Спецсводка № 28 ИНФО ОГПУ о фактах отрицательного характера по промпредприятиям и рабочим районам на 16 июня 1930 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1930.06.18
Метки: 
Источник: 
"Совершенно Секретно": Лубянка Сталину о положении в стране (1922-1934 гг), т.8, ч.1, 1930 г., Москва, 2008 Стр. 333-339
Архив: 
ЦА ФСБ Ф. 2. Оп. 8. Д. 653. Л. 186-196. Подлинник.

 

Не ранее 18 июня 1930 г.

Совершенно секретно

1. Недовольство продзатруднениями

УССР.

В связи с ухудшением положения с продснабжением (особенно в снабжении мясом) и под влиянием агитации антисоветского элемента усилились нездоровые настроения, охватывающие значительные группы рабочих ряда предприятий Украины.

На рабочих собраниях (по вопросу о промфинплане, партсъезде и др.) и в групповых разговорах участились выступления с резкой критикой работы ЦРК, а в ряде случаев и с нареканиями на партию и советскую власть.

По некоторым предприятиям среди отдельных групп рабочих отмечены забастовочные настроения.

По большинству городов увеличилось число эксцессов в очередях с преимущественным участием женщин.

Харьков, ХПЗ. На собрании рабочих сборного цеха по вопросу о ликвидации наметившегося прорыва промфинплана докладчика прерывали выкриками с мест: «Давай питание, мы уже падаем, нет сил работать, иначе мы бросим работу». Собрание было сорвано — докладчику кончить доклад не дали. В столовой отмечено высказывание: «Дураки, рабочие, терпят», «Если бы взбунтовались, то нашли бы и сало, и мясо, а то за границу отсылают, а для своих нет». 28 мая на производственной конференции один рабочий выступил с таким заявлением: «Как мы можем выполнить промфинплан, если есть нечего. Дайте лучше питание, мы дадим большую производительность». Заявление встречено было рабочими одобрительно.

ГЭЗ. В литейном цехе на собрании по выбору делегатов на общезаводскую конференцию имело место следующее выступление: «Не ходите на конференцию, на черта она нам... Что она нам даст? Сало или масло?» Под влиянием этой агитации собрание было сорвано.

Киев. Очереди за мясом в рабочих районах достигают 500 и более человек. Разменной серебряной монеты в достаточном количестве нет, что вызвало резкое повышение цен на частном рынке (на ассигнации продукты стоят в полтора раза дороже, чем на серебро).

В очередях широко распространяются слухи о близости войны, об отправке серебра за границу, об усилении экспорта продуктов питания; ведется агитация среди женщин о необходимости устроить «волынку»: «Рабочим выступать или бастовать нельзя, их могут уволить, а нам, бабам, надо собраться и выступить с требованием: "Даешь мясо и хлеб!"»

27 мая на рабочей окраине милиция устроила облаву на нелегальных торговцев мясом. Но толпа женщин, окружив милиционеров, дала возможность торговцам скрыться. Милиция стреляла в воздух, чтобы заставить женщин разойтись.

Харьковский окр. Ст. Лозовая. Узловое собрание рабочих-движенцев ст. Лозовой 25 мая прошло бурно. Доклад секретаря райпарткома прерывался криками: «Паразиты, долой с трибуны!» В прениях имело место выступление: «В Донбассе после бунта рабочие получили все необходимое. Мы объявим голодовку и заставим власть уравнять нас с другими». Собрание вынесло ряд решений об улучшении продснабжения рабочих.

ИПО. Костромские льняные фабрики. Настроение рабочих в связи с продзатруднениями напряженное. Сильное недовольство вызывает задержка в выдаче продуктов на июнь.

26 мая на собрании рабочих по докладу председателя правления ЦРК о положении и перспективах снабжения выступавшие в прениях резко критиковали работу ЦРК. Наряду с этим отмечены выступления с упреками по адресу партии и советской власти: «Наши правители о нас забыли, не видят, чем питается рабочий, работать заставили на трехсторонках, а есть нечего». «Кормят нас на 13-й год словами, чем дальше, тем хуже, дальше так продолжаться не может». «Детей кормим хлебом с солью, сами едим только хлеб, какое может быть тут ударничество?»

