Глава XI. Общественная жизнь села

 

Общественная жизнь Вирятина и активисты первых лет социалистической революции.— Партийная прослойка и коммунистическое влияние в сельских организациях 20-х годов.— Советская демократия в селе после коллективизации.— Формирование сельского актива.— Отношение к коллективному труду.— Передовая интеллигенция села.— Новые советские традиции.— Вредные пережитки в общественном быту

Победа социалистической революции изменила соотношение классовых сил в русской деревне. Ликвидация помещичьего землевладения и передача всей земли крестьянству устранили основной эксплуататорский класс в деревне, но кулачество еще оставалось. «Они, кулаки и мироеды — не менее страшные враги, чем капиталисты и помещики,— говорил В. И. Ленин делегатам комитетов бедноты Московской области 8 ноября 1918 г.— И если кулак останется нетронутым, если мироедов мы не победим, то неминуемо будет опять царь и капиталист.

Опыт всех революций, которые до сих пор были в Европе, наглядно подтверждает, что революция неизбежно терпит поражение, если крестьянство не побеждает кулацкого засилья»1

Для подавления кулачества нужно было привлечь к борьбе с ним широкие массы колебавшегося середняцкого крестьянства, в отдельных случаях даже оказывавшего поддержку кулакам. Привлечь середняков можно было, только убедив их в правильности советских мероприятий по социалистическому переустройству деревни. Агитацией и пропагандой, доказывая на практике преимущества коллективного труда, сельские коммунисты и активисты-общественники из беднейших слоев крестьянства боролись за политическое влияние на середняка.

Об отношении середняцких слоев вирятинского населения к мероприятиям советской власти в деревне в первые годы революции вспоминает старый активист С. С. Калмыков: «Наши крестьяне внимательно относились ко всем мероприятиям партии и правительства. Мы верили советской власти. Неповторимое было время: подъем чувствовался громадный, люди тянулись к общественной работе, горели на ней»2.

Советский демократический строй создал широкие возможности для использования всех сил, таившихся в народных массах, а социалистические преобразования в сельском хозяйстве явились великой жизненной школой, в которой воспитывались и росли многочисленные кадры современных общественных деятелей, передовиков советской деревни.

Выдвижению и росту этих кадров в Вирятине содействовало то, что большинство мужского самодеятельного населения села было тесно связано с рабочим классом. Отходники-шахтеры уже в предреволюционные годы были проводниками пролетарской идеологии в селе. В борьбе за укрепление советского строя эти слои крестьянства показали свою стойкость, непримиримость по отношению к врагам революции. Они сыграли затем решающую роль в успешном проведении коллективизации и создании сельскохозяйственной артели «Путь Ленина». Многие из них стали коммунистами, овладели политическими и техническими знаниями. В дальнейшем их ряды пополнились молодыми кадрами, выросшими в годы социалистического строительства в селе.

Первыми организаторами советской власти в Вирятине были шахтеры и солдаты, возвращавшиеся с фронтов первой мировой войны. По социальному составу это были в основном бедняки, поддерживавшие свои хозяйства заработками от отхожих промыслов. Мероприятия советской власти были для них кровным делом. Первым председателем вирятинского комбеда также был шахтер-отходник В. М. Кабанов.

В 20-х годах в Вирятине еще не было самостоятельной партийной организации. Среди передовых людей села имелось лишь два члена партии, которые входили в состав сосновской первичной сельской ячейки РКП(б). Объединяя вокруг себя беспартийных сельских активистов, два коммуниста успешно вели политическую работу. Насколько сильно было коммунистическое влияние в селе в это время, указывает тот факт, что все члены вирятинского комбеда объявили себя «коммунистами-большевиками», хотя формально они не входили в партийную организацию.

Беспартийные активисты первыми в селе ликвидировали свою малограмотность, упорно занимались политическим самообразованием. Их выбирали в сельский Совет, они состояли членами комитета бедноты. Борьба с кулачеством, социалистическое строительство, связанное на первых порах с громадными трудностями, закаляло их и вырабатывало из них принципиальных и энергичных работников. Эти же активисты стали организаторами культурно-просветительной работы в селе. В таких условиях формировались новые люди социалистической эпохи.

Жизнь и деятельность передовых людей села — политических работников и активистов колхоза — дает возможность судить о политическом и культурном росте советской деревни.

Семен Степанович Калмыков вырос в неразделенной середняцкой семье. Его отец, шахтер, проработал в Донбассе в общей сложности 30 лет. Окончив три класса начальной школы, С. С. Калмыков с 15 лет начал сезонно работать на рудниках. Будучи еще подростком, он пристрастился к книгам. В 1918 г. С. С. Калмыков, уже женатый человек, начал посещать школу для взрослых. Во время гражданской войны Калмыков был в Красной Армии и участвовал в боях на деникинском и польском фронтах. Пребывание в Красной Армии сыграло решающую роль в формировании его политического сознания. В 1921 г. он вернулся после ранения в село и принял активное участие в работе сельсовета и комбеда. В 1924 г. Калмыкова избрали членом сельсовета. «С тех пор и началась моя постоянная общественная работа»,— говорит он. Помимо работы в сельсовете, Семен Степанович являлся активным членом культурно-просветительного кружка, занимаясь в драматической секции. В 1930 г. этот активист участвовал в организации колхоза в Вирятине и был выбран его первым председателем. С тех пор жизнь Калмыкова тесно связана с жизнью колхоза. В 1941 г. Калмыков ушел на фронт, а в 1944 г., по возвращении в село, он был выбран председателем сельсовета Вирятина и членом правления колхоза. Калмыков — член КПСС.

Примечателен общественный путь и других вирятинцев. П. С. Малахов, заведующий колхозным гаражом, член правления колхоза, в прошлом шахтер-отходник, был активным членом комбеда. Человек грамотный, он вел в 20-х годах работу по ликвидации неграмотности среди вирятинцев, активно участвовал в организации колхоза и укреплении общественного хозяйства. Один из старейших колхозников, садовод Д. А. Дьяков, был членом комбеда; в 20-х годах он являлся первым селькором в Вирятине.

В первые годы революции женщин-активисток в селе было мало, и в этом сказалось наследие прошлого, когда женщина находилась в стороне от всякой общественной жизни3. Но постепенно среди женщин начали выделяться некоторые беднячки, которые принимали участие в работе комбеда и сельсовета, а затем в подготовке коллективизации, в проведении раскулачивания.

