5 мая 1925 г. — Из краткой справки начальника ГУВП П. А. Богданова о работе военной промышленности¹*
5 мая 1925 г.
Секретно.
...²* Условия, в которых приходилось работать военным заводам в период Гражданской войны, были исключительно тяжелы. Можно с уверенностью сказать, что за все время существования военной промышленности она не знала таких острых переживаний. Заводы пережили все виды кризисов, какие можно себе только представить: рабочий, производственный, жилищный, топливный, транспортный, снабжения материалами, механизмами. Работа, помимо указанных невзгод, еще чрезвычайно осложнялась вмешательством в деятельность заводов местных властей и организаций. Затем целый ряд заводов попадал время от времени во фронтовую полосу, и в этом случае в его работу вмешивались военные власти. Наконец, ряд окраинных заводов переходил, иногда многократно, в руки белых (Луганский, Симбирский, Ижевский, Пермский, Царицынский, Шостенский, Казанский, Тамбовский). Рабочему составу некоторых заводов приходилось непосредственно участвовать в боях, как это имело место в Ленинграде.
Большие затруднения заводы испытывали в смысле снабжения рабочей силой, особенно квалифицированной. Попытки в принудительном порядке перебрасывать рабочих из одного завода в другой давали ничтожные результаты, так как рабочие неохотно ехали в новое место, и устраивать их было трудно ввиду жилищного кризиса. Вместе с тем заводы переполнялись рабочими низкой квалификации, которые эвакуировались с фронтов и возвращались в заводы, где служили раньше. Предотвратить такое возвращение было крайне трудно.
В таких исключительно тяжелых условиях заводам приходилось, тем не менее, вести форсированную работу для удовлетворения потребностей фронта Удовлетворять эту потребность было тем более трудно, что на фронтах расход оружия и, в особенности, боевых припасов производился без должной экономии и отдельные фронты запрашивали вооружение и припасы в больших количествах, значительно превосходящих их реальные потребности.
7
Таким образом, военные заводы проработали три с лишним года европейской войны в условиях крайнего напряжения и через год вновь возобновили такую же форсированную работу, которую продолжали вплоть до прекращения Гражданской войны в 1921 г. Год затишья между мировой и Гражданскими войнами ни в малейшей степени состояния заводов не улучшил, как это объяснено выше. Напряженная до крайности семилетняя работа в столь нездоровых условиях не могла не отозваться пагубно на состоянии заводов. В заводском организме возникли разрушительные процессы, развивавшиеся с течением времени прогрессивно. В итоге к концу Гражданской войньг военная промышленность пришла в состояние глубокого расстройства, отдельные моменты которого охарактеризованы в следующих пунктах:
1. Оборудование заводов износилось и пришло в значительное расстройство. Особенно сильно пострадали в этом смысле заводы патронные и оружейные как вынесшие наиболее тяжелую работу. В отдельных цехах процент станков, тяжко больных, достигал громадных размеров — до 70 и более. Помимо этого, оборудование, приспособленное для исключительно точной работы, в массе утратило в значительной мере точность работы.
2. На некоторых заводах образовалась крайняя скученность оборудования в отдельных цехах и недопустимая, с точки зрения охраны труда, теснота (Тульские заводы: оружейный и патронный, Ижевский, Ленинградский трубочный и другие.)
3. Оборудование отдельных заводов оказалось крайне разнотипным и расположение станков и механизмов в отдельных цехах совершенно нерациональным с точки зрения правильного продвижения полуфабрикатов по операциям.
4. На заводах, побывавших в руках белых, благодаря частичному увозу оборудования отдельные цеха оказались несогласованными между собой по мощности. То же самое случилось и в других заводах, благодаря отчасти бессистемному пополнению оборудования, а отчасти потому, что выписанное из-за границы оборудование погибло в пути.
