Спецсправка "О наиболее характерных фактах саботажа хлебозаготовок в колхозах Средне-Волжского края". 11 ноября 1932 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1932.11.11
Метки: 
Источник: 
Голод в СССР 1929-1934 Т. 2 М.: МФД 2012 С. 211-213
Архив: 
Самарский ОГАСГТИ. Ф. 1141. Оп. 13. Д. 15. Л. 326-331. Копия.

Не ранее 11 ноября 1932 г.[1]

[1]. Шарлыкский р., колхоз им. Чапаева. Председатель колхоза Мельни­ков (бедняк), члены правления Перехватов (счетовод, кулак), Дегтярева (родственница кулака) организовали саботаж хлебозаготовок. Несмотря на реальность задания, после выполнения которого колхозникам оставалось по 3  кг на трудодень, правление колхоза тормозило вывоз хлеба, ведя агита­цию, что хлеба в колхозе не останется. Вывезя незначительную часть зада­ния, правление колхоза категорически отказалось вывозить остальное, со­звало общее собрание колхозников, на котором члены правления выступи­ли против хлебозаготовок и призывали колхозников к сопротивлению вывозу хлеба.

Председатель колхоза Мельников на собрании заявил: «Вот, товарищи колхозники, мы, правление, оставили вам хлеба по 3 кг на трудодень, а районные власти все же хлеб от нас хотят увезти. Дело за вами, как хотите, так и решайте. Если сами будете вывозить хлеб, то потом нас не судите, что вас оставили голодными, дело в вас самих».

Счетовод колхоза Перехватов, выступая, говорил: «Мы, правление, свое дело сделали, всем вам дали по 3 кг на трудодень, дело теперь осталось за вами. Что­бы нам не пришлось подыхать с голоду, надо общими силами отстоять хлеб».

После указанных выступлений собрание решило хлеб не вывозить, обес­печив сначала полностью колхозников, забронировать фонды для красно­армейцев, для детских ясель, нетрудоспособных и др.

Указанные члены правления после этого стали вести работу по подготов­ке активного сопротивления и организации классового выступления. Арес­тованная активная участница Макарова показывает: «Правление велело ид­ти на собрание всем, в т.ч. и старухам. На собрание собрались старые и малые. Перехватов выступил и заявил, что хлеба нет, осталось только на трудодни, а заставляют хлеб вывозить, нужно его отстоять. Далее он гово­рил, что нам, правленцам, отстаивать хлеб нельзя. “Я буду кричать на вас, что хлеб есть, мы будем вывозить, но вы, бабы, не смотрите на меня, на Мельникова и других, рвите на нас одежду, бейте палками, плюйте в лицо, мы серчать на вас не будем. Вот ты, Макарова, выступай с мужем, т.к. вы бедняки, вам ничего не будет”. Его слова подтвердил Мельников — предколхзоза и Дегтярева Агафья, которая после руководила женщинами».

До выступления Мельников и Перехватов женщинам говорили, что ког­да приедут из района, то женщинам нужно будет всем собраться к амбарам и организованно не давать вывозить хлеб, указывая при этом, что о приезде из района представителей женщины будут предупреждены. Ведя такую агита­цию, Перехватов заявлял: «Если колхозники 4 ноября не будут спать, жен­щины выйдут всем поселком, то хлеба не дадим и подводы уйдут пустые».

3 ноября утром приехавшим уполномоченным было дано распоряжение о  вывозе хлеба из амбаров, для чего им было направлено к амбарам 6 фур­гонов, на которые начал грузиться хлеб. К амбару собралась толпа женщин в количестве 60 чел., которые с криками разгрузили обратно в амбары уже насыпанный на фургоны хлеб, отобрали от уполномоченного ключи от ам­бара. В этот момент к амбару начали прибывать новые подводы за хлебом. Увидя их, толпа женщин бросилась опять к амбарам и стала прогонять из села подводы. Уполномоченного РИКа Асяева толпа к амбару не допустила, одна из женщин, дочь кулака Ряховских, ударила кулаком по лицу Асяева, остальные женщины, набросившись на него, разорвали пальто. Хлеб не был вывезен, и подводы из села были удалены.

4   ноября, когда приступлено было вновь к вывозу хлеба, собралась опять толпа женщин в количестве 50 чел., прогнала подводы от амбара и отобрала ключи. Женщины в количестве 20 чел. пытались освободить 2 арестован­ных. Только после длительного разъяснения и ареста других участников вы­ступления волнение улеглось.

2. Сергиевский р., колхоз «Красный боец». Председатель колхоза Баранов с це­лью сорвать хлебозаготовки и оставить хлеб в колхозе до выполнения плана хлебозаготовок роздал колхозникам весь хлеб, причитающийся на трудодни.

7   ноября с.г., когда он был вызван в район, перед своим отъездом послал по колхозникам нарочных с оповещением, чтобы они немедленно собира­лись и получили еще не розданный хлеб. Во время раздачи Баранов говорил: «Скорее получайте, а то меня вызывают в район, у нас хлеб весь увезут».

