Из информационной сводки Отдела информации и политконтроля ОГПУ № 22 с 20 июля по 3 августа 1927 г. 4 августа 1927 г

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1927.08.04
Метки: 
Источник: 
Трагедия советской деревни. Коллективизация и раскулачивание. Документы и материалы Том 1 май 1927 — ноябрь 1929. Москва РОССПЭН 1999. Стр. 84-86.
Архив: 
ЦА ФСБ РФ. Ф. 2. Оп. 5. Д. 394. Л. 88-89 об. Копия.

 

№ 6

...Крестьянство

Распродажа скота в связи со слухами о войне

Рязанская губ. 27 июля. Распространившийся в пос. Архангельском Милославской вол. Скопинского у. слух о мобилизации лошадей и рогатого скота, вызвал панику среди крестьян, в течение нескольких дней по селу было продано две лошади, двадцать голов крупного рогатого скота и несколько овец.

Курская губ. 18 июля. В пос. Александровском Прохоровской вол. Белгородского у. на базаре крестьяне за хороших лошадей, стоивших ранее 150 — 200 р., дают не более 120 р., за старых же и негодных для военных целей предлагают 125 — 160 р. Одновременно крестьяне стараются сбыть хорошие повозки, опасаясь, что в случае мобилизации они будут отобраны; повозки, стоившие  ранее 130—150 р. продаются за 100 — 110 р.

Черноморский округ. 18 июля. Среди казаков с. Павловского Крымского района в связи со слухами о войне наблюдается паника. Отмечены случаи распродажи лошадей и рогатого скота, прячутся серебряные деньги.

Пораженческая агитация

Курская губ. 27 июля. В с. Иванино Глушковской вол. Рыльского у. после собрания, на котором был сделан доклад о военной опасности, середняк в группе односельчан говорил: «За что мы пойдем воевать, у нас малоземелье, и нашу землю отобрал совхоз, который сдает ее нам же в аренду. За работы по 16 часов в день экономия платит крестьянам всего лишь 80 к., можно ли так жить. Мы воевать не пойдем, пусть стреляют нас».

Воронежская губ. 28 июля. В Бобровском у. на собрании Березовского района г. Бутурлиновки выступавший по докладу о международном положении кулак говорил: «Партия ВКП(б) обращается к нам только в трудную минуту для нее, а когда все обстоит благополучно, она забывает про нас, так пусть же партия и идет защищаться сама. Все мы против войны и не пойдем бить рабочих и крестьян других стран. Мы не желаем строить аэропланов, чтобы этими же аэропланами нас били, и чтобы не восстановить против себя рабочих других стран. Нам война не нужна, мы не хотим ее и воевать не пойдем. Все имеющиеся орудия, пулеметы и аэропланы нужно переделать на сохи и бороны». Данное выступление было поддержано некоторыми из присутствующих, и во время чтения резолюции, призывающей стать на защиту Соввласти, раздавались выкрики: «Долой такую резолюцию, мы начеку быть не хотим, и если мы на войну не пойдем, то сидячих бить не будут». За предложенную резолюцию из 250 человек присутствующих на, собрании проголосовало лишь 15 человек.

Московская губ. 25 июля. В Мамошинской вол. Воскресенского у. на собрании пайщиков Рождественского кооператива по докладу об опасности войны выступил зажиточный крестьянин (член церковного совета и член ВИКа), заявив: «Мы воевать не будем. Воевать должны те, кто получил улучшение от Совв ласти, но не мы, крестьяне».

Калужская губ, 25 июля. В д. Оликово Утешевской вол. Мещевского у. на собрании членов ККОВ20 по докладу о международном положении выступил середняк, заявивший: «Нам незачем кричать: Ведите нас против буржуазии, мы все, крестьяне, костьми ляжем на защиту Соввласти! Этого вам, коммунистам, не дождаться, так как крестьянам не за что защищать власть, она нам ничего не дала, а все права и привилегии дала вам, коммунистам, так идите и защищайте сами».

Сальский округ. 18 июля. В хут. Гражданском Заветинского района на общем собрании по вопросу о международном положении выступил зажиточный — бывший бандит, служивший у белых, со следующим заявлением: «Долой войну, мы воевать не пойдем, так как у нас нет такой техники, как у Англии, и воевать с ней нечего, она нас задушит газами. Пусть убьют дома, а раз мы не возьмем оружия в руки, нас, мирных жителей, не тронут». Его поддержал другой зажиточный, имевший связи с бандой: «Пусть другие державы придут, все равно хуже не будет». Эти выступления сочувствия у собравшихся не встретили.