В 1921 г. в числе 34 членов вирятинского сельского Совета не было ни одной женщины4, в 1925 г. две женщины стали членами сельсовета: молодая крестьянка М. Л. Ширякова и пожилая вдова В. П. Стародубова. В конце 20-х годов членами сельсовета были выбраны беднячки А. Я. Саяпина и Е. М. Дьякова. А. Я. Саяпина родилась в семье бедняка, имевшего шестерых детей. Родители Саяпиной были неграмотные. Учиться в школе ей не пришлось: рано умер отец, и она еще подростком должна была «идти в люди». Зимой работала прислугой у попа или учителя, летом ходила на поденную работу. В 1925 г. ее мать, желая устроить судьбу дочери, заставила выйти замуж за вдовца-портного. Но семейная жизнь сложилась неудачно, и через два года Саяпина разошлась с мужем. Она стала заниматься в школе ликвидации неграмотности, ходила в народный дом на собрания и постепенно втянулась в общественную работу. В 1929 г. ее выбрали в сельсовет. В период коллективизации вместе с другими активистами села она вела работу по вовлечению крестьян в колхоз. «Я тогда сама 80 дворов обошла»,— вспоминает А. Я. Саяпина.

Таких активисток в то время насчитывалось не более пяти-шести. Все они были вдовами или незамужними. Единственная замужняя женщина, ставшая активистской, А. К. Ермакова не была местной уроженкой: до замужества она жила в Кулеватове в прислугах, муж работал по найму. После женитьбы они переехали в Вирятино. Ермакова была одним из организаторов комбеда, принимала участие в раскулачивании местных мироедов. Позже в продолжение нескольких лет она работала народным заседателем в суде.

Постепенно жены отдельных активистов начали вовлекаться в общественную жизнь села. Колхозница Е. Ф. Буркина рассказывает, что она под влиянием своего мужа, комсомольца, в конце 20-х годов стала посещать собрания, была выбрана женской делегаткой и участвовала в работе районного съезда женщин-активисток.

Активистки 20-х годов, теперь уже пожилые женщины, вспоминают, что их общественная работа проходила в трудных условиях, ибо очень сильны были старые взгляды на женщину. Особенно трудно было женской молодежи выйти из-под власти патриархальной семьи.

Вместе с активистами старшего поколения вела работу на селе и передовая молодежь. В борьбе за победу советского уклада жизни формировались кадры комсомольцев5. Создание комсомольской организации подготовлялось работой, которую развернули коммунисты в первые годы революции. Первым секретарем комсомольской ячейки был А. В. Нагорнов, вирятинский учитель. Первоначально в ячейке была лишь одна женщина — учительница А. В. Нагорнова, его сестра; несколько позже в комсомол вступила крестьянка Настя Фомина, брат которой был комсомольцем. Своим активным участием в культурно-просветительной работе комсомольцы быстро завоевали доверие сельской молодежи. Комсомольцы оказали серьезную помощь партийным и советским организациям своей борьбой с патриархальными традициями, косными привычками и взглядами. К концу 20-х годов число членов комсомольской организации начало постепенно увеличиваться; в годы коллективизации девушки составляли почти половину комсомольской организации.

Молодежь жадно тянулась к знаниям. Передовые комсомольцы были посланы на различные курсы, в партийную школу и впоследствии стали ответственными работниками партийных и советских учреждений.

Сельским активистам пришлось бороться не только с общей политической и культурной отсталостью крестьянства, но и с косностью в своих собственных семьях. В ряде случаев на этой почве у активистов возникали конфликты. Некоторые жены мешали активистам заниматься общественной работой, считая, что мужья должны больше заботиться о своем собственном хозяйстве и личном благополучии, чем об общественных делах. Многие активисты и сами не были в полной мере свободны от пережитков старого. Это не могло не сказываться в том, что в первые годы революции их влияние в семье было значительно слабее, чем в сфере общественной жизни.

Коллективизация сельского хозяйства создала прочную базу для развития широкой самодеятельности населения во всех областях народной жизни. В начале 30-х годов культурный уровень активистов-общественников стал значительно выше, так как обязательное начальное образование вообще повысило общий уровень грамотности крестьян. В это время довольно значительная по численности партийная организация села и колхоза (в селе было две первичные ячейки) играла в Вирятине очень большую роль в политическом, экономическом и культурном строительстве. Несомненно, только благодаря активности и политической зрелости вирятинских коммунистов, сумевших идейно и организационно укрепить трудовой коллектив сельскохозяйственной артели «Путь Ленина», этот колхоз выдвинулся в ряды передовых не только в Сосновском районе, но и в Тамбовской области.

Во время Великой Отечественной войны большинство вирятинских коммунистов-мужчин ушло на фронт, в том числе все руководящие работники колхоза и сельсовета. Колхозное хозяйство, как уже говорилось, в эти годы сильно пошатнулось. И когда после окончания войны пришлось восстанавливать общественное хозяйство, вирятинцы поставили на основные участки колхозного производства вернувшихся с фронта коммунистов: С. М. Ожогина — председателем колхоза, А. И. Пароваткина и И. Д. Стародубова — бригадирами полеводческих бригад, С. С. Калмыкова и С. Я. Дьякова — во главе коллектива животноводов, Ф. А. Жданова — в бригаду плотников.

По инициативе коммунистов и комсомольцев началось строительство гидростанции. Строительные работы начались в 1946 г., и через два года гидростанция была построена. За героическую работу на этом строительстве вирятинские комсомольцы получили почетную грамоту ЦК ВЛКСМ.

С укреплением колхозного строя в общественный быт Вирятина прочно вошли все основные формы политической, хозяйственной и культурной жизни, свойственные нашему социалистическому строю.

Центром всей общественной деятельности и основным органом советской власти в селе является сельский Совет.

Жители села выбирают своими депутатами в сельсовет лучших тружеников колхоза и представителей интеллигенции. В настоящее время депутатами избраны: бригадиры И. С. Сухов, П. М. Жиряков, колхозницы А. С. Дьякова, Е. П. Стародубова, председатель колхоза С. М. Ожогин и др. Многие депутаты сельсовета — члены КПСС.

Сельсовет решает самые разнообразные жизненные вопросы: выполнение сельхозналога, подготовка к проведению общественных мероприятии (выборы в Советы и др.), благоустройство села и оказание материальной помощи отдельным колхозникам и т. п. Особое внимание уделяют депутаты сельсовета работе колхоза. На расширенных сессиях сельсовета председатель колхоза отчитывается о готовности колхоза к севу, о ходе уборки, о выполнении колхозом плана государственных поставок и т. и.