5. Силовые и котельные станции, водопровод, канализация, освещение и прочие общие механические³* сильно износились благодаря долголетнему отсутствию регулярного ремонта
6. Заводские строения ввиду длительного отсутствия ремонта подверглись в значительной степени разрушению, которое в некоторых случаях достигло угрожающих размеров.
7. Инженерный персонал в среднем понизился в квалификации, так как значительное количество старых опытных инженеров тем или иным способом убыло из военной промышленности, регулярного же пополнения молодыми инженерами как в мировую войну, так и после не было. В особенности обострился недостаток в военных инженерах-технологах.
8. Заводы в значительной мере растеряли за время мировой и Гражданской войн рабочих высокой квалификации, специализировавшихся по военным производствам. Надлежащего замещения в этой убыли нельзя было произвести. В общем, состав квалифицированных рабочих в качестве своем понизился.
9. Рабочая дисциплина находилась в степени глубокого распада. Практически это выражалось в непомерно большом проценте прогулов, крайне малой уплотненности рабочего дня, весьма пониженной индивидуальной производительностью труда, пониженным качеством работы, сопровождаемой большим браком и большим расходом инструмента, порчей материалов и прочим, а затем неисполнением правил и распоряжений администрации.
10. Организация производств, особенно массовых, пришла в значительное расстройство. Помимо причин, указанных в п. 9, этому способствовало отсутствие запасов деталей, инструмента и материалов, которые были исчерпаны в порядке форсированной работы. Расстройство оборудования вызывало значительное усиление ручных работ.
11. В результате понижения рабочей квалификации, падения рабочей дисциплины, расстройства оборудования, расстройства производства, отсутствия кондиционных материалов заводы лишены были возможности изготовлять изделия тех качеств и той точности, как это требовалось кондициями мирного времени, поэтому быстрое восстановление технических кондиций мирного времени было неосуществимо, так как требовались громадные подготовительные к этому работы.
12. Заводское хозяйство в целом находилось в состоянии глубокого расстройства, сколько-нибудь планомерное снабжение материалами отсутствовало. Наличность заводских запасов была израсходована не по прямому назначению, в порядке обмена на более нужные заводу материалы, иногда и продовольствия. То, что находилось в кладовых заводов, благодаря расстройству хозяйственного аппарата не было надлежащим образом учтено. В полной мере отсутствовал учет на тех заводах, куда эвакуировалось имущество с других заводов и складов, как, например, Самарский трубочный.
13. Экономика производства отсутствовала почти в полной мере, чему неизбежно должно было сопутствовать расстройство денежного обращения, что имело место в то время. Независимо от этого все мероприятия в области экономики разбивались объективными условиями работы того времени.
8
По окончании Гражданской войны Промвоенсовет предпринял реорганизацию управления военной промышленностью. Отдельные производственные центры (Цепаз, Цеморз, Главкоавиа и другие) были влиты в Промвоенсовет в качестве отделов, и Промвоенсовет со времени реорганизации надлежащим образом взял в свои руки непосредственное управление промышленностью, переименовавшись в Главное управление военной промышленности.
По окончании Гражданской войны Промвоенсовет получил возможность приступить к планомерной работе устроения военной промышленности и постепенного исправления тех дефектов в ее состоянии, которые были перечислены выше. В целом эта работа ГУВП громадна по размерам и чрезвычайна по трудности, принимая во внимание большое количество заводов, входящих в состав ГУВП (до 60), имевших более 100 тыс. рабочих и представлявших собой исчерпывающий список всех крайне разнообразных военных специальностей, а также учитывая глубокие размеры расстройства военной промышленности.
Приведение в порядок столь глубоко расстроенной военной промышленности требовало весьма длительного времени, громадных трудов и громадных материальных средств. Ниже в кратких чертах перечислены те мероприятия, которые предприняты были ГУВП по воссозданию военной промышленности, и указаны достижения, которые в настоящее время можно зафиксировать с достаточной определенностью.
