Из спецсводки Отдела информации и политконтроля ОГПУ об отношении крестьянства к арестам, проводимым в июне—июле 1927 г. 23 июля 1927 г
№ 4
...Крестьянство
а) Настроение широких слоев деревни
Беднота и большинство середняков вполне одобрительно относятся к проводимым арестам. Очень часто бедняки одобряют проведенные аресты, считают их недостаточными, высказывают сожаление, что не арестованы и другие известные им антисоветские лица. В редких случаях бедняки и середняки высказывают боязнь перед местью со стороны кулаков в случае перемены власти. Отмечены также случаи, когда проведение операции вызывает панические настроения и слухи о войне.
Воронежская губ. 17 июня. «Арестовывают буржуев потому, что будет на днях война» (бедняк Сидоров П.И., с[лобода] Шаталовка той же волости Нижне-Девицкого у). «Одних помещиков забирают и арестовывают, а их родственники, такие же землевладельцы и дворяне, как, например, Ильинский, бывший белый офицер, родственник помещика Потолова, — служит в ВИКе» (бедняк Овчаров, там же). Крестьяне-бедняки с. В.Яблоново Погромской вол. Валуйского у. Михайлов Василий Игнатьевич, Смагин Петр Борисович высказывали свое одобрение тем, что очистили В.Яблоново от заразы, причем добавляли: «Еще нужно было бы взять одного кулака, Смагина Ермолая Семеновича, который в 1919 г. при отступлении красных отбирал у них винтовки».
Бедняки с. Погромец также высказывают удовлетворение тем, что забрали тех лиц, которые во время белых издевались над крестьянами. «Об этих чертях никто не пожалеет. Москва, та правильно разбирается, кого нужно расстрелять. Это не деревня, где возможны всегда различные личные счета и человек пропадает понапрасну» (середняк Крамарев Е.Г., с. Фощеватка Подгоренской вол. Россошанского у;). «Я слышал, что арестовали бывших белых офицеров, наверное, скоро будет война, но война нам нежелательна и надо постараться избежать ее» (середняк Близнюков, слобода Залиман, Богуч[арский] у.). «Пора бы эту сволочь всю убрать. С ними нужно было бы еще покончить в 1918 г.» (середняки Анисимов Г.А. и Коротков И.П., слобода Шаталовка Нижне-Девицкого у.).
Ленинградская губ. 30 июня. Крестьяне Шлиссельбургского района о произведенных в последнее время арестах антисоветского элемента говорят: «Очевидно, кто чего заслуживает, тот то и получает».
Украина. 1 июля. Криворожский округ. В с. Копиловка Никопольского района в связи с последними политическими событиями и проведенными арестами среди крестьян создалось мнение о том, что Соввласть арестовывает зажиточных как заложников, подготовляясь для военных действий. Середняк Крут Семен в группе граждан высказывался: «Лучше бы не трогали кулаков, а то на случай перемены власти они будут на нас вымещать свою злобу».
Винницкий округ. В с. Винниках во время разговоров бедняков о произведенных расстрелах и арестах бедняк Бондарь говорил: «Я слышал, что арестовали некоторых панков, но почему-то не взяли таких, как наши — Марин, Лесков, которые разводят разную агитацию. Вот собрались они около колодца и говорят, что дай, мол, бог, войны и мы избавимся от злодеев коммунистов. Вот таких-то не брали. А жаль».
Одесский округ. В поселке Преображенском 19 июня было общее собрание, на коем присутствовало до 100 человек. На этом собрании был сделан доклад о международном положении, по заслушании коего была вынесена следующая резолюция: «Просить органы ОГПУ стать на защиту трудового крестьянства и вести упорную борьбу с контрреволюцией».
В с. Антоново-Кудинцево в группе бедняков после прочтения сообщения о расстреле 20-ти9 велся разговор: «В случае отступления с фронта, что возможно в нашей пограничной местности, надо уничтожить всю контрреволюцию и прочий антисоветский элемент, особенно на селе, где несомненно будут ожесточенно мстить односельчанам, а этого можно избегнуть путем своевременной фильтрации, тогда ушедшие в армию будут бодро, спокойно и решительно сражаться с противником». Также население считает наши репрессивные меры недостаточными и заявляет, что советское правительство должно расстрелять постепенно всех учтенных внутри страны явных врагов, дабы в дальнейшем обеспечить тыл.
Украина. 15 июля. Николаевский округ. В с. Велидаровке Вознесенского района середняки и бедняки по поводу расстрела и арестов говорят: «Власть правильно поступила, объявив красный террор белогвардейщине».