Сельсовет контролирует работу культурно-просветительных учреждений (клуба, школы, библиотеки), заботится об удовлетворении их хозяйственных нужд. Многие хозяйственные и культурные вопросы сельсовет разрешает совместно с правлением колхоза.

В повседневной работе сельским депутатам приходится заниматься также разнообразными бытовыми вопросами. Вместе с фельдшером депутаты, например, следят за санитарным состоянием села. Каждый депутат проводит разъяснительную работу с колхозниками своего участка, чтобы те своевременно очищали дворы от мусора, не выливали помоев на улицу и т. п.6

Иногда между соседями или родственниками возникают споры из-за огородной межи, из-за колодцев и т. п. В этих случаях депутаты разбирают жалобы па месте. Приходится вмешиваться депутатам и в семейные конфликты.

Сельский совет ведет большую политико-воспитательную работу среди населения. В помощь членам сельсовета создан агитационный коллектив, в котором участвуют десятки жителей Вирятина — коммунисты, комсомольцы и беспартийные. Для проведения агитационно-пропагандистской работы село делится на десятидворки (т. е. участки, состоящие каждый из десяти дворов) и за каждым агитатором закрепляется десятидворка.

Одно из важнейших событий общественно-политической жизни села составляют выборы в местные и верховные органы советской власти. Выборам предшествует большая предвыборная кампания: публичные отчеты бывших депутатов, выдвижение кандидатов, встречи избирателей с намеченными кандидатами. Обстановка в которой происходят выборы, по-праздничному торжественна. С раннего утра в день выборов около школы, в помещении которой в Вирятине обычно организуется избирательный участок, собирается много взрослых и детей. Все хотят видеть, как происходит голосование. Первыми голосуют, как правило, старики: они считают это своим почетным правом, и молодежь не оспаривает такого порядка. Избиратели после голосования смотрят кинофильмы в клубе, слушают на самом избирательном пункте радиопередачи и т. д. Нередко в клубе специально устраиваются концерты художественной самодеятельности. В дни выборов жители села долго не расходятся по домам и, разбившись на группы, ведут оживленные беседы.

Общественная жизнь села не ограничена деятельностью сельского Совета или политическими кампаниями. Периодически происходят производственные совещания и отчетно-перевыборные собрания колхоза «Путь Ленина», конференции передовиков сельского хозяйства, родительские собрания в школе, смотры художественной самодеятельности в клубе, лекции, читательские конференции и много других собраний, совещаний, бесед с разнообразным составом участников. В селе в настоящее время имеется широкий слой передовых крестьян, членов партии и беспартийных, которые принимают живейшее участие во всех областях деревенской общественной жизни. Из них выдвигаются сельские активисты.

Для того чтобы отчетливее представить, из кого состоит сельский актив и какую роль играет он в сельской жизни, познакомимся с некоторыми его представителями. Одним из таких представителей сельского актива является нынешний председатель колхоза «Путь Ленина», депутат сельсовета коммунист С. М. Ожогин (род. 1907). Его жизнь неразрывно связана с развитием родного села и колхоза. Он родился в бедной крестьянской семье. До Октябрьской революции ему удалось окончить только три класса начальной школы. Когда в селе после революции открылась школа для взрослых, Ожогин возобновил учение и, по его собственным словам, «учился будто заново». Годы службы в Советской Армии укрепили в Ожогине желание учиться дальше. По возвращении Ожогина с военной службы колхоз направил его на курсы животноводов. В 1935 г. он был избран председателем колхоза. В 1938 г. Ожогина послали в Рязанский сельскохозяйственный техникум. Все годы Отечественной войны Ожогин был на фронте. После окончания войны колхозники снова избрали его председателем колхоза. Пришлось преодолеть много трудностей, прежде чем колхоз снова экономически окреп.

Большая хозяйственная работа, тяжелый труд бойца, прошедшего по дорогам войны, были для Ожогина хорошей школой жизни. Он политически вырос, получил крепкую партийную закалку. Ожогин хорошо знает людей, а опыт политической работы в армии помогает ему находить индивидуальный подход к каждому человеку, правильно оценивать деловые качества и личные склонности. С большим вниманием Ожогин относится к молодежи. Он следит за ее производственным ростом, терпеливо воспитывает у молодых колхозников любовь к общественному труду, учит по-хозяйски относиться к колхозу. Убежденный атеист, Ожогин решительно выступает против предрассудков, косных привычек и обычаев в быту колхозников. Он умеет с большим тактом разъяснить пожилым колхозникам, какой огромный ущерб колхозу и самим себе наносят они, не выходя на работу в дни религиозных праздников.

К труду Ожогин относится творчески. «Вот к примеру,— рассказывает он,— задумали мы в колхозе электростанцию поставить. Трудно было, а все же сделали. Или вот леса посадили 150 га. Лет немного прошло с тех пор, а он уже вон какой! Залюбуешься. Меня не будет, а внуки вспомнят, что их дед этот лес сажал, спасибо скажут». «У меня сейчас мечта — развести сады на вирятинской земле,— говорит Ожогин.— Сколько лет жили здесь люди, хлеб выращивали, а садов не имели. А почему бы их нам не развести по мичуринской науке? Село мы уже озеленили, в колхозе посадили сад, теперь хотим, чтобы у каждого колхозника тоже был сад». На своем приусадебном участке он выращивает новые сорта фруктовых деревьев и разводит даже виноград.

Ожогин упорно и повседневно занимается самообразованием, читает периодическую и сельскохозяйственную литературу и внимательно изучает опыт других колхозов. С. М. Ожогин находит время и для чтения новинок художественной литературы, для посещения кино и клуба. Однако у Ожогина есть и свои недостатки, на которые ему неоднократно указывала сельская общественность. Он, как и другие члены правления, еще недостаточно заботится об удовлетворении культурных потребностей колхозников7.