В последнее время значительно усилилась деятельность антисоветского элемента. Используя отсутствие систематической разъяснительной работы, антисоветский элемент в своей агитации призывает рабочих к организованному предъявлению правительству требования «накормить рабочих».

«Надо встряхнуть наших управителей, остановить работу и сказать: "Даешь продовольствие!" — тогда они проснутся».

«Власть рабочих и крестьян, а сделать ничего не можем, хотя и видим, что уморили с голода. Надо что-то делать».

«Скорей бы война, к одному концу. Скорей бы "крестовики"1 приходили, наверное, лучше бы накормили рабочих».

Крым. Севастопольскийморзавод. Настроение рабочих Севморзавода в связи с продовольственными затруднениями в последнее время значительно ухудшилось. Кампания по подготовке к партийной конференции (подготовка подарка, демонстрация для приветствия конференции) прошла в напряженной обстановке. Необходимо отметить, что достаточной разъяснительной работы заводскими общественными организациями проведено не было.

На собраниях, посвященных вопросу о посылке партконференции подарка, в ряде цехов рабочие бросали в президиум куски хлеба (недоброкачественного, мало пригодного к употреблению) со словами: «Посмотрите, чем кормите рабочих».

В котельном цехе один из рабочих слепил из хлеба осла и передал в президиум со словами: «Вот наш подарок партийной конференции».

Выступления рабочих на собраниях были посвящены почти исключительно продовольственному вопросу и зачастую носили резкий характер.

В демонстрации для приветствия партконференции участвовала небольшая часть рабочих Севморзавода. Большинство рабочих отказалось выйти на демонстрацию. Ввиду напряженного настроения рабочих на Севморзавод были посланы делегаты партконференции для проведения разъяснительной работы. Большинство собраний носило бурный характер. В ряде цехов рабочие выступили с резкой критикой политики партии, особенно по вопросу о коллективизации и раскулачивании. Выступления резко антисоветского характера отпора со стороны рабочих не встречали.

«Довольно нас обманывать, до чего довели крестьянство своей коллективизацией!», «рабочие партии больше не верят», «ваше дело плохо кончится», «если хотите знать, с партией рабочие или против партии, ставьте на голосование и узнаете, что рабочие против партии». «Советская власть нажила себе в лице крестьян врагов, они вынуждены сказать свое решающее слово» (корпусный, хозяйственный, литейный, механический цеха). Выступления поддерживались выкриками «Правильно».

«Зачем вывезли все за границу? Зачем вас посадили на нашей шее? Зачем обобрали крестьян, сделали их нищими? Они сами голодают. В Москве всего много, потому что там много комиссаров. Не замазывайте нам рот, как партийцам, которые не могут говорить правду из боязни, что их сочтут троцкистами».

Нездоровые настроения отмечены также среди части партийцев.

Ленинград. Спиртоводочный завод. Митинг, посвященный вопросу об организации демонстрации в честь партконференции, был сорван. Докладчику не дали говорить, прерывая его криками: «Мы голодные на демонстрацию не пойдем», «что ж и теперь, как в 1905 г., идти просить хлеба, и теперь ваша конференция не удовлетворит наших нужд» и т.д.

Швейная фабрика № 1. В 1 цеху собрание прошло бурно. Во время доклада раздавались выкрики с мест: «Черта с два вы уничтожили безработицу, она стала еще больше». «Все подыхаем с голоду, а работать нет сил». «Не дождемся мы вашего социализма, да и не нужен он нам. Раньше мы были сыты, а теперь ноги протянем скоро».

Урал. Петуховский мехзавод. Ишимский окр. (500 рабочих). В связи с задержкой в выдаче продуктов питания 80 рабочих потребовали расчет. Тенденции к уходу с предприятия отмечаются среди большой группы рабочих (до 150 человек). Настроение рабочих напряженное. В литейном цехе от жары и истощения было несколько случаев, когда рабочие падали в обморок (информированы парторганы).

Нижкрай. Муромский паровозоремонтный завод. Согласно решению Окрторготдела с 1 июля члены семей рабочих, связанных с сельским хозяйством, подлежат переводу на сельскую норму снабжения (вместо 8 кг — 4 на едока.).

Завком же решил провести указанное мероприятие с 1 июня.

