25 декабря 1922 г. — Письмо Всероссийского кожевенного синдиката ВСНХ в Главное военно-хозяйственное управление¹* Наркомата по военным делам об уточнении количества требуемой продукции и гарантиях оплаты

Реквизиты
Тема: 
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1922.12.25
Источник: 
Советское военно-промышленное производство 1918-1926. Сборник документов. “Новый хронограф” М. 2005, стр. 269-270.
Архив: 
А. РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 2205. Л. 1-2. Заверенная копия.

25 декабря 1922 г.

Срочно.

Резкое сокращение оплаты военным ведомством в течение последних двух месяцев армейского заказа поставило государственную кожевенную промышленность в весьма тяжелые условия, а перед правлением кожсиндиката поставило вопрос о дальнейшей работе и судьбе наиболее крупных, технически приспособленных пошивных районов, каковые в связи с предъявляемыми к нам требованиями военведа загружены армейским заказом на 50‑60% из производительности.

По настоянию военного ведомства исполнение армейского заказа, выражающегося количественно в 150 тыс. пар обуви в месяц, в настоящее время сосредоточено в Москве, Петрограде, Вятке, Казани, Киеве и Одессе, причем характерной особенностью этих пошивных районов является то обстоятельство, что все они не располагают кожевенными полуфабрикатами и материалами в количестве, достаточном для выполнения своей военной программы, и им все это приходится приобретать либо у других кожевенных трестов, либо за границей. Вследствие же невозможности получить эти полуфабрикаты и материалы в кредит как внутри страны, так и за границей, все снабжение обувных предприятий возможно лишь при условии своевременной расплаты со своими поставщиками. С другой стороны, в силу экономической целесообразности не представляется возможным требовать от кожевенных районов кредитования пошивающих предприятий в силу того, что сами они, в свою очередь, не пользуются никаким кредитом, а, наоборот, при покупке материалов и сырья у госорганов, например, у Наркомпрода, им приходится не только рассчитываться наличными, но даже авансировать их ввиду существующей реальной угрозы, что Наркомпрод и другие госорганы при невыполнении их требований выпустят сырье на вольный рынок, не считаясь с тем обстоятельством, что сырье идет на снабжение армии.

Крайне недостаточные оборотные средства занятых исполнением армейского заказа районов, с одной стороны, и относительно значительный размер военной продукции в сравнении с общей продукцией этих районов — с другой, ставят их работу вообще, а в частности, и исполнение арм[ейского] заказа в зависимость от своевременной и аккуратной оплаты военведом сдаваемой ему продукции. К этому необходимо прибавить еще ту жесткую налоговую политику, которую применяет в настоящее время Наркомфин, заставляющий национализированные] тресты аккуратно и своевременно вносить высокие налоги. Насколько это соображение правильно, можно убедиться хотя бы из того, что почти все упомянутые районы не рассчитались до сих пор с рабочими за ноябрь и не в состоянии полностью покрыть налоговые недоимки, результатом чего в некоторых местах явилась распродажа продукции, в том числе и годной для арм[ейского] заказа (Киевский район). Не говоря уже о том, что совершенно прекратилась заготовка сырья и материалов, необходимых для выполнения военных заказов в соответствии с теми высокими техническими требованиями, каковые предъявляет в настоящее время военное ведомство, необходимо определенно констатировать, что дальнейшая невыплата денег военным ведомством может вызвать полный паралич в самом выполнении армейского заказа.

Задолженность военного ведомства в настоящий момент по обуви и конскому снаряжению достигает суммы в рублях 2820 млн. (два миллиарда восемьсот двадцать миллионов рублей), не говоря уже о том, что в производстве в настоящий момент находится около 250 тыс. пар арм[ейской] обуви, общей стоимостью приблизительно в два миллиарда рублей. Принимая во внимание, что эта сумма представляет задолженность государства лишь по пяти районам, следует придти к выводу, что если военное ведомство немедленно не примет мер к учинению расчета, то многие предприятия не выйдут из того тяжелого положения, в котором они оказались, и что при таких условиях гарантировать какое-нибудь снабжение армии невозможно.

Кожсиндикат ввиду изложенного самым категорическим образом добивается расчета и твердых указаний, какое количество продукции потребуется в течение ближайшего года и какие гарантии будут предоставлены в смысле оплаты этой продукции.

Предкожсиндиката Кушман

Заведующий финн[ансово]-коммерческим управлением Миценмахер

Примечание:

¹* Главное военно-хозяйственное управление образовано приказом Наркомата по военным делам от 20 июня 1918 г. ГВХУ переданы функции Всероссийского военно-хозяйственного комитета, созданного в январе 1918 г. вместо расформированного Главного интендантского управления старой армии. Было подчинено начальнику Центрального управления снабжений. На ГВХУ возлагалось: обеспечение войск, управлений, военно-учебных заведений и учреждений Красной армии, а также семей красноармейцев денежным, вещевым довольствием и продовольствием, а также в случае надобности снабжение вещами и продовольствием населения в районе военных действий; организация внутреннего хозяйства войск, пунктов для хранения продовольствия и неприкосновенных запасов (по соглашению с Всероглавштабом), контроля за распределением всех видов довольствия для РККА и др. 15 декабря 1920 г. приказом РВСР утверждено новое положение о ГВХУ, на которое было возложено снабжение Красной армии необходимым довольствием по всем военнохозяйственным отраслям. При ГВХУ состояла Военно-хозяйственная академия РККА.

РГАЭ. Ф. 7733. Оп. 1. Д. 2205. Л. 1-2. Заверенная копия.