба прошлого года, выражающиеся в количестве до 5000 — 6000 пуд. Некоторые из кулаков предлагают сразу до 8000 пуд. хлеба, при условии, если им будет уплачено за него по рыночным (спекулятивным) ценам» (Самарская губ.).

«В Бийском округе арестованы кулаки, ведшие скупку хлеба для сбыта в Ойратии по спекулятивным ценам. В том же округе у отдельных кулаков, в связи с их отказом от сдачи хлеба и действиями по подрыву хлебозаготовок, отобрано от 500 до 3000 пуд. хлеба. Аналогичные мероприятия по кулачеству проведены по Омскому, Каменскому, Канскому, Барнаульскому, Рубцовскому округам, с обнаружением подобных излишков хлеба» (Сибирь).

«Кулачество и зажиточная верхушка села продолжает всячески задерживать хлеб, предсказывая неизбежное повышение цен на хлеб к концу кампании. Слышатся разговоры, что зачем, мол, вывозить хлеб теперь, нужно ждать, когда в нем и государство, и сельская беднота будут более нуждаться, и можно будет хорошо продать, до 5 р. за пуд» (Украина).

«Обращает на себя внимание спекулятивная деятельность отдельных лиц из среды крестьянства, которые сравнительно мелкими партиями скупают хлеб» (Оренбургская губ.).

Начальник 4 отделения ЭКУ ОГПУ Рапопорт.