31 октября 1904 г. — Письмо В. Н. Коковцова Ф. К. Авелану о перенесении вопроса о кредитах на судостроение в Особое совещание
Секретно
№ 1255
Милостивый государь, Федор Карлович,
Письмом от 26 октября за № 7870 ваше превосходительство, сообщая о последовавшем 18 сего октября высочайшем повелении приступить теперь же к постройке новых боевых судов, просите меня сделать распоряжение об ассигновании Морскому министерству кредита на эту потребность, причем изволите указывать, что постройка означенных судов вызвана неотложною необходимостью усиления флота и замены новыми погибших в бою судов эскадры Тихого океана.
Не имея подлинного высочайшего повеления, я не могу, конечно, судить о том, окончательно ли предрешена немедленная постройка всех перечисленных в письме вашего превосходительства судов, но, принимая во внимание, что его величеству благоугодно было повелеть вашему превосходительству войти в сношение со мною по предмету ассигнования необходимых на сие средств, я позволяю себе прийти к заключению, что высочайшее повеление относилось лишь до существа дела и что все подробности его допускают обсуждение со стороны Министерства финансов.
Ввиду этого я не могу, прежде всего, не обратить внимания на то, что значительная часть испрашиваемого ассигнования предназначается Морским министерством на немедленный приступ к сооружению 5 судов для Черноморского флота. По этому поводу считаю долгом высказать, что Черноморский флот, не принимавший участия в военных действиях с Японией, никакого ущерба от них не потерпел. С другой стороны, Черноморскому флоту не грозит, по-видимому, непосредственная опасность, насколько можно судить об этом по отношениям нашим с Турцией; в случае же возникновения неприязненных против нас действий державы, более сильной в военно-морском отношении, намечаемое усиление боевой готовности Черноморского флота оказалось бы, конечно, недостаточным. При этих условиях нельзя, казалось бы, не прийти к заключению, что развитие наших морских сил на Черном море должно было быть отложено хотя бы на некоторое время, пока Россия производит столь громадные расходы на военные операции и вынуждается, кроме того, заботиться одновременно о защите Балтийского моря и о восстановлении флота на Тихом океане.
Обращаясь засим к вопросу о постройке судов для Балтийского флота, я лишен, конечно, возможности возражать против неизбежности ассигнования кредитов на этот предмет как потому, что этот флот должен быть спешно пополнен своим судовым составом, так и потому, что при необходимости усиливать наше судостроение нельзя оставить без работы наши заводы, приспособленные для этой цели с огромным напряжением сил. Я не могу, однако, не обратить внимание вашего превосходительства на то обстоятельство, что все расчеты Морского министерства о стоимости судов основаны на данных, принятых при составлении высочайше утвержденной 12 января с. г. программы судостроения, т. е. до войны с Японией; между тем есть основание ожидать, что при настоящих обстоятельствах, а также ввиду единовременной постройки большого числа судов, ценность строительных материалов повысится и в значительной мере нарушит предположения о потребных на постройку означенных судов кредитах.
Ввиду изложенного и в целях ближайшего обсуждения настоящего дела я полагал бы необходимым подвергнуть предположения по сему предмету Морского министерства рассмотрению в Особом совещании под председательством графа Сольского при участии вашего превосходительства, государственного контролера и министра финансов, причем, если Вам угодно будет присоединиться к моему мнению, то всеподданнейший доклад о возложении таковой обязанности на Особое совещание мог бы быть представлен за общим нашим подписанием.
Примите, милостивый государь, уверение в совершенном почтении и преданности.
Коковцов
РГАВМФ. Ф. 427. Оп. 1 Д. 1290. Л. 76-77 об. Подлинник.