Среди других членов сельского актива жители Вирятина с уважением называют имя Екатерины Петровны Стародубовой. Работает она телятницей на ферме в колхозе уже пятнадцать лет. Вступила семья Стародубовых в колхоз одной из первых. «В колхозе нам понравилось работать,— говорит Екатерина Петровна,— хлеба получали много. Наша семья была передовой, в колхозе все работали: и муж, и свекор, и мы, женщины». Муж Стародубовой погиб во время Великой Отечественной войны. До войны он был членом правления колхоза, работал на колхозной ферме. После войны Е. П. Стародубова пошла на курсы животноводов и в настоящее время является квалифицированным специалистом в своей области. Стародубова продолжает повышать свою квалификацию: она уже третий год посещает занятия, которые ведет с животноводами районный ветеринар. В 1951 г. Стародубова была выбрана депутатом сельсовета, а в 1953 г. колхозники, кроме того, выдвинули ее в члены правления колхоза. Женщины-производственницы, подобные Е. П. Стародубовой, являются опорой колхозного хозяйства. Их производственный опыт и самоотверженная работа служат примером для молодого поколения колхозников.

Представителем молодого поколения сельских активистов является Варвара Федоровна Калмыкова (род. 1921). После окончания школы-семилетки В. Ф. Калмыкова начала работать учетчиком на колхозной ферме. Через некоторое время правление колхоза послало ее на курсы счетоводов. В продолжение нескольких лет после окончания этих курсов Калмыкова продолжала работать в колхозе. В это время она как комсомолка вела большую общественную работу в селе, и вирятинцы выбрали ее депутатом сельсовета и народным заседателем в суде. Накануне Великой Отечественной войны Калмыкова решила овладеть какой-либо технической специальностью и закончила, без отрыва от своей основной работы, курсы трактористов. Но работать трактористом ей не пришлось: началась война, и Калмыкова ушла на фронт. Там она и вступила в ряды Коммунистической партии. По окончании войны В. Ф. Калмыкова снова вернулась к своей работе счетовода в правлении колхоза. Она была избрана секретарем колхозной парторганизации и депутатом сельсовета. В 1954 г., после окончания областной партийной школы, В. Ф. Калмыкова перешла на работу в Сосновскии райком КПСС, где и работает в настоящее время инструктором. Калмыкова хорошо знает людей, их быт и нужды и потому пользуется авторитетом не только в своем родном селе, связи с которым она не порывает, но и в соседних селах.

Изучение жизненного пути представителей сельского актива помогает яснее представить, как формируется политический и моральный облик передовых людей советского села, прошедших сложный и трудный путь в борьбе за создание и укрепление советской власти, за победу социализма в деревне. Такие люди, как С. С. Калмыков, П. С. Малахов и другие, являются представителями старшего поколения крестьян-активистов, которые были опорой советской власти в самые острые периоды классовой борьбы в деревне. Их отличает большой революционный опыт, практическая сметка и хорошие организационные способности. Это политически грамотные люди, хорошо разбирающиеся в современной политической жизни. Несмотря на пожилой в настоящее время возраст, эти активисты упорно работают над собой и стремятся овладеть теми знаниями, в которых чувствуют недостаток. Они интересуются экономическими вопросами, стараются разбираться в новинках техники, охотно читают художественную литературу, слушают радиопередачи, посещают киносеансы. Под влиянием этого старшего поколения в селе выросло следующее, более молодое поколение, продолжающее традиции старших товарищей.

Школа революции, школа жизни, политической деятельности и трудового опыта дополняется у многих сельских активистов той школой, которую они прошли в рядах Советской Армии. Советская Армия дала им хорошую политическую подготовку, вооружила, как правило, некоторыми техническими знаниями и помогла приобрести затем определенную квалификацию. Но особое, исключительное значение службы в Советской Армии,— в особенности у тех, кто был на фронтах войны,— заключается в том, что военная служба привила всем вернувшимся в село организаторские навыки и уменье руководить людьми.

Передовые люди села не оторваны от основной массы населения, и их состав постоянно пополняется новыми активистами, выдвигающимися в процессе коллективного труда и сельской общественной жизни.

Одной из важнейших черт в новом моральном облике населения советского села является сознательное отношение к коллективному труду и колхозу. С каждым годом это новое все глубже проникает в сознание колхозников, которые кровно заинтересованы в дальнейшем укреплении общественного хозяйства, потому что это создает условия для удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей.

Вирятинцы всегда отличались трудолюбием и настойчивостью в работе — это качество было присуще русскому крестьянству, когда оно работало добровольно, а не по принуждению. Это трудолюбие ярко проявляется и теперь. По характеристике председателя колхоза С. М. Ожогина, колхозники плохо работать не умеют. Работают же они в колхозе хорошо потому, что такой труд признан ими действительно добровольным, с одной стороны, и экономически выгодным — с другой. Труд в общественном хозяйстве колхоза «Путь Ленина» сплотил жителей Вирятина в единый товарищеский коллектив. Чувство взаимопомощи вырастает из самых условий труда. Колхозники, работающие плохо, вызывают осуждение со стороны тех, кто работает добросовестно. Так меняется психология у крестьян, перешедших к коллективным формам труда. Коллективный труд, к тому же, обеспечивает участникам устойчивый доход, если хозяйство ведется правильно. Сельскохозяйственная артель «Путь Ленина» завоевала большое доверие у своих членов, потому что умело ведет свое хозяйство. Пожилые колхозники, главы семей, сплошь и рядом не выбирают из колхозных закромов значительной части причитающегося им по трудодням хлеба, зная, что он там будет в полной сохранности и может быть взят в любой момент. У некоторых колхозников скопилось таким путем зерна за два года и более. Какой большой перелом в крестьянской психологии должен был произойти, чтобы «хозяин» перестал прятать хлеб в собственных закромах, а оставлял его в колхозе!

Женщинам-крестьянкам, в прошлом наиболее консервативной части сельского населения, было очень трудно решиться войти в колхоз. Но позже они оценили значение участия в общественном труде, обеспечивающем им экономическую независимость в семье и делающем их равноправными членами общества. Одна пожилая колхозница, имеющая взрослых детей, которые своими заработками в состоянии обеспечить ее старость, в беседе с нами заявила, что будет работать в колхозе до тех пор, пока есть здоровье, потому что хочет быть самостоятельной. Многие молодые женщины, вынужденные по семейным обстоятельствам временно оставить работу, тяготятся уходом из коллектива. Они считают, что без работы они отстают от жизни, и желают снова возвратиться к трудовой деятельности.

Коллективные формы труда создают благоприятную почву для развития народной инициативы и соревнования. В колхозе появились рационализаторы, вводящие усовершенствования в ту или иную отрасль колхозного хозяйства. Колхозники, особенно те, которые постоянно связаны с определенной областью колхозного производства, например с животноводством (так называемые «кадровые» животноводы), стремятся повышать свою квалификацию и применять достижения передового опыта в своей повседневной работе. Передовые колхозники борются с остатками обезлички в труде, которая наносит вред общественному делу и мешает правильному учету работы отдельных колхозников.

