Протокол допроса советника В. Рейнгарда. 19—20 сентября 1945 г.
19—20 сентября 1945 г.
Берлин
Я, следователь 4-го отдела Берлинского оперсектора НКВД, гв[ардии] капитан Дворсков, в присутствии переводчика Хоральского допросил арестованного Рейнгард Вальтера.
Переводчик за неправильность перевода предупрежден об ответственности по ст. 95 УК РСФСР
ХОРАЛЬСКИИ
Допрос начат в 14 часов 15 минут.
Вопрос: Вы на предыдущих допросах показали, что получали различные материалы от различных источников и различными путями экономического, политического и военного характера, касающиеся государственной тайны той страны, откуда вы их получали, для информации Министерства иностранных дел Германии. Расскажите подробно о полученных интересовавших вас материалах для информации вашего государства, о источниках, откуда вы их черпали и куда направляли, и на сколько эти сведения помогали и влияли на ход подготовки и ведения Германией войны?
Ответ: С 1928 по сентябрь 1934 года я находился в Америке, гор. Знатель, в должности консула германского консульства. Будучи на этой должности, согласно указания посольства и Министерства иностранных дел Германии, я должен был интересоваться вопросами экономического, политического и военного характера.
Ввиду этого я через знакомых мне лиц: руководителя фирмы Геризона, по национальности американца — работника крупного американского банка, американца Форст Сентера и владельца ресторана — немца, американского подданного Оснера Чарльза, с которыми я познакомился в различное время и при различных обстоятельствах, и многих других знакомых, которых не помню по фамилии, различных руководителей фирм и предприятий, а также от бургомистра Дойль, получал различный интересующий меня материал.
Как я и указал выше, я получал информационный материал, касающийся экономической стороны, возможностей товарообмена, вывоза продуктов питания в Германию, с политической стороны я получал в тот момент материалы о том, что нас интересовало, особенно с приходом к власти Гитлера, как американское правительство и общественность реагируют на это. Материал на эту тему был получен следующего содержания: «Американская общественность продолжает спокойно следить за событиями в Германии и ожидает дальнейшего развертывания событий нового германского правительства», «Американская общественность опасается японской агрессии, [угрожающей] американским владениям на Тихом океане».
С людьми, от которых я получал материал, я встречался у некоторых, как у немца Чарльза, у него на квартире, с другими на завтраках у них же или приглашал к себе, на улицах, в консульстве и там, где они работали на фирмах и предприятиях. Встречался я с ними различно и не в определенное время, и не в определенно назначенные дни, иногда раз в неделю, а иногда и раз в месяц.
Полученный таким способом материал я передавал в посольство и через них же в Министерство иностранных дел. Материал в основном передавался пакетом один раз в неделю . В посольство в Вашингтон я лично выезжал 3 раза за все время с личным докладом. Как я знаю, полученный от меня материал, особенно касающийся политических и военных вопросов, посольство отсылало в гор. Берлин в Министерство иностранных дел.
С сентября 1934 по сентябрь 1937 года я находился при Министерстве иностранных дел в гор. Берлине в персональном отделе.
С сентября 1937 года я находился в Англии в гор. Ливерпуль на должности генерального консула в германском консульстве. Как генеральный консул я имел задание от Министерства иностранных дел и посольства о сборе сведений политического, экономического и, в первую очередь, военного характера по отношению к Англии.
С начала этой работы в гор. Ливерпуль я имел всего одного знакомого, но за период моей работы я познакомился с различным кругом лиц, от которых впоследствии и получал материалы. Так, например, я был знаком с отставным генералом Англии по фамилии Делли, лордом Дарви — англичанином, лордом Ливенбюном, полковником Корнер, лордом Лондондерри, генералом Форгеном Виктором, руководителем предприятия Гарве, сэром Альфредом Бенет — членом нижней палаты, сэром Арнольдом Вильсоном — дипломатическим работником, Ларпендапом Эрнстом — работником фирмы «Ливерпуль», немцем Карловэ — работником фирмы, и целым рядом других лиц, фамилии которых сейчас не помню, из различных кругов общества.
Встречи с ними я производил в самое разнообразное время и различными способами, как-то: у меня на квартире, у них на квартире, во время прогулки, в ресторанах и на фирмах и предприятиях. Определенно назначенного времени не было. С одними я встречался чаще, с другими реже, смотря по обстоятельству встреч.
От этих лиц за период с 1937 по сентябрь 1939 года я получал различные материалы, как-то: «военные круги Англии заявляли, что если германский агрессор будет и дальше продолжать свою агрессию в Европе, то неизбежно возникнет война, и Англия выступит против Германии»; «круги интеллигенции, представители рабочих кругов заявляли, что Англия войны не желает и стремится к мирному урегулированию всех вопросов».
Много сообщений я послал экономического характера, в которых сообщалось о возможности торговли Германии с Англией, использование английского транспорта. От них я получал различный материал, как я и указал выше, и о настроении населения различных слоев общества, и об экономическом положении в стране, и о различных течениях в партиях.
Весь собранный таким способом материал я передавал в посольство, находящееся в гор. Лондон, и в Министерство иностранных дел. Материал я отправлял секретным пакетом несколько раз в месяц и раз в месяц по материалам лично сам бывал в посольстве в гор. Лондон, где докладывал о политических настроениях, о военном положении и экономике Англии.
Два раза, это в 1938 и в январе 1939 года, по поводу материалов о подготовке Англии к войне я был вызван в гор. Берлин, в Министерство иностранных дел к государственному секретарю Вёрман, где сообщал, что Англия к войне не расположена и заключила договор о взаимопомощи с Польшей, и если Германия и дальше будет вести свою агрессию, то Англия выступит против Германии.
В 1933 году, когда я докладывал, что Англия войны не желает, но если Германия пойдет против Польши, то Англия немедленно выступит против Германии. На это мне государственный секретарь ответил, что «это нам и надо было знать», и после этого отправил меня обратно.
В Англии я пробыл до сентября 1939 года, до начала войны с Германией, после чего был отозван в Министерство иностранных дел в гор. Берлин и послан на другую работу. Сведения, которые я подавал в посольство и Министерство иностранных дел Германии до начала войны с Англией, т.е. сведения до сентября 1939 года, сводились к сбору государственной тайны Англии, так как эти информации говорили о подготовке Англии к войне, о ее политике и экономике.
Записано с моих слов правильно, переведено мне на немецкий язык, в чем я и расписываюсь.
РЕЙНГАРД
Допрос прерван в 16 часов и начат в 20 часов 20 минут. Допрос прерван в 3 часа 20-го сентября 1945 года.
Допросил: гв[ардии] капитан ДВОРСКОВ
Переводчик: ХОРАЛЬСКИЙ