Никакой разъяснительной работы даже среди членов партии проведено не было.

Только после того, когда среди рабочих стало фиксироваться массовое недовольство снятием их семей со снабжения по нормам ЦРК, 8 июня было сорвано собрание рабочих, на котором за резолюцию завкома никто из присутствующих не голосовал.

Собрание по этому же вопросу 4 июня было сорвано.

Настроение рабочих завода продолжает оставаться напряженным.

СКК. Алханчурское строительство. Ингушетия. Положение со снабжением рабочих Алханчурстроя продуктами питания напряженное. Кооперация снабжает рабочих недоброкачественными продуктами, часто совершенно негодными к употреблению. Хлеб выпекается из горькой, пораженной червями муки, отмечаются массовые желудочные заболевания (на участке Назрани — до 150 случаев).

Рабочие 8 участка 22 мая не вышли на работу в знак протеста против продажи гнилого хлеба. Специальная комиссия, созданная для расследования обоснованности невыхода на работу, признала хлеб негодным к употреблению, но продажу разрешила, так как заменить его было нечем.

В ларьках Назранского участка строительства продавалось сало, зараженное стрихнином, вызвавшее массовые заболевания рабочих.

Общественное питание на Алханчурстрое имеет ряд серьезных недочетов, сеть столовых и ларьков недостаточна и не удовлетворяет потребность рабочих.

Запад. Текстильные фабрики Райконоплеводсоюза (вырабатывают полуфабрикат для пеньковой промышленности; Карачевский район Брянского окр.). Рабочие текстильных фабрик в связи с переводом их на снабжение по 2 категории прекратили работы: 29 мая — 200 человек и 30 мая — 700.

2. Массовые заболевания цингой в связи с продзатруднениями

Севкрай. Онежские лесозаводы. Архангельский окр. На лесозаводах вследствие отсутствия жиров и молочно-мясных продуктов отмечаются массовые заболевания цингой.

На Лесозаводе № 32 больных 188 человек, на заводе № 34 — 120 человек, рабочие уходят в другие районы Архангельского окр.

В г. Онеге отмечено 30 случаев заболевания цингой (информированы парторганы).

3. Массовые выступления на религиозной почве

Московский окр. Яхромская фабрика. Закрытая в январе 1930г. постановлением рабочих собраний Яхромская церковь до последнего времени не была использована для культурных целей. Учтя это обстоятельство, группа верующих возбудила ходатайство об открытии Кругликовской (она же Яхромская) церкви. Секретариат ВЦИК, не имея в списках закрытых церквей Кругликовской церкви, распорядился указанную церковь передать верующим, а виновных в закрытии привлечь к ответственности. Содержание этого распоряжения стало известно верующим.

4 июня из Яхромы в районный центр Дмитров прибыло до 300 человек рабочих Яхромской фабрики (в большинстве старики-инвалиды и пожилые, из них до 100 женщин). После соответствующего разъяснения толпа разошлась.

Члены церковного совета повели среди верующих рабочих и крестьян ближайших сел агитацию за организованное требование открытия церкви, приглашая их 6 июня явиться к церкви.

6 июня возле церкви собралось до 600 человек, однако собрания проведено не было, и присутствовавшие вскоре разошлись.

4. Антисоветские листовки

Всего за последнюю десятидневку обнаружено 11 антисоветских листовок и анонимок, из них 4 — на Украине, по 3 — в ЛВО (на Окуловских писчебумажных фабриках) и НВК и одна — в Нижнем Новгороде.

По содержанию 3 листовки — в связи с продзатруднениями, 2 — против общей политики партии, одна — против темпов индустриализации, одна — против коллективизации сельского хозяйства, одна с призывом к забастовке, 2 — с призывом свержения советской власти и одна — анархистского характера (в 10 экземплярах, распространялась в Харькове).

Харьков. Возле рабочего клуба обнаружена листовка следующего содержания: «Анархия — мать порядка. Рабочий, сладкими словами о пятилетке и социализме нам затуманивают головы. Мы работаем, как волы. Работаем голодные, босые, больные. Относим на кладбище детей, не выдерживающих голодухи. Что мы имеем, что мы получили? Имеем беспросветное рабство, получили крепостничество. За это мы положили горы трупов. Это — завоевание Октября.

