5 марта 1926 г. — Письмо начальника Военно-воздушных сил РККА П. И. Баранова Ф. Э. Дзержинскому об использовании опыта фирмы «Юнкерс» в становлении металлического самолетостроения

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1926.03.05
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 552-553.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 392. Л. 168-170. Подлинник.

5 марта 1926 г.

1. При большом сопротивлении со стороны треста в свое время были привлечены бывшие работники «Юнкерса» Шаде и Черзих. Они с группою русских инженеров, работавших у «Юнкерса», ставят сейчас производство металлических самолетов на 5‑м заводе. Трест их рассматривает как основное ядро производственников на случай развертывания производства металлических самолетов на заводе в Филях и весьма высоко ценит. Для этого потребовалось время и преодоление сопротивления Авиатреста. Для того чтобы работу этих специалистов обеспечить, особенно в случае развертывания завода в Филях, необходимо директором завода назначить вполне культурного человека, достаточно веского и авторитетного для этих немцев. Нынешний директор т. Малахов, являясь очень порядочным и добросовестным работником, недостаточно развит для этой роли.

Мною несколько месяцев тому назад был возбужден вопрос перед т. Уншлихтом¹* о назначении т. Гинзбурга, ныне работающего в Метхиме. Прежде т. Уншлихт решительно отказывался. В последний мой доклад дал согласие. Так как т. Гинзбург знает немецкий язык и в деловом отношении вполне подходит, то прошу Вашей помощи в назначении т. Гинзбурга сейчас директором 5‑го завода, а в перспективе — завода в Филях. С трестом согласовано.

2. Аналогично металлическому самолетостроению предполагалось поставить моторостроение на бывшем заводе «Рено». В свое время трест с моими соображениями согласился, и на этом основании мною было дано задание приложить все усилия для привлечения к нам конструктора и инженера завода БМВ Фрица с группою работников. В данное время создается наиболее благоприятная обстановка для приглашения Фрица, так как он не заключил договора с фирмой БМВ и является как бы безработным. Как я предполагаю и говорил с трестом, Фриц может быть полезен в следующем. При назначении его на бывший завод «Рено» на этом заводе можно было бы поставить производством 500‑сильный мотор БМВ т. VI, несколько его изменив; так как Фриц является творцом этого мотора, то, по-видимому, это не встретит особых затруднений. По материалам немецкий мотор родственен нашему, что также облегчит его производство.

Если мы этого не сделаем, то нужно прямо сказать, что объекта на Рыбинский завод мы не имеем: «Либерти» будет производиться на существующих заводах в количестве, достаточном для УВВС, все наши опытные машины еще настолько сыры и незрелы, что об их производстве говорить еще рано. Последняя возможность — иностранный лиценс. Но в моторостроении это сопряжено с большими трудностями, особенно у нас, в связи с материалами: заграничный мотор из иностранных материалов, а лиценс даст чертежи и техническую установку этого производства, не решая и не подходя к проблеме материалов. Наконец, лиценс будет стоить очень больших денег, не давая гарантии производства мотора по указанным выше причинам.

Мне думается, что комбинация с Фрицем, во всяком случае, такая, над которой стоило бы поработать. Трест едва ли сильно будет сопротивляться. У него может не оказаться решительности, в чем ему нужно помочь.

3. Я лично и непосредственно бьюсь с одним делом, решить которое иногда прямо отчаиваешься. По заданию УВВС инженер Киреев проектирует мотор мощностью 600‑700 HP Еще осенью прошлого года и даже несколько раньше проект был в таком состоянии, что его можно было пустить в производство. Со стороны наших профессорских и трестовских кругов он вызвал возражения, сущность которых заключается в том, что мотор во многих деталях обладает новизной и труден в производстве. Эти возражения значительно тускнели и подчас бывали довольно деликатны и мягки, если вопрос обсуждался в присутствии Киреева, обладающего слишком большим опытом, в частности и непосредственного участия в производстве, и уже построившего ряд применявшихся автомобильных моторов. Но к Кирееву было предъявлено формальное требование — сдать по проекту все чертежи и спецификации. Требование совершенно закономерное, но практически не применявшееся (и не будет применяться) к другим моторам и конструкторам. С этой работой, которая отдалила конечный срок постройки на несколько месяцев (около года), Киреев справился. Сейчас им сданы чертежи и спецификации материалов. Деньги на постройку мотора отпускает УВВС. Но приступить к постройке мотора не могу, так как буквально злостным саботажем окружают это дело заводские работники, боящиеся конкуренции: редкий инженер не проектирует своего мотора, которому грош цена. Дело опыта. Но у меня уверенность в том, что это один из наиболее надежных проектов. Трест — Аверин и Гамбург — со мной согласны, а Аверин решительно поддерживает необходимость постройки. Такого же мнения и некоторые добросовестные и заслуживающие доверия специалисты, как, например, Макарук. А дело с постановкой этого интереснейшего типа мотора для нашей авиации почти безнадежно.

Я бы убедительно просил Вас этим делом заинтересоваться и, если Вы признаете целесообразной постройку, повлиять Вашим авторитетом на трест и заводы.

Баранов²*

Примечания:

¹* Уншлихт И. С. (1879‑1938) — государственный и военный деятель. С апреля 1917 г. — член Петроградского ВРК, после Октябрьской революции — член коллегии НКВД. В начале 1918 г. — один из организаторов обороны на Псковском направлении. В 1919 г. — нарком по военным делам Литовско-Белорусской ССР. В апреле-декабре 1919 г. — член Реввоенсовета 16‑й армии Западного фронта, с декабря 1919 г. по апрель 1921 г. — Западного фронта, одновременно в 1920 г. — член Временного польского ревкома. В 1921‑1923 гг. — зам. председателя ВЧК (ОГПУ). В 1923‑1925 гг. — член Реввоенсовета СССР и начальник снабжения РККА. В 1925‑1930 гг. — зам. председателя Реввоенсовета СССР и зам. наркомвоенмора.

²* Баранов П. И. (1892‑1933) — партийный и военный деятель. С сентября 1917 г. — председатель ревкома Румынского фронта. С января 1918 г. — председатель ВРК 8‑й армии, с апреля — командующий Донецкой армией, с июня — начальник Штаба вооруженных сил юга России. В сентябре 1918 г. — марте 1919 г. — военком штаба 4‑й армии, помощник заведующего политотделом 4‑й армии (март 1919 г.). Был последовательно членом Реввоенсовета 8‑й армии (апрель-май 1919 г.), Южной группы войск Восточного фронта (с июня 1919 г.), Туркестанского фронта (август, октябрь 1919 г., май 1921 г. — апрель 1922 г.), 1‑й армии (октябрь 1919 г. — сентябрь 1920 г.), 14‑й армии (ноябрь 1920 г. — январь 1921 г.). В январе-феврале 1921 г. — начальник Политотдела войск Украины и Крыма. С сентября 1921 г. — командующий войсками частей особого назначения Туркестана, с ноября 1921 г. и. о. командующего войсками Ферганской области. В 1923 г. — начальник и военком броневых сил РККА. С августа 1923 г. — помощник начальника Главного управления воздушного флота по политчасти, с октября 1924 г. — зам. начальника, с декабря — начальник Военно-воздушных сил РККА, и одновременно — член Реввоенсовета СССР (с марта 1925 г.).

РГАСПИ. Ф. 76. Оп. 2. Д. 392. Л. 168-170. Подлинник.