Шифротелеграмма И. В. Сталина руководству Казахстана о необходимости репрессий в ходе хлебозаготовок. 21 ноября 1932 г.
Строго секретно[1]
Шифровка Кахиани[2] с выражением недовольства по поводу последних распоряжений Совнаркома и крайкома Казахстана по линии хлебозаготовок получена. Оценка т. Кахиани при других условиях была бы правильна, а при данных условиях совершенно неправильна. Тов. Кахиани не учитывает, что за последние пятидневки хлебозаготовки в Казахстане падают скачками и ведут к фактическому прекращению заготовок, и это несмотря на то, что план заготовок максимально сокращен, а долг по плану заготовок превышает 10 млн пуд. При таких условиях задача состоит в том, чтобы ударить в первую очередь по коммунистам в районах и ниже районов, находящимся целиком в плену мелкобуржуазной стихии и скатившимся на рельсы кулацкого саботажа хлебозаготовок. Понятно, что при этих условиях СНК и крайком не могли поступить иначе как перейти на рельсы репрессий, хотя, конечно, дело репрессиями не может ограничиться, т.к. необходима параллельно широкая и систематическая разъяснительная работа.[3]
Сталин
[1] Ф.И. Голощекину, У .Д. Исаеву, М.И. Кахиани. См. док. № 135.
[2] См. док. «Шифротелеграмма секретаря казахского крайкома ВКП(б) М. И. Кахиани И. В. Сталину о необходимости избирательно применять репресивные меры в южном Казахстане.»
[3] 21 ноября 1932 г. бюро Казахского крайкома ВКП(б) рассмотрело вопрос о хлебозаготовках по докладу Ф.И. Голощекина. В принятом постановлении обкомам было предложено дать райкомам следующие указания: а) «фактическую высылку, за исклю-чением явных кулаков и баев, по линии ГПУ не производить»; б) в целом районную торговлю не прекращать, «с запрещением торговли только колхозам, занесенным на черную доску»; в) разъяснить районам, что решение крайкома и ЦК ВКП(б) о лишении права «расширительного индивидуального пользования скотом» распространяется на колхозников, состоящих в колхозах, занесенных на черную доску «за злостное сопротивление хлебозаготовкам». Кроме того, в данном постановлении крайком признал неправильным опубликование в печати пунктов о возможном выселении и лишении права расширительного индивидуального пользования скотом, что следовало исправить в областной и районной печати (РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 42. Д. 34. Л. 113—113об.).