Ачинский округ. 25 июля. Березовский район. Середняк д. Боровой в беседе о предстоящей войне говорил: «Война должна быть обязательно. Нам надо сперва побить своих гадов, которые сидят на нашей шее и получают по 130 р. и отбирают последнего поросенка в налог».

Агитация за создание «крестсоюзов»

С 20 июля по 3 августа зарегистрировано 10 случаев агитации за создание «крестсоюзов», из них по Центру — 6 (Московская и Курская губ. — по 1 случаю, Калужская и Тверская — по 2); Западу — 1 (Брянская губ.) и Сибири — 3 (Бийский округ — 1, Рубцовский — 2). Из 10 выступлений четыре имели место на собраниях. По характеру требований: политических — 2, по образцу рабочих профсоюзов — 4 и прочих — 4.

Калужская губ. 25 июля. В д. Киселево Балобановской вол. Малоярославецкого района бывшим торговцем и четырьмя кулаками среди крестьян ведется агитация за организацию «крестьянского союза», созыв «Учредительного собрания» и неуплату страховых платежей и с/х налога.

Бийский округ. 23 июля. Новиковскнй район. На почве недовольства налогом в с. Вятки крестьяне высказываются за создание «крестьянской организации», заявляя: «Нашего брата — крестьянина всюду прижимают. Вот теперь, например, налог — с кого, как не с крестьянина, дерут шкуру. Хотя нам и говорят, что это главным образом идет на содержание нашей же власти, служащих и на свои нужды, но мне кажется, что крестьянин этого не решал и не постановлял, а все ему навязывают сверху. Если бы крестьянину дали свободно самоустраиваться, без расслоения и диктатуры, тогда бы сельское хозяйство лучше бы росло и развивалось. Рабочие фабрик имеют свои союзы, через них защищают свои интересы, а крестьянину только приказывают. Если нам говорят, что крестьянская организация — кооператив, крестком и т.п., — это еще не то, что нужно крестьянину. Крестьянину нужно что-то большее, чем все эти организации».

Кулацкие и антисоветские группировки

Курская губ. 18 июля. В хут. Звягинцево Медвенской вол. Курского у. кулацкая группировка под руководством учителя открыто выступает против местных органов власти, дискредитируя последние и призывая население не подчиняться постановлениям местной власти. Группировка устраивает свои собрания и оказывает влияние на крестьян близлежащих хуторов.

Ленинградская губ. 15 июля. В д. Б.Верево Троицкой вол. и уезда часто собираются кулаки окрестных деревень и обсуждают способы борьбы с Соввластью. Группа кулаков ставит своей целью свержение Соввласти, проведение террора против коммунистов, ответственных работников и членов правительства, устройство погромов, порчу сооружений и имущества государства.

Шахтинско-Донецкий округ. 15 июля. Учитель Тищенского района сгруппировал вокруг себя казачью молодежь, ведет среди нее агитацию за автономию казачества и всячески компрометирует Соввласть.

Листовки и воззвания

Воронежская губ. 17 июля. Валуйский у. В с. Заломном на видном месте, где созываются общие сходы крестьян, была вывешена листовка следующего содержания: «Товарищи, скоро будет у вас Варфоломеевская ночь. Товарищи, при Советской власти нельзя развиваться сельскому хозяйству. Товарищи, граждане и гражданки, все-все на борьбу с Советской властью».

Помощник начальника Информотдела ОГПУ Буцевич.

Помощник начальника 2 отделения Герасимова.

 

20 ККОВ — Комитет крестьянской общественной взаимопомощи. Начало организации ККОВ было положено декретом СНК РСФСР от 14 мая 1921 г «Об улучшении постановки дела социального обеспечения рабочих, крестьян и семейств красноармейцев», в котором было предложено наряду с углублением практиковавшейся помощи крестьянству, рабочим и семьям красноармейцев со стороны государства организовать в каждом селении и волости взаимомопощь самого крестьянства через создаваемые при сельских и волостных советах ККОВ (СУ РСФСР. 1921. № 48. Ст. 236). Декретом ВЦИК и СНК РСФСР от 25 сентября 1924 г. было утверждено положение о ККОВ, согласно которому сельские ККОВы учреждались постановлением общего собрания (схода) граждан села и имели своей целью организовывать и проводить общественное социальное обеспечение в деревне, оказывать все виды помощи маломощному крестьянскому населению, содействовать кооперированию и объединению крестьянских хозяйств в простейшие коллективные объединения, создавать денежные и натуральные фонды взаимопомощи. Положение предусматривало наряду с сельскими и волостными ККОВ создание на началах выборности уездных, окружных, губернских, областных, краевых и центральных комитетов. Функции и порядок деятельности комитетов определялись Наркоматом социального обеспечения (СУ РСФСР. 1924. № 81. Ст. 813). Прекратили существование в процессе коллективизации.