Протокол допроса генерал-майора К. Шпальке 4 октября 1951 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1951.10.04
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 730-732
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-21148. В 2-х тт. Т. 1. Л. 292—298. Подлинник. Машинопись. Автограф.

 

4 октября 1951 г.

Москва

Стенограмма

Военный прокурор Военной Прокуратуры Войск МГБ СССР капитан юстиции Образцов и нач[альник] Отделения Следотдела 2-го Главного управления МГБ СССР майор Кичигин допросили обвиняемого

Шпальке Карла Александровича, 1891 года рождения, уроженца г. Дрезден, из служащих, немца, немецкого подданного, с высшим образованием, генерал-майора немецкой армии.

Допрос начат в 13 час. 30 мин.

—"— окончен в 15 час. 45 мин.

Переводчица немецкого языка, капитан Потапова, об ответственности за заведомо ложный перевод предупреждена по ст.95 УК РСФСР

ПОТАПОВА

Вопрос: С какого времени вы служили в германской армии?

Ответ: С 1914 года.

Вопрос. Какие должности вы занимали в разведотделе Генштаба?

Ответ: С 1933 года по 1935 год я был референтом 5-го отделения разведотдела Генштаба; с 1935 года по 1937 год был начальником 5-го отделения того же отдела. Затем был командиром батальона, в должности которого служил до октября 1939 года. В 1939 году меня назначили начальником пограничной комиссии по установлению демаркационной линии между Германией и СССР на территории Польши.

Вопрос. Какую разведывательную работу против СССР вы вели на службе в разведотделе Генштаба?

Ответ: Разведывательной деятельностью против Советского Союза я фактически начал заниматься с 1927 года. В тот период я служил командиром взвода 1-го кавалерийского полка в г. Тильзите и был прикомандирован к 5-му отделению 3-го разведывательного отдела Генерального штаба сухопутных войск в качестве сопровождающего переводчика для обслуживания командиров Красной Армии, прибывающих в Берлин на учебу и маневры немецкой армии.

Наряду с исполнением обязанности переводчика мне было поручено референтом Мершанским и начальником отдела Фишер проведение разведывательной работы против Красной Армии. В частности, собрать характеризующие данные на командиров Красной Армии, к которым я был прикреплен в качестве сопровождающего переводчика, в беседах с ними установить: структуру Красной Армии, ее вооружение, дислокацию отдельных частей.

Это задание мною было выполнено. В беседах с командирами Красной Армии мне удалось установить ряд сведений, которыми интересовался разведотдел Генштаба. В частности, я установил, что высшее командование Красной Армии занимается вопросами высадки при помощи самолетов танкового и пехотного десантов.

В противоположность же немцам, создавшим артиллерийские группы из смешанных батарей, в Красной Армии считается более целесообразным использовать артиллерию дальнего и ближнего боя раздельно как самостоятельные подразделения.

В вопросе противотанковой артиллерии в разговоре с командирами Красной Армии я установил, что имеющиеся на вооружении Красной Армии 35 мм противотанковые пушки не удовлетворяют их и они занимаются созданием более мощных, т.е. 45 мм пушек. Более подробно, какие были мною собраны сведения от командиров Красной Армии, я показал на предыдущих допросах.

Будучи референтом, а затем начальником отделения разведотдела, я обрабатывал поступавшие в отдел разведывательные данные о Красной Армии. Источником являлись: официальная советская литература, газеты, журналы, а также брошюры и уставы военного ведомства Красной Армии; из донесений германского военного атташе в СССР в Москве Кестринга; из информации немецких офицеров, бывших на маневрах Красной Армии и из опросов немецких специалистов, работавших на предприятиях в СССР.

Вопрос: Когда вы были назначены военным атташе в Румынии?

Ответ: 15 октября 1941 года.

Вопрос: Ваша деятельность в Румынии?

Ответ: До назначения военным атташе в Румынию я, с ноября 1940 года, работал начальником военно-хозяйственной миссии в Румынии. В мою обязанность входило: перестроить румынскую военную промышленность, форсирование производства вооружения, организовать контроль за выпускаемой продукцией, следить за тем, чтобы Румыния более целесообразно использовала военно-стратегическое сырье и направляла его для войны в Германию.

Я принимал непосредственное участие в заключении договоров между германскими фирмами и фирмами в Румынии на поставку деталей для германских танков, на поставку автопокрышек и другой продукции.

Вопрос: Браун Макс на допросе показал: «По военно-экономическим вопросам перед Шпальке была поставлена задача выжать для Германии все, что возможно, из румынской промышленности и сельского хозяйства. Кроме того, он должен был принимать участие в снабжении Румынии германским вооружением. В его распоряжении был большой штат специалистов. С ними он разъезжал по заводам, фабрикам, предприятиям и учреждениям. Советами и указаниями перестраивал румынскую промышленность для того, чтобы она на все 100 % более быстрыми и производительными темпами работала на военные нужды Германии». Это правильно?

Ответ: Да, это правильно. Мне, как начальнику военно-хозяйственной миссии в Румынии, эти задачи были поставлены, и я их выполнял.

Вопрос: Будучи военным атташе в Румынии, вы занимались шпионской деятельностью против СССР?

Ответ: В основном моя разведывательная деятельность в Румынии была направлена против самой Румынии с той целью, чтобы не допустить выхода Румынии из войны. Однако не отрицаю, что занимался разведывательной деятельностью против Советского Союза. В частности, мне систематически передавал сведения японский военный атташе в Румынии Фуцицуки, а также его преемник Шимануки об эвакуации промышленности в СССР, о движении фузов по Волге. Эти сведения я передавал в Берлин.

Вопрос. Находясь на службе в разведотделе Генштаба, а затем военным атташе в Румынии, вы занимались шпионской деятельностью против СССР, проводили преступную гитлеровскую политику на подготовку, а затем ведение захватнической войны против СССР. Правильно?

Ответ: Будучи на этих должностях, я действительно занимался разведывательной деятельностью против СССР, проводил гитлеровскую политику. Признаю также, что участвовал в ведении войны против СССР, однако до начал войны я не знал о том, что готовилась война против Советского Союза.

Вопрос: Вы ранее на допросах подробно рассказывали о своей деятельности в разведотделе Генштаба на посту военного атташе в Румынии. Эти показания правильны, вы их подтверждаете?

Ответ: Да, я рассказал все правильно и свои показания, которые я давал ранее на допросах, подтверждаю.

Протокол с моих слов записан верно и мне прочитан в переводе на немецкий язык.

ШПАЛЬКЕ

Допросили: Прокурор Военной Прокуратуры Войск МГБ СССР капитан юстиции ОБРАЗЦОВ

Начальник Отделения] Следотдела 2 Гл[авного] управления] МГБ СССР майор КИЧИГИН

Переводчик немецкого языка Следотдела 2 Гл[авного] управления] МГБ СССР капитан ПОТАПОВА