9
Первым мероприятием Главного управления военной промышленности был пересмотр списка военных заказов, входивших в состав ГУВП, в целях изъятия из него лишних заводов и концентрации производств. Эта работа постепенного сокращения списка продолжалась в течение последних трех лет и дала следующие результаты: к 1 января 1921 г. общее количество военно-морских заводов, непосредственно подчиненных ГУВП, составляло цифру 62 завода, из коих артиллерийских и морских было 50 и авиационных 12. Общее число занятой на этих заводах рабочей силы составляло на то же число цифру в 130 005 чел.
На 1 января 1925 г. в составе ГУВП состояло: артиллерийских и морских заводов — 38, авиационных — 12. Итого — 50. С общим числом рабочих на то же число в 87 480 чел.
К настоящему моменту авиационные заводы из состава ГУВП выбыли, выделившись в самостоятельный трест.
Благодаря производственной концентрации были достигнуты следующие результаты:
а) из ведения ГУВП отошли заводы, не имеющие характера специфических военных заводов;
б) основные военные производства сосредоточены в наиболее выгодных в стратегическом отношении условиях;
в) благодаря концентрации производственных программ явилось возможным в большей степени загрузить заводы ГУВП, чем понизить накладные расходы, а значит, и стоимость продукции;
г) сократились расходы на полную и частичную консервацию неработающих заводов, что также удешевило продукцию.
10
При правильной постановке военной промышленности необходимо, чтобы мощность заводов соответствовала мобилизационной потребности Красной армии. Оборудование заводов военной промышленности за время мировой и Гражданской войн сильно износилось, почему является необходимым его оздоровить.
Кроме ремонта существующего оборудования, ввиду устарелости многих станков и аппаратуры является целесообразным и необходимым постепенно заменять их более новыми конструкциями с рациональным размещением, согласуя производительности отдельных цехов, что даст большие достижения как в улучшении качества военной продукции, так и в экономическом отношении, понижая стоимость этой продукции.
Уже с 1921 г. ГУВП неоднократно поднимался вопрос об оздоровлении заводов. С 1922/23 г. была выработана ориентировочная пятилетняя программа оздоровления, в связи с которой выработана была программа поднятия производительности заводов для мобилизационных потребностей Красной армии. Начиная с 1922/23 г. начал производиться отпуск кредитов на оздоровление заводов.
Ввиду громадных кредитов, потребных для выполнения намеченной программы оздоровления, исчисленных в сумме около 250 млн. руб., программа оздоровления разбита была на три очереди, и начиная с 1922/1923 г. по отпускаемым кредитам возможно было производить лишь оздоровление основных заводов первой очереди: Ижевский, Тульские оружейный и патронный, Ковровский, Пермский и Московский орудийный.
На оздоровление заводов ГУВП были отпущены до сего времени кредиты: в 1922/23 г. — около 5 млн. руб., в 1923/24 г. — около 10 млн. руб., в 1924/25 г. — около 8 млн. руб., всего около 23 млн. руб.
Кроме того, на производство текущих ремонтов зданий и оборудования всех заводов ГУВП было отпущено: в 1922/23 г. — около 6 млн. руб., в 1923/24 г. — около 3,5 млн. руб., в 1924/25 г. — около 4,5 млн. руб. Всего около 14 млн. руб.
11
В течение последних трех лет ГУВП ведет усиленную работу по восстановлению рабочей дисциплины на заводах. К этой работе он привлекает партийные и профессиональные организации, как центральные, так и местные. В этой области к настоящему моменту можно констатировать уже значительные достижения.