Свинарка О. Е. Калмыкова рассказывает о своей работе на ферме: «На совесть я работаю, от чистой совести жалею поросят». Все поголовье поросят, закрепленных за Калмыковой, находится в самом хорошем состоянии. В 1955 г. она получила за свой труд дополнительную оплату. С большой любовью отзываются о своей работе и телятницы Е. А. Стародубова и А. Т. Дьякова. В 1955 г. Дьякова вырастила без падежа 50 телят, за что получила в качестве дополнительной оплаты двух телят.

В 1956 г. она выращивала 56 телят. Каждый теленок у нее ежесуточно прибавлял в весе от 600 г до 1 кг.

Самоотверженно трудятся в колхозной строительной бригаде строители Ф. Н. Калмыков, каменщик М. Ф. Черников, И. М. Жданов, колхозницы М. И. Матрохина, Е. Г. Матрохина, П. Т. Стародубова и др.

Их руками построены прекрасные помещения колхозных ферм, водонапорная башня и другие объекты, составляющие гордость колхоза.

В колхозе много передовых людей, труд и инициатива которых помогают росту общественного хозяйства. С творческим огоньком относится к колхозной работе бригадир 4-й бригады Петр Матвеевич Макаров (род. 1914). Петр Матвеевич еще «молодой» бригадир: на этой работе он недавно, но за его плечами большой опыт работы в полеводстве и на животноводческих фермах. Еще до войны Макаров был в рядах ударников, неоднократно премировался за хорошие показатели. Правление колхоза назначило его весной 1955 г. бригадиром одной из наиболее отсталых бригад. В этой бригаде, где хозяйство было запущено и трудовая дисциплина низка, он сумел за короткий срок наладить работу. Уже в следующей весенней посевной кампании колхозники его бригады завоевали первое место по колхозу.

«Самое главное,— рассказывает П. М. Макаров,— это организация дела. Бригадиру надо постоянно думать о том, как лучше расставить людей, чтобы была наибольшая производительность труда, какие работы надо делать сначала, а какие потом. Это вот и помогает нам быть впереди в работе». Навыки организатора Макаров приобрел в годы Отечественной войны в рядах Советской Армии. Петр Матвеевич внимательно относится к нуждам колхозников своей бригады. Недаром в бригаде он слывет за справедливого, хотя и строгого человека. Не было случая, чтобы Макаров изменил без оснований данный им наряд на работу. Имея трехклассное образование, он постоянно работает над повышением уровня своих культурно-технических знаний. За время работы в колхозе Макаров окончил полеводческие и животноводческие курсы. Большое значение в повышении специальных сельскохозяйственных знаний имело для него посещение Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в 1954 г.

Передовая часть сельской молодежи, работающая в колхозе, следует примеру и трудовым традициям старшего поколения.

В 30-х годах была создана специальная молодежно-комсомольская бригада, в составе которой было много ударников, неоднократно отмечавшихся за хорошую работу почетными грамотами и премиями. В зимнее время комсомольцы работали по снегозадержанию, возили на поле золу и навоз, работали конюхами и т. п.

В годы Отечественной войны многие комсомольцы сражались на фронте. В послевоенный период в селе выросло новое поколение комсомольцев. Именно они положили много труда на озеленение села. Их руками посажен колхозный парк. Тоня Колесникова рассказывает, как в 1952 г. ей, Нине Буркиной и другим девушкам очень хотелось окончить посадку к районному слету молодых передовиков сельского хозяйства. Накануне слета девушки работали допоздна и кончили посадку в срок. О работе девушек появилась заметка в «Комсомольской правде». После этого комсомолки получили много писем с Урала, из Сибири, с Дальнего Востока от молодежи других колхозов с просьбой написать о своем опыте. Активно работают комсомольцы на строительстве животноводческого городка, в полеводческих бригадах. Молодежь любит свою работу. Тоня Колесникова говорит: «Мне сидячая работа не по душе, то ли дело на воле работать, где народа много». Когда Колесниковой предложили пойти на работу в правление колхоза, она отказалась.

Девушки, соревнуясь друг с другом, стараются пораньше выйти в поле и заработать побольше трудодней. «Мы должны работать так, как учил нас Владимир Ильич Ленин»,— говорит Нина Буркина.

Важнейшую часть сельского актива составляет передовая интеллигенция села и, прежде всего, коллектив учителей вирятинской школы.

Коммунистическая партия всегда придавала большое значение роли народных учителей в общественной жизни села. Большинство вирятинских учителей было в числе тех интеллигентов, которые сразу признали советскую власть. С начала революции они активно участвовали в общественной жизни села и оказывали помощь советским органам в строительстве новой культуры. Местные активисты с помощью учителя Д. А. Попова в 1918 г. открыли школу для взрослых. Учитель Бобров, работавший в селе в начале 20-х годов, был членом волостной комиссии по ликвидации неграмотности. Много было сделано на этом поприще учительницами А. В. Нагорновой, Е. Д. Долгуниной, М. Н. Поповой. Учительница А. В. Нагорнова вела большую работу по организации сельской молодежи и женского актива. Учителя принимали активное участие во всех общественно-политических кампаниях, вместе с местными активистами открывали народный дом, работали в качестве лекторов и пропагандистов. Отношение вирятинцев к учителям советской школы было весьма положительным. «Уважали мы учителей,— говорит колхозник А. А. Матрохин,— они помогали нам во всем». Участие в общественной жизни села способствовало идейному росту самих учителей, которые становились борцами за новую культуру и новый быт8.

Колхозники с благодарностью и уважением вспоминают о той помощи, которую оказывали им учителя в организации новой жизни в период колхозного строительства: «Это были энтузиасты»,— говорит об учителях 30-х годов С. С. Калмыков. Вместе с сельским активом они работали по организации и укреплению колхоза. Нередко учителям-агитаторам удавалось сделать в этом отношении больше, чем приезжим уполномоченным, ибо население привыкло с доверием относиться ко всему, что говорили учителя. Зная хорошо местных людей, будучи знакомы с особенностями сельского быта, они находили верные пути к сознанию крестьян. Учителя принимали активное участие при обсуждении важных вопросов на колхозных собраниях, участвовали в субботниках, помогали выпускать в бригадах стенные газеты. Большую помощь оказывали они и сельсовету в проведении избирательных кампаний, в сборе налогов, в проведении переписей, в подписке на заем и др. Еженедельно в клубе учителя проводили беседы с населением, помогали работе комсомольской организации. Участвовали они и в организации художественной самодеятельности села.

