2. План ГОЭЛРО

2. План ГОЭЛРО

Послевоенная разруха резко ударила также и по электрическим станциям России. Годовая выработка в 1920 г. составляла лишь 0,5 млрд. кВтч.

Первые конкретные мероприятия по созданию рациональной и технически обоснованной энергетики нашли свое выражение в плане ГОЭЛРО. В феврале 1920 г. была создана Государственная комиссия по электрификации России, разработавшая под руководством Г. М. Кржижановского и при самом близком участии В. И. Ленина перспективный план электрификации страны, имевший, помимо всего прочего, огромное политическое значение.

Нужно иметь в виду, что речь шла не просто о модернизации наших станций, а о том, чтобы «выравнять фронт нашей экономики с достижениями нашего политического уклада»[1]. План ГОЭЛРО представлял попытку дать в первом приближении набросок того, что Ленин называл «второй программой коммунистической партии», т. е. постепенного «перевода хозяйства страны, в том числе и земледелия, на новую техническую базу современного крупного производства, связанного прямо или косвенно с делом электрификации» (Сталин).

План ГОЭЛРО был утвержден в 1921 г. на VIII Всероссийском съезде советов. «В плане прежде всего демонстрировалась непосредственная зависимость топливоснабжения от электрификации. Рационализация топливного баланса наших индустриальных центров, уничтожение односторонней зависимости от дальнепривозного топлива путем использования местных топлив, например местных углей, торфа, сланцев и разнообразных продуктов лесных разработок, — все это было непосредственно увязано с ростом районных электрических централей. Все построение промышленности в свою очередь связывалось с необходимостью предварительного оздоровления ее топливной базы. Фронт сельского хозяйства имел непосредственную смычку с фронтом энергетики, потому что легко было показать и первейшую необходимость энергетического переворота в крестьянском сельскохозяйственном труде. Тогда же был сделан упор на тракторы и электрификацию сельского хозяйства, и одновременно отмечалась необходимость подъема в сторону производственного кооперирования крестьянского массива. Наконец, магистрализация транспорта с одновременной его электрификации охарактеризовывалась как основная линия транспортной реконструкции»[2].

Планом намечалось:

1. Разделение РСФСР на ряд районов в соответствии с их естественными ресурсами и намечающимся новым укладом планомерно обобществленного хозяйства.

2. Полная централизация энергоснабжения.

3. Широкое использование местного топлива путем сжигания на месте в топках районных станций и передача энергии через мощные районные сети.

Конкретно план ГОЭЛРО намечал создание 8 электрифицированных районов, для чего предполагалось сооружение в течение 10‑15 лет 30 районных станций суммарной мощностью в 1 500 000 кВт. Из этого числа 25 станций сосредоточивались в Европейской части России, именно в районах Ленинградском, Северо-Западном, Центрально-Промышленном, в Донбассе, на Кавказе и на Северном Урале. В Азиатской части России на первое время намечалось всего лишь 8 станций.

В каждом районе планом предусматривалось сооружение мощных районных высоковольтных сетей, объединяющих станции на параллельную работу и передающих энергию к потребителям.

В районные сети предполагалось включить также фабрично-заводские установки, работающие на топливных отбросах, и теплоэлектроцентрали.

Одновременно с сооружением новых объектов план ГОЭЛРО намечал широкие рационализаторские работы по модернизации и расширению лучших из существовавших электрических станций, перевод их по возможности на местное топливо и включение в районную сеть для параллельной работы с остальными станциями.

Примечания:

[1] Акад. Г. М. Кржижановский, К десятилетию плана ГОЭЛРО, “Большевик” № 23‑24, 1930.

[2] Сборник под редакцией акад. Г. М. Кржижановского “X лет ГОЭЛРО”, 1931.