Мелитопольский округ. В с. Н.Торгаи Н.Серогозского района группой крестьян, обсуждавшей расстрел 20-ти, одобрялись мероприятия правительства и велись разговоры, что следовало бы еще более энергично заняться вылавливанием контрреволюционеров и расстреливать. При этом середняк Пулевский сказал: «Собаке — собачья смерть».
Роменский округ. В с. Синевке того же района бедняки, вполне одобряя аресты кулаков, все же считают, что размер арестов далеко недостаточный, так как по селам осталось еще много антисоветского элемента и кулаков, пораженчески настроенных.
Аналогичные факты отмечены в Черкасском, Тульчинском и Нежинском округах.
Шахтинско-Донецкий округ. 21 июня. Крестьяне в г. Красучине говорят: «В Москве расстреливают буржуев и кулаков». На аресты крестьяне реагируют так: «Соввласть хорошо делает, что арестовывает кулаков и буржуев, а бедняков не трогает».
Шахтинско-Донецкий округ. 1 июля. Население хут. Алексевского Морозовского района в связи с последними арестами, выражает недовольство Сов-властью. Отдельные лица говорят: «Что за свобода, что нельзя ничего сказать и сейчас же арестовывают, и за что арестовывают, об этом умалчивают». В происходивших арестах население обвиняет ячейку ВКП(б) и ВЛКСМ хут. Большого Донского.
В связи с арестами среди населения пос. Тацинского, идут разговоры: «Позабрали стариков, несмотря на их старость и дряхлость». Их аресты называют издевательством. Граждане Бушев, Шевырев, Лебедев и др. говорили: «Их поарестовывали, а придут из-за границы белые, начнут над нами издеваться и нас обвинять в том, что по нашей вине их поарестовали; тот, кто поарестовал, сбежит, а нам придется расхлебывать».
б) Аресты попов и церковников
Украина. 30 июня. Аресты среди сель[ского] духовенства и церковников вызвали среди населения проявления религиозности и антисемитизма (особенно среди женщин). Церковники, считая, что «батюшки ни в чем не виноваты», говорят: «Власть жидовская, потому и гонения на религию». Но активную агитацию за освобождение арестованных, а также против «гонения» религии, боясь репрессий, они не проводят. Местами церковники-тихоновцы, по вопросу арестов своих священников, говорят, что это гонение на нежелающих быть «живистами»10. Характерно то, что выпущенных из-под ареста священников церковники считают отошедшими от истинного православия тихоновщины11, почему якобы они освобождены. В результате этого в Кривом Роге Николаевская община не допустила возвратившегося попа служить службу и выгнала его из церкви, говоря, что он стал «живистом». Произведенные среди духовенства аресты местами вызвали панику. Например, в с. Березовка Одесского округа в семью арестованного попа Клименко приезжали со всего района священники, как они заявляли, «на разведку». Некоторые «после разведки» совершенно покинули район, а часть собирается.
Проскуровский округ. В с. Яблоновках Держанянского района арест ксендза Ганского среди польского населения особых волнений не вызвал. В частности, это относится к полякам — беднякам. Зато некоторые лица из религиозного актива, являющиеся руководителями религиозных кружков, как-то: Галянд Адам, Шлетко Сафрон и Муравейный Станислав усиленно распространяют слухи о том, что якобы арест ксендза произведен в связи с предположением о предстоящей войне, а также за то, что в Англии арестованы коммунисты и за это большевики издеваются над ксендзами. Они же подготовляют почву к тому, чтобы собрать у населения подписи для ходатайства об освобождении ксендза.
Одесский округ. В с. Антоно-Кудинцево Коминтерновского района 15 июня были арестованы бывший председатель религиозной общины Зайченко и один из верующих Тимошенко Николай. Арест среди населения возбудил различные толки. По словам Моргуна Степана, вышеуказанных односельчан задержали благодаря ссоре их с местным попом, «живистом», которого они хотели сбросить и вели в этом направлении работу среди верующих, и якобы арестовали в связи с этим. Некоторые граждане, сочувствующие арестованным, в частности Зайченко, направились в церковь, где пытались избить попа, но последнего не оказалось там. Беднота и часть середняков относительно ареста говорят, что «если арестовали их, значит, следует».
Шахтинско-Донецкий округ. 1 июля. В связи с происходившими арестами контрреволюционного элемента, в частности сулиновского попа, верующие осуждали его за контрреволюционные действия, говоря: «Если ты священник, то и знай церковь, а не касайся политики и не вмешивайся в строительство Соввласти».