11 ноября, когда приехал уполномоченный из района и предложил орга­низовать вывозку хлеба, Баранов скрытно от уполномоченного послал вновь нарочных по колхозникам, чтобы шли дополучать еще не розданный хлеб, в частности, пшеницу. Членам правления и близким людям Барановым выда­валось по 22 пуда на едока.

3. Сергиевский р., колхоз «Гудок». Председатель колхоза Маслов на протя­жении всей хлебозаготовительной кампании проявлял злостный саботаж, вывозить хлеб категорически отказывался, заявляя, что хлеба в колхозе нет. Между тем, не выполнив хлебозаготовок, он выдал на руки каждому колхоз­нику по 9—10 пуд. на едока и забронировал хлеб на различные фонды.

Когда Маслову было предложено категорически вывезти хлеб, он 8 нояб­ря собрал колхозников и, подстрекая их на сопротивление вывозу хлеба, за­явил: «Хлеб не давать, ничего не будет, нам об этом говорить нельзя, нас, членов правления, за это посадят, а вы всей кучей подходите к амбару и не давайте вывозить хлеб». В момент вывоза хлеба собралась толпа колхозни­ков, обступила ...' и воспрепятствовала вывозу хлеба.

Контрольное задание колхозу являлось выполнимым, т.к. после удовлет­ворения колхозников по 3,5 кг на трудодень, обеспечения семфондом и вы­полнения хлебозаготовок в колхозе оставалось 120 ц хлеба.

Баишаковский р., колхоз «Красное Знамя». Председатель колхоза Мирошин и члены [правления] — Аршинова, Ерасев, Рассадин и Смагин (быв. прапорщик) — срывали хлебозаготовки, отказывались вывозить хлеб, ссы­лаясь при этом на нереальность хлебозаготовительного плана. Перед нача­лом хлебозаготовок во время молотьбы указанными лицами было проведено нелегальное заседание, на котором было решено укрыть от районных орга­низаций часть хлеба путем его незаприходования.

По этому поводу правление собиралось 4 раза. Было решено, что от каж­дого дневного обмолота часть хлеба не приходовать, каждому колхознику выдать не менее 2,5 кг на трудодень в виде аванса и по 2,5 кг из незаприходованного хлеба. С целью осуществления плана укрытия хлеба к весам при­креплены были Смагин и Рассадин, и кладовщиком выделен Ерасев. Ука­занные лица при взвешивании хлеба часть его не взвешивали. Всего было укрыто таким образом 800 ц хлеба.

Когда начались хлебозаготовки, правление колхоза вместо выполнения их приступило к раздаче хлеба колхозникам. Чтобы скрыть это преступление, хлеб колхозникам раздавали ночью. При этом раздававшие хлеб Мирошин и вышеуказанные члены правления предупреждали колхозников: «В случае допроса не сознаваться, сколько получили хлеба, если же сознаетесь, то власть отнимет весь хлеб, и вы будете голодать, как в прошлом году».

Чтобы колхозники не могли ошибиться в своих показаниях, правлением были розданы записки, в которых указывалось количество выданного хлеба из числа незаприходованного и какое количество полученного хлеба должен указывать колхозник при допросе.

При распределении незаприходованного хлеба члены правления львиную долю взяли себе. Так, председатель Мирошин взял себе 320 пуд. хлеба. Чле­нам правления хлеб выдавался на каждого едока, независимо от трудодня, в т.ч. на двухлетних детей, по 30—35 пуд.

Наряду с указанными действиями со стороны правления колхоза уста­новлены факты злоупотреблений и разбазаривания хлеба. В результате кол­хоз на сегодня в общественных амбарах хлеба не имеет.

4.   Ново-Спасский р., с. Ратовка. Со стороны председателя колхоза с. Ратовки Старостина — члена ВКП(б) проявлено открытое сопротивление в части выполнения хлебозаготовительного плана. Получив контрольное зада­ние по выполнению хлебозаготовок, Старостин отказался от хлебозаготовок и,   выкинув партбилет, заявил комиссии по распределению хлебозаготовок: «Возьмите мой партбилет, а хлеба у меня в колхозе нет». После этого Старо­стин говорил колхозникам: «Вот как я за вас стоял, но все же план навязы­вают, теперь вы хлопочите сами».

5.   Покровский р., Ст.-Гумеровский сельсовет. Со стороны руководителей колхозов «Хлебовка» и «Новая жизнь» в целях невыполнения хлебозаготови­тельного плана отмечены случаи умышленного укрытия хлеба от комиссий, работавших по хлебозаготовкам. Например, председатель колхоза «Хлебовка» Гринцов укрыл от хлебозаготовок до 700 пуд. хлеба, который ночью был раз­везен. В колхозе «Ударная» укрыто таким образом 1125 пуд. хлеба. В колхозе «Культура» правление колхоза укрыло от хлебозаготовок 1100 пуд. хлеба. Ру­ководителями колхоза «Уран» укрыто от хлебозаготовок 343 пуда хлеба.


[1]   Датируется по содержанию документа.