Письмо заведующей женсектором Ключевского района Западно-Сибирского края Бирюковой в крайсполком о голодающих беженцах из Казахстана. Март 1932 г.
Март 1932 г.1
Тов. Востротина.
Сообщаю, что в нашем Ключевском р. положение с каждым днем все ухудшается, переходит в сплошной кошмарный ужас, на котором кулачество ведет агитацию среди казахов (киргизов), бегущих с Киркрая. Кулак казахам так отвечает, что, мол, это вас советская власть морит с голоду. Перехожу к описи сути дела на сегодняшний день в нашем районе: с Киркрая казахи (киргизы) бегут целыми семьями в наш район. Этот наплыв казахов продолжается в течение целого месяца. Эти казахи целыми днями бродят из двора во двор, просят подаяния, но им не дают и гонят и даже не пускают обогреться, потому что они все обмерзли, вши, полуголые, еле-еле живые.
Много таких фактов было, что бродят, бродят и замерзнут, или же в деревне, или же за деревней, их подберут и везут в милицию. Наблюдаются такие случаи по пос. Н. Покровка Ключевского р.: везет на себе в саночках двух детей, один из них уже мерзнет, а другой еле-еле жив и кричит: «киш-кектой» по-казахски, а по-русски «кишкектой» — «хлеба дай», а его спросили: «Куда ты едешь?», он ответил: «Куда глаза глядят, буду ехать, пока живой, а замерзну — подберут, все равно хлеба нету, никто не дает».
И такие факты есть: бродят женщины-казашки с маленькими ребятишками на руках, и они, ребятишки, уже мерзлые, и сами женщины пухлые от голода. В райком партии эти казахи старые и малые целыми артелями приходят и просят хлеба, а когда скажешь: «тут хлеба нет», то они прямо упадут на пол и не уходят до тех пор, пока их не выведут силой.
Тов. Востротина, что делать с этими беспризорными детьми казахов?
Зав. женсектором Бирюкова
1 Датируется по смежным документам дела