[в)] Кулаки и антисоветские элементы
Кулаки и антисоветские элементы сильно напуганы происшедшими арестами. Многие ожидают арестов и обысков со дня на день. Значительно реже слышатся угрозы отомстить в случае перемены власти со стороны кулаков и антисоветских элементов. Отмечено также распространение всевозможных провокационных слухов, главным образом о войне и перевороте.
Воронежская губ. 17 июля. Валуйский у. В связи с арестами зажиточные говорят: «Меня тоже, наверно, возьмут, но я сумею замаскироваться» (зажиточный с. Погромец Валуйского у.). «К нам приезжал Петренко Михаил Емельянович и говорил, что надо остерегаться, а то заберут, как забрали Андрищенко» (зажиточные братья Пиддубные Петр и Егор Ивановичи, там же). «Нам все Соввласть старается заткнуть глотку и не дает говорить, а бедноту отдельно собирает и травит их на нас, а мы, как что скажем, то нас сейчас же под замок запирают», — говорил зажиточный Пиддубный Михаил в с. Погромец, причем интересовался, могут ли его арестовать, так как он приятель одного из арестованных. «Сейчас настало такое время, что нужно молчать, так как за одно слово могут увести далеко, потому что не знаешь, с кем говоришь. Теперь и брат родной выдаст» (псаломщик слободы Шаталовки той же волости Нижне-Девицкого у. Алехин К.П.)
В той же слоб[оде] бывший стражник, белобеженец Толстых О.И., услышав об арестах, прекратил торговлю и не торговал несколько дней, ожидая своего ареста с минуты на минуту. «На днях ГПУ начинает брать заложников, и в других местностях уже берут, а иностранцы на Женевской конференции устроили секретное совещание, где образовали единый фронт против СССР, и война скоро будет объявлена» (торговец слободы Буденный той же волости Острогорского у. Приходько П.П.)
Украина. 1 июля. Одесский округ. В Березовском районе в связи с проведенными арестами в Одессе среди кулаков отмечается подавленное настроение и носятся слухи, что якобы такие аресты будут произведены и в самой Березовке.
Старобельский округ. В Шульгинском сельсовете Старобельского района произведены за последнее время аресты окружным отделом ОГПУ среди местного селянства, особенно кулаков, вызвали различные предположения, что война, очевидно, начата, так как Советская власть приступила к активной борьбе с бывшими белыми и вообще с политически ненадежными элементами.
Криворожский округ. В с. Ново-Павловка Никопольского района в связи с последними политическими событиями, а также прошедшими арестами по г. Никополь и его окрестностям среди кулацкой части населения носятся упорные слухи о неизбежности войны. Кулаки высказываются, что на войну не пойдут. Так, например, кулак Забуга в группе односельчан говорил: «Англия собирается выступить войной против СССР, но русскому человеку войны надоели, и никто не пойдет воевать. Советская власть для нас как сон и как временное явление: рано или поздно ее не будет, а должно быть Учредительное собрание».
Черкасский округ. В с. Смелы по поводу произведенных арестов кулаки высказываются: «Коммунисты арестовывают офицеров, так как сегодня их власть, а завтра придет наша власть, мы их арестуем и пустим в расход».
Луганский округ. В с. Б.Суходол Сорокинского района арест бывшего атамана Сачева послужил поводом к предположению, что это является предварительной мерой Соввласти по очистке тыла. Кулацкой частью казачества высказывалось недовольство крестьянами, и во всем они считают виновным своего секретаря сельсовета Краснянского, которого они называют большевиком. Последний, по их словам, предает интересы хутора.
Шепетовский округ. В с. Коробиевке Теофипольского района в связи с произведенными арестами жена арестованного Повольсука Андрея в беседе с крестьянами заявляет, что она знает человека, который выдал ее мужа, и что этому человеку не быть в живых.
Прилукский округ. В с. Антоновка Варенского района в связи с произведенными арестами кулаки говорят, что это берут заложников на случай войны.
Шахтинско-Донецкий округ. 21 июня. В связи с обысками и арестами в Обливском районе настроение антисоветского элемента подавленное, торговец поселка Обливского Сланцев, антисоветски настроенный, говорит: «Жить в настоящее время стало страшно, каждую ночь ждешь, что придут и арестуют. А если мимо проходит ГПУ, то со страху внутри все обрывается».
Гражданин пос. Обливского Русанов Иван ведет агитацию среди населения о надвигающейся в скором времени войне, чего коммунисты испугались и начали арестовывать граждан нашего хутора, боясь на случай войны восстания.