Большинство учителей принадлежало к тому поколению интеллигенции, которое начало свою трудовую деятельность еще до революции. Некоторые учителя прочно закрепились в Вирятине (как, например, Белошепкины, Прокудины, Чернышевы), обзавелись хозяйством и стали постоянными жителями села.

В настоящее время в Вирятине сельская интеллигенция представляет значительную культурную силу. В ее состав входит коллектив учителей из десяти человек, а также агроном, фельдшер, акушерка, работники клуба и библиотеки, заведующий почтой, служащие государственных и кооперативных учреждений и люди новых специальностей, появившихся в селе после Отечественной войны (киномеханики, радиотехники, электрики и т. д.).

Нынешние представители сельской интеллигенции по своему социальному составу являются выходцами из крестьян — жителей Вирятина или других сел района.

Учителя, работающие в настоящее время в вирятинской школе, значительно отличаются по своей квалификации и общему образованию от учителей 20-х и даже 30-х годов: в те годы среди учительского коллектива не было ни одного человека, имевшего высшее педагогическое образование, а теперь из десяти учителей двое окончили педагогический институт, трое учатся на заочном отделении Тамбовского педагогического института и двое готовятся к поступлению в институт. Росту их квалификации содействуют районные учительские конференции и работа методических объединений учителей. Работающие в коллективе учителя старшего поколения, обладающие большим стажем педагогической работы (К. С. Белошейкина, П. Г. Чернышева и др.), делятся своим опытом с молодыми коллегами. Внимательно следят учителя за специальной литературой, которая помогает им быть на уровне требований современной педагогики9.

Местная интеллигенция хорошо знакома с художественной литературой. Почти у всех учителей есть библиотечки, состоящие из методической литературы и беллетристики. Интеллигенты являются постоянными абонентами сельской библиотеки, многие из них пользуются также литературой районной библиотеки и библиотеки парткабинета в Сосновке.

Свои Летние каникулы учителя проводят в Тамбове, в Москве или в других городах, где живут их родственники. Значительная часть средств во время поездки расходуется на культурные нужды. Поездка в город — один из важнейших способов самообразования, приобщения к богатой городской культуре: учителя посещают театры, концерты, музеи, выставки и другие культурные достопримечательности города, обогащающие их кругозор новыми впечатлениями и знаниями, которые они зимой передают своим ученикам.

Передовая сельская интеллигенция принимает активное участие в общественной и культурной жизни села. Два члена учительского коллектива: директор школы, участник Отечественной войны Ф. И. Скрипов и учительница М. Я. Судницына избраны депутатами сельсовета. Все представители местной интеллигенции являются постоянными агитаторами и выполняют различные общественные поручения сельсовета.

Силами местной интеллигенции в 1953 г. был организован лекторий. Несколько раз в месяц учителя, медицинские работники и агроном выступали перед населением с лекциями на научно-популярные, политические, литературные, сельскохозяйственные темы. Некоторые учителя являются одновременно лекторами райкома партии.

Среди населения учителя пользуются авторитетом. Они находятся в курсе домашней жизни колхозников, которые делятся с ними своими радостями и горестями, обращаются к ним за советом, особенно в тех случаях, когда дело касается детей. Многие молодые колхозники поверяют им свои жизненные планы. В школу приходит немало писем от бывших учеников, которые пишут учителям о своих делах. Приезжая в село, бывшие ученики считают своим долгом обязательно посетить школу.

Учительская интеллигенция представляет дружный коллектив, сплоченный узами товарищества. В выходные дни учителя часто собираются на дому у кого-нибудь из товарищей и вместе проводят свой досуг. В дни советских праздников и обязательно на Новый год устраиваются товарищеские встречи. Весело и интересно бывает на этих вечерах.

Однако в той общественной деятельности, которую проводит интеллигенция среди населения, есть ряд серьезных недостатков. Учителя, например, мало уделяют внимания колхозной комсомольской организации. Вместе с тем, необходимо было бы более глубоко изучать быт молодежи, ее запросы и стремления и помогать ей повышать культурный уровень. При этом следует использовать все формы общественной работы и самодеятельности.

Роль интеллигенции в работе клуба исключительно велика, однако интеллигенция еще не в полной мере принимает в ней участие. Учителя недостаточно активны также в борьбе с религиозными и другими пережитками, которые бытуют в селе.

Из других представителей молодой вирятинской интеллигенции следует отметить фельдшера А. Т. Ломакину, которая с 1949 г. заведует вирятинским фельдшерским пунктом. Она живет на квартире у колхозников, своего хозяйства у нее нет. В селе Анна Тимофеевна пользуется репутацией опытного фельдшера, с большим вниманием относящегося к больным. Работы у нее много: в ее служебные обязанности входит и амбулаторный прием, и посещение больных на дому, и патронаж маленьких детей. Рабочий день сельского фельдшера не нормирован, и А. Т. Ломакину вызывают к больным и в ночное время. Медиком Ломакина стала по призванию, эта специальность доставляет ей удовлетворение и радость. Она мечтает в будущем учиться на врача. Упорно работает Анна Тимофеевна над повышением своей квалификации: систематически читает литературу по специальности, советуется с врачами сосновской больницы. Несмотря на большую занятость, она находит время и для чтения художественной литературы. С книгой в руках ее можно увидеть и в обеденный перерыв, и поздним вечером. В. сельской библиотеке она считается самым активным читателем. Ею перечитаны все новинки советской литературы.

Как лектор Общества по распространению политических и научных знаний, А. Т. Ломакина выступает в клубе с лекциями по санитарии и гигиене. Она хорошо знает, какие темы из области медицины интересуют вирятинских слушателей. На эти лекции приходит много молодых женщин.

А. Т. Ломакина — комсомолка; вместе с другими представителями интеллигенции она работает агитатором. Дружит Анна Тимофеевна с молодыми учительницами. Они вместе бывают в клубе, участвуют в кружке самодеятельности, посещают киносеансы и т. д.

Учитель, фельдшер, агроном, работник сельского советского учреждения своей общей культурой, своим поведением и даже внешним своим обликом влияют на жизнь колхозников. Колхозники рассматривают представителей интеллигенции как людей, у которых есть чему поучиться. Все эго делает положение и роль интеллигенции особенно ответственными в колхозной деревне.

