20 июня 1924 г. — Докладная записка председателя Военного бюро Госплана СССР А. А. Горева председателю Госплана СССР А. Д. Цюрупе о бюджете на оборону на 1924/25 г.¹*

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1924.06.20
Период: 
1924-1925
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 379-381.
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 524. Л. 3-7. Заверенная копия.

20 июня 1924 г.

Совершенно секретно.

При составлении бюджета на оборону 1923/24 г., утвержденного правительством в сумме 369,2 млн. руб., Госплан исходил из представленного Реввоенсоветом общего плана обороны, построенного на подсчете количества дивизий, которое может быть мобилизовано противником на Западном фронте. Количество боевых единиц нашей армии определялось из начала перманентного преобладания численности в каждом отдельном районе. Численность армии мирного состава была определена так, чтобы при мобилизационном развертывании ее можно было бы осуществить в необходимые сроки план концентрации, обеспечивающий указанное преобладание. Применительно к установленной численности кадра и тердивизий определена была и потребность армии по отдельным параграфам сметы — содержание, вещевое довольствие, продовольствие и так далее. Что же касается расходов на вооружение армии, то таковые были установлены, с согласия РВСовета, в размере продукции прошлого года, причем представители командования настаивали на сокращении размера ассигнований его ГУВП, так как было ясно, что суммарное ассигнование имеет предел, определяющийся бюджетными соображениями.

В апреле-мае в Военное бюро Госплана поступило на заключение представление ГУВП об установлении списка заводов военной промышленности, которые должны войти в кадр заводов, остающихся в ведении ГУВП. При рассмотрении этого списка Военное бюро должно было исходить из того начала, что продукция этих заводов должна покрыть полностью потребность армии в боевом снаряжении.

Было рассмотрено два случая: 1) что война наступает через год и продолжается два года, 2) что война начинается через пять лет и продолжается также два года.

Было выяснено, в какой мере будет покрыта потребность армии в главнейших предметах боевого снаряжения как в первом, так и во втором случаях, причем предполагалось:

а) что военная промышленность будет до наступления войны финансироваться в той же мере, как и ныне, б) что военная промышленность разовьет свою, возможную для нее по техническим условиям оборудования, максимальную продуктивность в период до войны. Наличный мобилизационный запас боевого снаряжения был во всех случаях учтен.

Результаты сопоставления потребности с наличием вооружения таковы.

Винтовки

Теоретически весь состав развернутой армии может быть вооружен винтовками во всех случаях. При этом, однако, в случае І‑а запас винтовок составит только 5% от количества выданных на руки, что явно недостаточно; в других случаях этот запас будет: I‑б — 43%, II‑а — 57%, II‑б — 200%, что следует признать достаточным.

Однако расход винтовок за год войны составляет около 60% наличия, тогда как пополнение в военное время составит только 45%; таким образом, в указанных четырех случаях к концу второго года войны отношение наличного количества винтовок к числу бойцов будет: І‑а —0,75; I‑б - 1,13; II‑а — 1,27; II‑б — 1,70. Откуда видно, что в случае I‑а 25% частей д[олжно] б[ыть] расформировано.

Пулеметы и автоматические ружья

При начале первого года войны потребность пулеметов будет удовлетворена в таком проценте: І‑а — 36%, I‑б — 48%, II‑а — 47%, II‑б — 107%.

Во время войны продукция в год составит около 15% комплекта, расход в военное время — около 50% комплекта, таким образом, уже в конце первого года войны в случаях І‑а, I‑б и II‑а армия останется практически без пулеметов, и лишь в случае II‑б вооружение пулеметами составит 50% потребности в конце первого года войны, а в конце второго года армия опять окажется без этого вида оружия. Таким образом, практически пулеметное вооружение совершенно не достаточно.

Патроны

Годовой расход во время войны, по минимальным данным РВС, составит 10 млрд. Между тем к началу войны будет в наличности: І‑а — 1,2; I‑б — 3,0; II‑а — 2,0; II‑б — 11,0 млрд., причем ежегодная продукция при полном напряжении заводов исчисляется максимум в 2 млрд.

Таким образом, в первых трех случаях армия может стрелять по норме только первые два-три месяца войны, после чего должна будет сократить свой расход до ⅕ потребности.

Легкая артиллерия

Наличие легкой артиллерии по плану РВСовета достаточно, почему производство сейчас приостановлено. Необходимое во время войны по расчету РВСовета пополнение также может быть дано нашей развернутой промышленностью. Однако снаряды для легкой артиллерии затребованы военведомством в количестве, превышающем возможность их выпустить при предположенной программе пополнения орудий. Специалисты Военного бюро полагают, что размер поставки орудий в военное время взамен расстрелянных должен быть значительно увеличен против заявленного РВСоветом. Таким образом, по мнению специалистов

Военного бюро, производство орудий также должно быть развито до размера, превышающего нынешние возможности. Тяжелая артиллерия наша страдает крайним разнообразием и недостаточна по количеству. Снаряды для нее могут быть приготовлены в достаточном количестве.

В дополнение к этой картине необходимо сообщить, что легкая артиллерия на Западе, и в особенности в Америке, находится в периоде перевооружения, с увеличением дальности боя и скорострельности, каковые вопросы у нас находятся только в подготовительной фазе. Наша тяжелая артиллерия значительно уступает современной заграничной и не имеет применяемых за границей приспособлений для механического транспорта. Устарелой также является система наших дистанционных трубок, вопрос о коих поставлен РВСоветом на очередь. Не вдаваясь в подробности относительно имеющихся в нашем распоряжении воздушных и газовых средств борьбы, следует также заметить, что в этом отношении мы значительно отстаем от Запада.

На основании изложенного необходимо прийти к таким заключениям.

Программа развертывания армии, положенная РВСоветом в основу исчисления кадра мирного состава, не может быть реально выполнена вследствие невозможности вооружить части в необходимой для боеспособного состояния мере. Отсюда следует, что план обороны должен быть пересмотрен с целью увязки живой силы с возможностью ее вооружения. В связи с этим распределение ассигнуемых Союзом средств на оборону должно резко измениться. Расходы на обслуживание живого состава армии должны быть вместе с его численностью значительно сокращены, при этом норма снабжения на одного бойца может быть даже увеличена Расходы на заготовку всех видов вооружения и на развитие военной промышленности должны быть увеличены до размеров, могущих удовлетворить как в качественном, так и в количественном отношениях установленный контингент развернутой армии.

Составлению бюджета на 1924/25 г. должна предшествовать работа по разрешению поставленных в настоящей записке вопросов. При наличии вышеприведенных данных прошлогодний состав бюджета обороны является нецелесообразным. Не будучи в курсе всех соображений РВСовета и не являясь специалистом в области военной техники, я считаю тем не менее своим долгом довести до Вашего сведения о вышеизложенном и просить Ваших директив при составлении бюджета на 1924/25 г.

Председатель Военного бюро Госплана А. Горев²*

Примечания:

¹* Помета: «Прошу т. Чебышева лично вручить записку А. Д. Цюрупа».

²* Горев А. А. (1884‑1953) — профессор, специалист в области электроники. С 1919 г. — профессор Петроградского политехнического института. В 1921‑1923 гг. — член Госплана. С августа 1923 г. — член президиума Госплана. С 1925 г. — председатель секции электрификации. Участник разработки ГОЭЛРО.

РГАСПИ. Ф. 325. Оп. 1. Д. 524. Л. 3-7. Заверенная копия.