Майкопский округ. 21 июня. Родственники арестованного в станице Дагестанской Федорченко, бывшего хорунжего, Май[копским] окр[ужным] отделом ОГПУ подпаивают крестьян и казаков и в пьяном виде заставляют подписывать благоприятную характеристику арестованного, чтобы взять его на поруки.
В станице Рязанской в ночь на 17 июня сего года с горных станиц Кочетова Куб[анского] округа приехал гражданин Побегуцеп Яков, бывший белогвардеец царского конвоя, остановился на квартире у Некрасова Григория и распространяет слухи: «В станице Донской Куб[анского] округа ГПУ взяло четырех заложников. О войне говорить совершенно нельзя, а газеты об этом пишут, в станице проходит землеустройство, и населению насильно навязывают организацию земельных коллективов, а оно их не желает».
Копынев Дмитрий Александрович, этой же станицы казак, кулак-машино-владелец, в 1926 г. за срыв землеустройства вызывался ОГПУ, 20 июня при встрече в столовой «Гигант» с одним гражданином задал вопрос, вызывали ли его в ГПУ, и на отрицательный ответ рассказал, что он не доехал еще до Белореченской, как узнал, что идут усиленные аресты «репатриантов»12 и производят тщательный обыск, и он дома всегда спит наготове, чтобы в нужную минуту можно было убежать, а сейчас он едет в Бахмут, забрав все документы и деньги, и если что случится, то он не вернется домой.
Помощник начальника ИНФО ОГПУ Буцевич.
Помощник начальника 2 отделения ИНФО ОГПУ. [Подпись неразборчива].
9 Расстрел двадцати. После убийства белогвардейцами 7 июня 1927 г. полпреда СССР в Польше П. Л. Войкова 9 июня было опубликовано правительственное сообщение, в котором приводились факты контрреволюционных и террористических выступлений в СССР, «достаточно характеризующие работу великобританского правительства и его вассальных органов на территории СССР». Правительство вменяло в обязанность ОГПУ принять решительные меры к «охране страны от иностранных шпионов, поджигателей и убийц вместе с их монархическими и белогвардейскими союзниками» (Правда. 1927. 9 июня). На следующий день было опубликовано сообщение коллегии ОГПУ, в котором говорилось: «Ввиду открытого перехода к террористической и диверсионно-разрушительной работе со стороны монархической белогвардейщины, действующей из-за рубежа по указке и на средства иностранных разведок», коллегия ОГПУ постановила опубликовать приговор о высшей мере наказания — расстреле, — вынесенной в заседании от 9 июня с.г. в отношении нижеследующих лиц: Долгорукова П.Д., Эльвенгрена Г.Е., Малевича-Малевского К.Н., Евреинова В.А., Скальского А.Е., Попова М.А., Щегловитова Е.Н., Вишнякова В.И., Сусалина И.М., Муракова А.Ф., Павловича Н.А., Нарышкина Б.А., Попова-Каратова А.А., Микулина А.А., Лычева Н.И., Коропенко Н.А., Гуревича С.Н., Мазуренко С.Е., Анненкова В.И., Мещерского А.А. В основном обвинения сводились к шпионажу в пользу Англии, нелегальному переходу границы с целью создания контрреволюционных организаций, связям с белогвардейскими организациями, террору. Приговор, вынесенный без суда, был приведен в исполнение 9 июня 1927 г. (Правда. 1927. 10 июня).
10 «Живисты» или «живоцерковники» — сторонники обновленческого движения в православной церкви, возникшего еще в ходе первой русской революции 1905—1907 гг. и получившего значительное развитие и влияние в первой половине 2О-х годов; возглавлялись митрополитом Введенским.
11 «Тихоновщина» — так на языке советской прессы именовалась основная часть русской православной церкви, не перешедшая на позиции обновленцев-живоцерковников, возглавлявшаяся патриархом Тихоном,
12 Репатрианты. Декретом ВЦИК от 3 ноября 1921 г. (а затем декретом ВЦИК и СНК от 9 июня 1924 г.) объявлялась амнистия значительной части лиц, участвовавших в качестве рядовых в белогвардейских военных организациях. Из эмиграции с 1921 г. по 1931 г. в СССР вернулись 181423 человек, причем только в 1921 г. — 121843 человека (БСЭ. Изд. 1-е. М., 1933. Т. 64. С. 162). Репатрианты часто считались потенциальными противниками Советской власти, многие из них стали жертвами карательной политики.