* * *

Коренные изменения, которые произошли в советской деревне, привели к появлению новых общественных традиций, которые в настоящее время окончательно закрепились в быту всех возрастных групп населения.

Существенным элементом современного общественного быта вирятинцев является празднование новых, советских праздников, в чем сложились определенные традиции. В день 1 Мая и в годовщину Октябрьской революции устраиваются демонстрации. Первоначально в демонстрации принимали участие главным образом активисты села и школьники. В настоящее время в них принимает участие все село. В клубе, после торжественной части с соответствующим докладом, обязательно организуется концерт, демонстрируется кинофильм. Вирятинская молодежь готовит новую пьесу или особую программу выступления хора. Часто в эти дни в клубе выступают и школьники. Колхозники охотно участвуют во всех этих праздничных мероприятиях. Даже пожилые колхозники подолгу не уходят из клуба: нарядно одетые, они читают здесь газеты, беседуют, смотрят, как танцует молодежь, иногда хором поют песни. В эти дни колхозники» объединяются обычно небольшими группами по бригадам и устраивают общие обеды в складчину. Желание встретить праздник вместе с товарищами по работе является результатом воспитанного у колхозников чувства коллективизма. Это — новая черта общественного быта: раньше праздники справлялись лишь в узком родственном кругу. В каждом доме готовится праздничный обед. Принято теперь устраивать гуляния в складчину, в них принимают участие, кроме членов семьи, ближайшие родственники. Молодежь собирается большей частью отдельными компаниями.

За последние два-три года в селе стали справляться праздники, которые до сих пор были характерны лишь для городского быта, например встреча Нового года. Так, в 1953 и 1954 гг. «по-городскому» Новый год встречали, кроме учителей, и некоторые колхозники, а также небольшая группа сельской молодежи. Во многих колхозных семьях для детей устраивают к этому дню елку, в чем, несомненно, сказалось влияние школы.

Советский уклад жизни, наполняющий быт колхозников новым содержанием, все больше вытесняет старые религиозные праздники. Перевес традиций в общественном быту сказался не сразу.

Из старых форм проведения праздничного досуга сохранился до последних дней обычай «кликания овсеня». В селе имеются две группы колхозников, которые на «старый» Новый год ходят «кликать овсень». Большинство из них — одинокие женщины в возрасте 30—45 лет. Женщины выполняют мужские роли (барина, деда), искусно подбирают костюмы для ряжении. Одна пара изображает «барина» и «барыню», другая— «деда» и «бабу»,— третья —«цыганок» (рис. 53). Колядующие поют под гармонь старинную обрядовую песню «Овсень-коляда», пляшут и поют частушки. Вирятинцы охотно пускают колядующих в дом и одаривают их по традиции пшеном, салом, сахаром, мелкими деньгами. На следующий день колядовавшие устраивают для себя гуляние. Молодежь не участвует в колядовании. Сельское население воспринимает колядование как своеобразную форму художественной самодеятельности. Этот обычай, давно утративший первоначальный религиозный смысл и.обрядовое действие, стал народной забавой. Проявление элементов народного драматического творчества в колядовании и обусловило столь длительное его сохранение в колхозном быту.

Еще до середины 30-х годов в общественном быту колхозников продолжали сохраняться такие пережитки, как, например, кулачные бои на масленицу, гадания и т. п. До сих пор сохранилось празднование рождества, пасхи, престольного дня. Однако и эти праздники постепенно теряют свое прежнее религиозное значение.

В сознании колхозников, в их поведении и в быту имеют место и другие вредные пережиточные явления. В колхозе «Путь Ленина» встречаются случаи нарушения трудовой дисциплины и недобросовестного отношения к общественной собственности со стороны отдельных колхозников10. Колхозная общественность не всегда достаточно активно борется с проявлением этих пережитков ; не все факты нарушения трудовой дисциплины, нерадивого отношения к колхозному имуществу становятся предметом обсуждения в правлении колхоза, и не все они выносятся на суд широкой общественности.

В некоторых материально обеспеченных семьях, и в том числе в семьях отдельных активистов, женщины порой уклоняются от работы в колхозе и не вырабатывают установленного минимума трудодней, что отрицательно сказывается на общей трудовой дисциплине.

Следует также отметить, что слабо ведется работа по вовлечению женщин в общественную жизнь, хотя среди них немало грамотных и способных колхозниц, могущих вести работу в различных организациях, комиссиях, в клубе и т. д. Не выдвигаются женщины и на руководящие работы в колхозе.

Сентябрьский пленум ЦК КПСС 1953 г., отмечая огромную роль женщин в колхозном и совхозном производстве, обязал партийные организации «усилить массово-политическую и культурно-просветительную работу среди колхозниц, работниц МТС и совхозов, шире вовлекать женщин в колхозное строительство и активную борьбу за повышение урожайности и подъем животноводства»11. Привлечение широких слоев женского населения к активной борьбе за дальнейший подъем колхоза, к общественной работе будет способствовать росту их культурного уровня, поможет преодолеть пережитки в их сознании и в быту. Следует отметить, что до последнего времени даже колхозные активисты мало уделяли внимания духовному росту своих жен. Точно так же и сельские комсомольцы реже выступают зачинщиками в борьбе за новые формы быта, недостаточно активно ведут борьбу с проявлениями религиозных и других пережитков12. В этом отношении вирятинским комсомольцам нужно использовать опыт предшествующего поколения молодежи, которое в более трудных условиях отстаивало и укрепляло то новое, что нарождалось в жизни и в быту советской деревни.

