Справка ИНФО ОГПУ о взрыве на шахте «Мария» Первомайского шахтоуправления треста «Луганскуголь». 28 июня 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.06.28
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.1, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 364-365
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 653. Л. 289-292. Подлинник.

 

28 июня 1930 г.

№ 385418 Совершенно секретно

16 июня на пласту №4 «Никанор-Северный» произошел взрыв газа: погибло 39 человек и 28 человек пострадало.

Данные произведенного расследования указывают на то, что в период, предшествовавший взрыву, администрация шахты совершенно не уделяла внимания технике безопасности; в частности, это отмечалось со стороны заведующего участком, в обязанности которого входило наблюдение за пластом «Никанор-Северный», особенно насыщенным газами и расположенным на самом отдаленном от вентилятора расстоянии.

Рабочие совершенно не инструктировались об условиях работы на шахте; шахта нередко оставалась более 1 '/2 часов без надзора, так как вопреки правилам безопасности десятники, наблюдающие за вентиляцией, опускались в шахту не первыми, а спустя час после начала работ и поднимались на поверхность за 20-30 мин. до окончания работы; рабочие допускались в особенно опасные для жизни забои.

Несмотря на неоднократные заявления рабочих о большом скоплении газов в забоях, заведующий участком и заведующий вентиляцией никаких мер не принимали. Характерно, что 11 июня шахтком сам снял рабочих с работы пласта «Никанор» и даже оштрафовал администрацию за нарушение правил безопасности, но на другой же день одним из десятников рабочие опять были посланы на работу на этот пласт.

За несколько часов до взрыва отдельные забойщики отказались работать, так как даже на расстоянии 2-3-х саженей от забоев пласта «Никанор», вследствие усилившегося выделения газов потухли лампы Вольфа. Рабочие были переброшены на другую работу.

В 2 час. дня на пласту прекратилось действие вентилятора (из-за неподачи тока электроподстанцией), и так как заведующий участком не предупредил об этом десятников, в шахту была спущена новая смена рабочих. Несмотря на прекращение работы вентилятора в течение получаса, рабочие не были подняты на поверхность (по правилу рабочие должны быть подняты наверх, если вентилятор не действует около 15 мин.).

На почве недостаточного внимания к охране труда отмечался ряд конфликтов между рабочими и администрацией шахты еще до взрыва.

Недовольство рабочих особенно обострилось после взрыва. У шахтной конторы собралась большая толпа рабочих, имели место призывы «расправиться с администрацией и коммунистами». 17 июня с утра у больницы опять собрались значительные группы рабочих. В связи с пущенным слухом, что «похоронят сами, без людей, ночью», некоторые рабочие потребовали «выдать тела убитых родным».

Во время похорон настроение рабочих было в общем спокойное. Отмечались отдельные разговоры о том, что «виноваты администрация и техники, затравившие рабочих так, что они лезут в забой без оглядки», о «нажиме на рабочих, не дающем им возможности внимательно следить за работой и не идти в опасные места». Под влиянием этих разговоров кем-то в группе женщин было предложено опрокинуть экипаж проезжавшего мимо инженера.

В связи со взрывом на некоторых соседних шахтах отмечается уход отдельных групп рабочих и увеличение числа невыхода рабочих на работу.

Характерно, что выявление числа спустившихся в шахту рабочих в день взрыва было крайне затруднено вследствие примитивной постановки учета (учет работающих производится путем втыкания палочек в доску).

(По выявлению причин взрыва работает правительственная комиссия.)

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова

Начальник 2 отделения Гросман

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Товстухе (для Сталина); 6) Кагановичу; 7) Молотову; 8) Каминскому; 9) Коврайскому; 10) Куйбышеву; 11) Орджоникидзе; 12) Швернику; 13-20) ОГПУ; 21) В деле; 22) В отделении.