Мы видели всякие власти, все они — цепи на ногах пролетариата. Да здравствует анархия! Только свободный коммунизм нам нужен. Мы хотим равенства: если голодать, холодать, то всем без исключения.

Нашим хлебом на Западе кормят свиней. Два месяца крестьянство Кавказа пулями голосует против партийного сапога. Рабочий, забастовкой, демонстрацией и бойкотом ломай спину новому пану. Освобождение рабочих есть дело самих рабочих. Анархогруппа "Воля"».

Днепропетровск. На заводе им. Либкнехта обнаружена листовка: «Сам прочти и передай другому. Товарищи рабочие! Стачечный комитет призывает вас крикнуть в один голос: "Мы, рабочие, отказываемся от бешеного развития производства потому, что мы не в силах работать при таком харчевании рабочего".

Рабочие! Еще раз обращаемся к вам отказаться от неверной политики, которая существует на сегодняшний день. Комитет».

Белгород. В медницкой мастерской депо «Белгород» распространялась листовка следующего содержания: «Воззвание. Дорогие товарищи рабочие и крестьяне! Мы свергнули капиталистическое иго, но не сумели его довести до конца, а теперь у нас другой капитализм. Между нами идет какая-то травля, нас обманули, мы — на краю гибели. Возьмемся же, наконец, и стряхнем советский капитал, ибо мы погибнем, нас всех подавят голодом и соревнованием. Ваши друзья».

Саратов. В адрес президиума Н[ижне]-Волжской партконференции прислана анонимка: «Президиуму Нижне-Волжской партконференции. Вы, собравшиеся для подведения итогов своей работы, будете заниматься одними широковещательными декларациями в то время [как] вся страна и Нижне-Волжский край, в частности, находятся на краю пропасти. Произвол партии, отсутствие индивидуальной свободы, а над головой инквизиции — ГПУ. Вот политическое состояние страны. А экономическое?.. Да стоит только повернуться лицом к деревне и вы увидите, что деревня вернулась к крепостному праву. Итог вашей работы — хлеба нет, товаров нет, моральное состояние населения плачевное, интеллигенция в загоне, крестьянин обижен. А вы занимаетесь ненужными разговорами. Измените вашу политику, а то вы приведете страну к полной анархии. Вы держитесь только силой штыков. Дайте стране хлеба, дайте стране свободу и только тогда вы ее спасете».

5. Сезонники

а) Забастовки

Всего за последнюю десятидневку (5-15 июня) зарегистрировано 18 забастовок (с 3015 участниками), из них 14 забастовок — на почве недовольства существующей заработной платой и 4 — в связи с неправильным подсчетом заработной платы.

Белоруссия. Торфзавод «Добруш» Белторфтрест. Гомельский окр. 1 июня не работали 350 рабочих Добрушского торфзавода, недовольных расценками.

Московский окр. Цемстрой. Подольский район. 9 июня не работали 480 рабочих Цемстроя (35% общего состава рабочих), потребовав увеличения зарплаты. С постройки ежедневно уходило по 20-30 человек, что угрожает срывом работ.

Запад. Торфоразработки Текстильтреста. Клинцовский окр. 10 июня рабочие (1500 человек) прекратили работу и объявили забастовку. Предъявили требования: создать «свой рабочий комитет», повысить зарплату и выдать спецодежду. До 18 июня забастовка ликвидирована не была.

б) Уход с работы

ИПО. Торфоразработки «Варегово болото». Ярославский окр. Ввиду чрезвычайно тяжелых условий работы на торфоразработках и неналаженности бытового обслуживания рабочие большими группами прекращают работу и уходят с торфоразработок. За последние дни мая ушло 327 человек (из 800).

Общественное питание не организовано, горячая пища отсутствует, пекарня не успевает снабжать рабочих хлебом. Нет также кипяченой воды. Участились случаи желудочных заболеваний. Рабочие живут в деревнях в 3-5 км. от болота, вследствие чего на ходьбу и работу тратят 13-14 час. За квартиру платят 7-8 руб. в месяц, а получают квартирных 4 руб. Спецодежду рабочие не получили. Медобслуживание отсутствует, медосмотра не было. Приемка торфа общая, что не дает возможности учесть выработку по артелям. Профорганизации на болоте не существует, нет ни торфкома, ни охраны труда. Местные районные и окрпарт. и профорганизации администрацией не были информированы о создавшемся положении.