В настоящее время сельской общественности следует обратить особое внимание на воспитание у молодежи прочных основ социалистической морали. Взгляды молодежи на взаимоотношения полов, на брак и семью во многом еще противоречивы. Еще часто современные браки бывают скороспелы: молодые люди сходятся, мало зная друг друга, не завязав глубоких душевных связей. Передовая, более сознательная часть молодежи стремится построить свою личную жизнь на основе любви и дружбы, общности духовных интересов с любимым человеком, чему содействует совместное воспитание в школе, общая работа и вся советская бытовая обстановка. Вечера вопросов и ответов, которые устраиваются в вирятинском клубе для молодежи, показывают, какое большое место в жизни молодежи занимают проблемы взаимоотношения полов и моральных основ советской семьи. Девушек волнует вопрос: как влияет разница в культурном уровне мужчины и женщины на счастливую жизнь будущих супругов? Может ли быть крепкой любовь между девушкой-колхозницей и советским интеллигентом? Ответ на этот вопрос подсказывает сама жизнь. Одна из вирятинских комсомолок, имеющая незаконченное среднее образование, полюбила юношу односельчанина, который после войны окончил заочно среднюю школу и поступил в высшее учебное заведение. Молодой человек стремится поднять культурный уровень своей подруги, советует ей в письмах, что следует читать, и настаивает на том, чтобы она поступила в техникум 13. Для такой молодой пары — если девушка последует совету своего друга — проблема различных культурных уровней будет разрешена успешно. Сохраняются в молодежном быту отдельные старые обычаи. Так, в среде вирятинских девушек не изжиты еще некоторые идущие от прошлого нормы поведения, сковывающие простые товарищеские взаимоотношения молодежи. Например, по традиции девушка не заходит в дом того парня, с которым она дружит, потому что о ней в селе может пойти «дурная слава».

Отличительной чертой во взаимоотношениях поколений в Вирятине является большое уважение к родителям и старшим, в чем, видимо, сказываются те положительные традиции, которые сохраняет семейный строй. Но иногда это уважение к старшим принимает у молодежи неправильное выражение. Одна вирятинская комсомолка, передовая производственница, в 1.952 г. отказалась быть звеньевой махорководческого звена только потому, что считала неудобным руководить пожилыми колхозницами, которые по возрасту «годятся ей в матери»; между тем она была значительно лучше других подготовлена к этой работе.

В Вирятине очень редки случаи озорства, почти не бывает пьяных дебошей или крупных ссор между соседями, но в быту сохранилось одно уродливое явление — это грубая брань. Нецензурные выражения настолько привычны для некоторых людей, что употребляются в обычной речи. В Вирятине, как и в других советских селах, имеются стенные газеты. Они бичуют лодырей, высмеивают и критикуют то, что вредно влияет на быт и нравы, однако вопросы культуры речи стенгазеты обходят молчанием. Нельзя допускать, чтобы живое слово вытеснялось разнузданной пошлятиной. Вирятинская общественность — это большая моральная сила. Она может и должна очистить речь советских людей в селе от этой скверной накипи, продолжающей существовать лишь потому, что о борьбе с ней забыли.

 

Примечания:

В.И.Ленин. Сочинения, т.28, стр. 153

Архив ИЭ АН СССР, ф. РЭ, ТО — 1953, п. 245/3. стр. 49.

О малой активности женщин в тот период свидетельствуют хотя бы такие факты: по Сосновской волости в 1924 г. участвовали в выборах в сельские Советы 2940 мужчин и 51 женщина. От общего числа избирателей женщины составляли 0,35%. В 1925 г. по Сосновской волости было избрано в сельские Советы 328 человек, из которых женщин было всего лишь 17. (ГАТО, ф. 20, on. 1, ед. хр. 491, л. 259; ф. 184, on. 1, ед. хр. 8 — из протокола общего собрания граждан с. Вирятина от 22/VI 1921 г.)

ГАТО, ф. 20, on. 1, ед. хр. 491, стр. 316.

В 1925 г. членами Вирятинского сельсовета были комсомольцы Василий Алексеевич Кузовов (20 лет) и учитель Алексей Васильевич Нагорнов (19 лет).

В первые годы советской власти при сельсовете избирались специальные санитарные попечители из числа грамотных крестьян (1 человек на 100 дворов), которые являлись помощниками врачей по проведению противоэпидемических мер.

Так, например, в течение последних лет денежные средства, отчисляемые по бюджету колхоза на культурные нужды, не передаются клубу и остаются неиспользованными. Председатель колхоза С. М. Ожогин опасается израсходовать на культурные мероприятия общественные средства, пока в клубе не будет квалифицированного руководителя для хора и оркестра. Правлению колхоза следовало бы давно проявить инициативу и пригласить специалиста художественной самодеятельности.

Советская власть, развертывая работу по народному образованию и по ликвидации неграмотности населения, уделяла особое внимание подготовке учительских кадров и повышению их квалификации. У большинства учителей начальных школ не было специальной педагогической подготовки. В 1918 году в Моршанске работали педагогические курсы, где преподавались такие предметы, как организация обучения взрослого населения, государство и право, литература, ручной труд в школе и др. Для сельских учителей были организованы районные кустовые объединения, где учителя имели возможность обмениваться опытом работы. В 20-х годах начался активный процесс изменения социального состава сельских учителей, в него вливалось большое число крестьянской молодежи, стремящейся к знаниям. Так, например, на шестимесячных педагогических курсах, открытых в 1921 г. в г. Моршанске, свыше 80% обучающихся были дети крестьян и рабочих. Из 71 человека, занимавшегося на этих курсах, было 46 женщин.

В 1955 г. учителя получали (кроме центральных и областных газет) три экземпляра «Учительской газеты», 1 экземпляр «Литературной газеты» и методические журналы: «Физика в школе», «Математика в школе», «География в школе», «Литература в школе». «Русский язык в школе», «Семья и школа», «Вожатый».

10 Так, например, в 1955 г., когда был неурожаи озимых культур, снизилась производительность труда у некоторой, наименее сознательной части колхозников.

11 «КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК», ч. III, изд. 7. Госполитиздат, 1954, стр. 652.

12 Девушки, выйдя замуж, как правило, перестают участвовать в общественной жизни молодежи, в клубе не танцуют, не участвуют в художественной самодеятельности, даже перестают посещать комсомольские собрания (если они были комсомолками до замужества). Это объясняется отчасти тем, что у молодых замужних женщин появляются новые интересы, связанные с семьей, но. кроме того, молодые женщины боятся, что их осудят другие женщины, если они будут дружить с холостой молодежью.

13 «Ты пишешь, что занята работой и тебе некогда заниматься,— сказано в одном письме.— Но час или полчаса в день ты всегда можешь найти, чтобы заглянуть в книгу. Когда ты поймешь, о чем я тебе пишу, у тебя будут совсем другие взгляды на жизнь. Я раньше сам рассуждал так: демобилизуюсь, создам себе семью, и все будет хорошо. Но так нельзя. Отбрось старые взгляды, что девушке только и нужно, что выйти замуж. Это старо. Не та сейчас жизнь, чтобы жена была рабой мужа. Жена — не раба, а друг жизни, помощница мужу. Ты тоже должна учиться, тогда радость любви будет у нас полной».