1. Дореволюционная энергетика
1. Дореволюционная энергетика
Из всех отраслей народного хозяйства электроэнергетика более всего нуждается в строгом проведении планового начала.
Правильность решения технических и экономических вопросов в этой области всецело зависит от точного учета энергетических ресурсов страны, ясного знания перспектив развития промышленности, сельского хозяйства, транспорта и т. д. и создания таких взаимоотношений между потребителем и производителем электроэнергии, которые позволяют достигнуть максимального эффекта в целом.
Для этого необходимы объединение и группировка потребителей в нужных сочетаниях, централизация производства энергии и соединение его с теплофикацией, а главное, широкое использование местных сырьевых и энергетических ресурсов.
Полное удовлетворение всех требований, выдвигаемых рационально организованной энергетики, возможно лишь при строго плановом развитии хозяйства, т. е. при обобществлении его.
Что мы имели в дореволюционной России?
Отсутствие какой-либо плановости, чрезвычайно слабая индустриальная база страны, в которой раздробленное сельское хозяйство преобладало над всеми остальными отраслями промышленности, — и все это резко отразилось на дореволюционной электроэнергетике.
Электроэнергетики в полном смысле этого слова — не существовало. Были раздробленные мелкие коммунальные и фабрично-заводские установки, кустарно эксплуатировавшиеся и работавшие с очень низким КПД. Как правило, станции сооружались для обслуживания лишь какого-либо одного предприятия или небольшой группы потребителей, расположенных в непосредственной близости от источника электроснабжения.
Естественно, что и вопросы топливоснабжения, передачи энергии на расстояние и прочие рассматривались владельцами станций исключительно с узко коммерческой точки зрения.
О технических качествах этих установок можно судить хотя бы по тому, что еще в 1913 г. все они лишь за незначительным исключением работали на привозном топливе, что среди механических двигателей станций около 75% составляли паровые машины, среди двигателей внутреннего сгорания преобладали простые нефтяники, среди гидравлических двигателей — водяные колеса.
В Москве, на самой крупной станции «Акционерного общества электрического освещения 1886 г.» до 1910 г. стояли паровые машины в 1 000 л. с., которые по своим габаритам свободно могли конкурировать с современной турбиной в 50 000 кВт.
Главнейшими энергетическими центрами того времени являлись Петербург, Москва и Баку, т. е. районы с наиболее развитой индустрией. На всех десяти станциях этих городов было установлено в 1913 г. около 170 000 кВт, т. е. примерно 16,5% суммарной мощности всех электрических станций России. Но даже и на этих наиболее мощных установках, которые лишь условно могут быть подведены под современное понятие о районных станциях, по существу отсутствовало централизованное снабжение энергией потребителей. Станции работали изолированно, отличаясь подчас основными электрическими параметрами. Так, например, до 1914 г. Москва снабжалась электроэнергией от двух станций — «Акционерного общества электрического освещения 1886 г.» и «Трамвайной». Обе станции были трехфазного тока, первая имела напряжение 2,2 и 6,6 кВ, при частоте 50 пер/сек, вторая — 6,6 кВ при 25 пер/сек. Параллельной работы станций не было.
В Москве и ее районах воздушная сеть отсутствовала. Кабельная сеть охватывала преимущественно центральную часть города и имела в 1911 г. суммарную протяженность в 680 км, а в 1917 г. — 1 584 км (в 1932 г. протяженность ее равнялась уже 3 700 км). Отпускная стоимость энергии составляла для освещения 50 коп/кВтч, и для промышленной нагрузки — 35 коп/кВтч. Правда, перед революцией тариф был несколько снижен, но все же оставался высоким.
Начало строительства собственно районных станций относится к 1914 г.г когда в эксплуатацию вступила первая в России районная станция, использующая местное топливо и передающая энергию на дальнее расстояние. Этой станцией была «Электропередача» (ныне ГРЭС им. Классона) мощностью в 15 000 кВт, сооруженная в Богородске и предназначавшаяся для покрытия возросшей нагрузки Москвы[1]. Построенная в связи с этим линия «Электропередача» — Москва и понизительная подстанция в конце ее — также являлись первым шагом в строительстве сетей дореволюционной России и параллельной работы станций.
До этого линии электропередачи с напряжением порядка 20 кВ существовали лишь на нефтяных промыслах в Баку (с 1902 г.), на Брянских заводах и у ряда мелких установок в Донецком бассейне. Линия «Электропередача» — Москва имела к тому времени рекордные для России масштабы — напряжение 70 кВ и длину 70 км. Технические качества ее были довольно высоки, линия была двухцепная, на металлических опорах, с проводами 70 мм², подвешенными на тарельчатых изоляторах.
Одновременно в районе станции была сооружена относительно разветвленная сеть 33 кВ, распределявшая энергию по ряду фабрик и заводов.
Это была первая станция, которую можно отнести к типу районных. Дальнейшее строительство районных станций и сетей началось лишь после революции, на основе единого плана электрификации страны.
Однако уже тогда техническая общественность указывала на преимущества районных станций и громадные перспективы электрификации промышленности. На электротехнических съездах этого периода подчеркивалось, что районные станции должны играть решающую роль в развитии народного хозяйства и в бытовой обстановке городов. Но сооружению крупных электростанций и сетей препятствовали неимоверные трудности, связанные с получением концессий на эксплуатацию.
Характерно, что до революции в России не было ни одного крупного электротехнического завода, — все они сплошь были иностранного происхождения преимущественно германского, и в довоенное время их производственная деятельность неразрывно переплеталась с заграничными опорными пунктами. Неудивительно, что и большинство крупнейших станций того времени также находилось в руках иностранцев. В результате наследство, полученное советской властью, по статистике 1916 г.[2], сводилось к 250 станциям общественного пользования мощностью в 450‑500 тыс. л. с., с годовой выработкой около 1 млрд. кВтч. и 5 500‑6 000 частных станций, главным образом фабрично-заводских, общей мощностью 1,35‑1,5 млн. л. с. Годовая выработка энергии по всем видам станций составляла 3,6‑4,0 млрд. кВтч. В 1916 г. в России существовало всего лишь 12 станций, которые можно было отнести к станциям районного значения.
Суммарная мощность стационарных первичных двигателей в том же году составляла 3,0 млн. л. с. Большинство установок было чрезвычайно изношено, устарелого типа и работало с очень низким КПД.
Рост мощностей на станциях районного значения до 1917 г. приведен в табл. 1.
Таблица 1.
Рост мощностей на крупных станциях России за период с 1897 по 1917 г.
|
Продолжение
|
Примечания:
[1] Характерно, что передача энергии на расстояние для энергохозяйства того времени являлась столь новым делом, что это отразилось на названии станции.
[2] Акад. Г. М. Кржижановский, Введение к докладу Государственной комиссии по электрификации России VIII съезду партии.