В результате мер, предпринятых ГУВП по поднятию трудовой дисциплины, заключавшихся в периодической командировке ряда комиссий на места, установлении норм выработки труда рабочих, широкого применения неограниченной сдельщины, введения мер рационализации методов производства, были достигнуты известные успехи, характеристикой которых могут послужить следующие цифровые данные:
Процент использования рабочего времени в отношении числа календарных дней
|
|||
1913 г.
|
1920‑1921 г.
|
1923 г.
|
1923/24 г.
|
70,5%
|
60%
|
72,0%
|
80%
|
нормальный по всей гражданской промышленности
|
На заводах ГУВП
|
На повышение дисциплины указывает также и следующая таблица:
Процент невыхода на заводах рабочих ГУВП
|
|
Довоенный 1913 г.
|
10%
|
I квартал 1924/25 г.
|
7,2%
|
Как результат поднятия дисциплины, повышения производительности труда и пересмотра норм выработки явилось значительное сокращение времени, падающего на единицу изделия, отдельные примеры коего приведены в таблице:
Наименование изделий
|
Время, потребное на изготовление единицы изделия, в ч.
|
||
|
Довоенное
|
1923/24 г.
|
1924/25 г.
|
Винтовка
|
40
|
44
|
36
|
1000 патронов 3‑дюймовых
|
32
|
38,8
|
34
|
Пулемет Федорова
|
Не изгот[овлялось]
|
181,6
|
139
|
3‑дюймовое зенитное орудие
|
Не изгот[овлялось]
|
3687
|
3223
|
1000 пуль бронеб[ойных]
|
Не изгот[овлялось]
|
91
|
73
|
В области производительности труда на заводах военной промышленности можно определенно констатировать заметные улучшения, особенно резко наметившиеся в I квартале текущего операционного года. Так, цифры годовой выработки на одного списочного работника по всему объединению ГУВП за ряд последних лет говорят следующее:
Дата
|
Годовая выработка в довоенных рублях
|
Процент по отношению к 1921/22 г.
|
1921/22 г.
|
439
|
100
|
1922/23 г.
|
550
|
125,5⁴*
|
1923/24 г.
|
550
|
125,5⁴*
|
I квартал 1924/25 г.
|
660
|
150⁴*
|
…⁵*
Богданов⁶*
Примечания:
¹* Справка была подготовлена для председателя Реввоенсовета СССР М. В. Фрунзе.
²* Опущены разделы 1‑6, посвященные анализу работы военных заводов с 1916 по 1921 г.; аналогичная информация содержится в документах сборника за ранние годы и в сокращенном виде в документе от 16 июня 1925 г. — Краткая докладная записка председателя правления ГУВП П. А. Богданова председателю ВСНХ СССР Ф. Э. Дзержинскому о положении ГУВП.
³* Пропуск в тексте.
⁴* Так в тексте.
⁵* Опущена часть справки, содержащая таблицы о среднем проценте производственного брака и его помесячной динамике, себестоимости изделий, сведения о рационализации производства, инвентаризации заводов, сокращении расходов.
⁶* Богданов П. А. (1882‑1939) — государственный деятель, один из организаторов промышленности в годы гражданской войны. В 1917 г. — член президиума исполкома Гомельского совета, член комитета РСДРП(б), председатель ВРК. С июля 1918 г. — на работе в ВСНХ: член правления Волго-Камского объединения, уполномоченный ВСНХ по национализации химической промышленности и член коллегии Химического отдела. С апреля 1919 г. — председатель Совета военной промышленности при Чрезвычайной комиссии по снабжению Красной армии, с апреля 1920 г. — заведующий Главным управлением металлургической промышленности и член Президиума ВСНХ. С мая 1921 г. по январь 1925 г. председатель ВСНХ РСФСР, член Совнаркома РСФСР. С 1925 г. — председатель Северо-Кавказского крайисполкома, председатель правления Амторга, с конца 1923 г. — начальник Главного управления военной промышленности. Член ВЦИК и ЦИК СССР.
⁷* Михайлов В. С. (?‑?) — военный и государственный деятель. С июня 1918 г. — зам. начальника, начальник Главного артиллерийского управления. С декабря 1918 г. — директор-распорядитель Центрального правления артиллерийских заводов, затем — член коллегии Главного управления военной промышленности, одновременно, с мая 1923 г. — член Высшего академического военно-педагогического совета.
РГВА. Ф. 33987. Оп. 2. Д. 309. Л. 152-165. Подлинник.