Московский окр. Торфоразработки 3-го ХБТ. Орехово-Зуевский окр. В Орехово-Зуевском участке торфоразработок взяли расчет и уехали на родину 280 торфяников, недовольных расценками и нормами.

Дрезненские торфоразработки 3-го ХБТ. Под влиянием слухов о возможности в ближайшем будущем войны (в связи с проходящей в Дрезне военной игрой) взяли расчет 200 торфяников.

Северный край. Лесосплав на р. Елуга Лещуконского лесоучастка. 25 мая ушли домой 4 артели (всего 127 человек). Две артели заявили, что уходят из-за низких расценок и недостаточных норм продснабжения, остальные — ввиду религиозного праздника Вознесения.

в) Избиение рабочих-колхозников

Северный край. Архангельский окр. Сплавные работы по р. Шужега тулгасского лесоучастка (П. Виноградский район). 29 мая артель сплавщиков из крестьян дер. Наволок, будучи в нетрезвом состоянии, избила четверых рабочих по сплаву — колхозников, внесших на собрании предложение об удлинении рабочего дня на сплавных работах до 12 час.

6. Недовольство обсчетами

Северный Кавказ. Сельмашстрой. Напряженное настроение рабочих Сельмашстроя не ликвидировано (о забастовке 1286 рабочих Сельмашстроя см. сводку № 24 от 18 мая с. г.). Особенно резкое недовольство вызывается неправильным подсчетом заработной платы. Рабочие деревообделочного цеха заявили: «Если не выпишут заработную плату полностью, мы всем цехом откажемся от зарплаты».

Учет выработки на СМС поставлен слабо. Не налажен учет приема деталей от рабочих. Практикуется установление мастерами гарантийных приработков рабочим по поденной работе свыше установленных норм, без ведома зав. цехами и ОЭТ. Расчетные листки на выплату жалованья сдаются в счетную контору несвоевременно. Рабочие затрачивают много времени на выяснение недоразумений.

7. Отравление рабочих

Украина. Алчевский завод им. Ворошилова. Луганский окр. 4 июня в Новококсовом цехе завода им. Ворошилова отравилось газом трое рабочих, один из них умер, остальные — в тяжелом состоянии. Отравление произошло по вине монтера фирмы «Отто», не принявшего должных мер предосторожности. Ведется расследование.

8. Пожары

ИПО. Шуйский окр. ИВГРЭС. В район ИВГРЭС на вновь разрабатываемом участке «Архангельск» (на Мидовских болотах) 11 июня сгорел рабочий поселок. Уничтожено 35 построек, в том числе 22 барака, часть оборудования, часть стройматериала и инструмента. Человеческих жертв нет, убытки— 100000 руб. Пожар произошел по халатности администрации. Расследование продолжается.

Ленинград. Завод «Экономайзер». 5 июня возник пожар в материальном складе готовых изделий и в соседнем с ним доме общежития заводских рабочих. Убытки по предварительным подсчетам — до 200000 руб. Производится расследование.

ДВК. Чита. 10 июня сгорели 3 корпуса кожевенного завода (дробилка коры, склад с сырьем и склад корья). Причина пожара и размеры убытков выясняются.

Промысел «Петах» Дальгосрыбтреста. Николаевский-на-Амуре окр. 5 июня совершен поджог на промыслах Петах. Пожаром уничтожен материальный склад с двумя вагонами рыбы, тарой и спецодеждой. Противопожарного инвентаря на промысле не было. Ведется расследование.

Помощник начальника СОУ ОГПУ

Кауль

Помощник начальника ИНФО ОГПУ Герасимова

Верно: Секретарь ИНФО ОГПУ Кучеров

Рассылается:

1) Менжинскому; 2) Ягоде; 3) Мессингу; 4) Евдокимову; 5) Товстухе (для Сталина); 6) Молотову; 7) Кагановичу; 8) Каминскому; 9) Коврайскому; 10) Орджоникидзе; 11) Швернику; 12) ОГПУ; 45) В деле; 46-50) В отделении.

_________________________________________

1«Крестовики» — здесь: организаторы так называемого «крестового похода» против СССР