Протокол допроса советника В. Рейнгарда. 14—15 сентября 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.09.14
Период: 
1938-1942
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 427-429
Архив: 
ЦА ФСБ России. К-104430. Л. 22—25. Подлинник. Рукопись. Автограф.

 

14—15 сентября 1945 г.

Берлин

Я, следователь 4-го отдела Берлинского оперсектора НКВД, гв[ардии] капитан Дворсков, в присутствии переводчика Хоральского допросил арестованного Рейнгард Вальтера.

Переводчик за неправильность перевода предупрежден об ответственности по ст. 95 УК РСФСР

ХОРАЛЬСКИИ

Допрос начат в 10 часов 25 минут.

Вопрос: Продолжайте ваши показания о прохождении вами службы.

Ответ: В 1928 году в сентябре месяце я был командирован в Америку в гор. Знатель около Вашингтона, в германское консульство в должности консула. В мою служебную обязанность входило оформление договоров по экспорту и импорту различных промышленных товаров, всевозможные информации и справки, касающиеся заключения договоров.

Я также от бургомистра, от руководителей фирм и предприятий получал интересующий нас материал о политическом и хозяйственном положении в стране, как американское население и правительство относится к Японии и Германии, какие идут суждения в различных слоях населения по этому поводу.

Материалы различного содержания я получал посредством разговоров, личных бесед с руководителями фирм, предприятий и бургомистром. Этот материал я передавал по политическим вопросам в посольство, находящееся в Вашингтоне, а по хозяйственным, экономическим вопросам — в Министерство иностранных дел. Материал в основном передавался один раз в неделю, в Министерство иностранных дел — начальнику по американским делам, а в посольство — лично послу.

Всего таких лиц, как-то: бургомистров и руководителей фирм — было около 10 человек, от которых я получал вышеуказанный материал. Этот материал я должен был доставать согласно указанию посольства и Министерства иностранных дел.

На этой должности я пробыл до 1934 года. Начиная с 1933 года, с приходом к власти Гитлера, нас интересовал вопрос, как на это реагирует американское правительство и население. В сентябре 1934 года я был отозван в Берлин и до сентября 1937 года работал при Министерстве иностранных дел в Персональном отделе в должности советника.

На этой должности я пробыл до 1937 года, после чего был назначен в Англию в гор. Ливерпуль в германское консульство на должность генерального консула. В мою задачу входило оформление различных договоров, перевозок, оформление экспорта и импорта. От Министерства иностранных дел "и посольства в Лондоне я имел задание собирать от руководителей предприятий и фирм, портовых работников и из других источников материал о подготовке Англии к войне, об отношении английского правительства и различных слоев населения к Германии, о настроениях населения, об экономическом состоянии в стране, о различных течениях в партиях. Весь полученный таким способом материал я передавал в германское посольство в Лондоне и в Министерство иностранных дел.

Материал от вышеуказанных представителей я получал посредством личных с ними бесед. Материал такого же характера я получал официально от сотрудников консульства и после этого весь собранный таким способом материал я отправлял по вышеуказанным адресам, и так же один раз в месяц лично сам бывал в Лондоне. На этой должности я пробыл до начала войны с Англией, т.е. до сентября месяца 1939 года.

Вопрос: Из ваших показаний видно, что вы занимались политическим, экономическим и военным шпионажем в пользу Германии, используя «втемную» лиц, от которых вы получали материалы?

Ответ: Как я и указал выше, материалы, собранные мною из различных источников, я получал официально. Я также получал материалы от английских руководителей фирм и в 1938 году осенью, а в январе 1939 года я ездил на доклад в посольство в гор. Берлин по поводу подготовки Англии к войне, где я докладывал, согласно полученных мною от различных источников материалов, о том, что Англия воевать не желает и к войне не готова. Вызван я был по этому поводу специально.

Материал, как я указываю выше, я получал от различных источников официально, и так же официально их передавал в посольство и Министерство иностранных дел Германии. Я знаю, что материалы, передаваемые мною, шли в правительственные круги, а шли ли они в контрразведывательные органы, я об этом не знаю. Я агентом не был и агентуры не имел, но материалы политического, экономического и военного характера я собирал из различных источников и передавал их в вышестоящие учреждения.

Вопрос. Продолжайте ваши показания о дальнейшем прохождении вами службы?

Ответ: С конца сентября 1939 года как офицер дипломатического корпуса я был послан в 5-ю армию, которая находилась на Рейне, и выполнял обязанности офицера связи между армией и Министерством иностранных дел. В мою задачу входило информировать Министерство о военном положении на участке этой армии. Это продолжалось до января 1940 года, после чего возвратился в гор. Берлин, где находился до марта месяца 1941 года и занимался писательством, находился в отпуску по болезни.

В марте или начале апреля 1941 года я был призван в немецкую армию в чине капитана и был отправлен в числе других офицеров в инспекционную комиссию по контролю французских войск в Африке. Эта комиссия в составе около 50 человек находилась в гор. Касабланке, в Марокко. Комиссия эта занималась контролем французских войск в Африке. Я выполнял обязанности контрольного офицера, в мою обязанность входил учет находящихся войск, данные я получал от французского штаба во время моих разъездов по участкам, где находились французские войск. В этой комиссии я пробыл по май месяц 1942 года.

В мае месяце 1942 года я получил звание майора и был направлен в Грецию, гор. Атен*1, в Главный штаб воздушных сил Германии в Греции. Здесь я выполнял должность офицера информации. В мою обязанность входила информация начальника штаба воздушных сил Германии в Греции генерал-майора Вильгельма о военном положении на всех фронтах и в Греции, о настроениях местного греческого населения, о политическом и экономическом положении в Греции, о работе военно-полевых судов, как по делам военнослужащих, так же и местного греческого населения.

Все материалы политического характера, добытые мною, также передавал германскому посольству в Греции, а от них получал интересующие нас материалы военного характера. Материалы о военном положении на всех фронтах я получал посредством подслушивания радиопередач из СССР, Англии, Америки и радиостанций других стран, а также материалов германского посольства, которое находилось в Греции, куда я заходил за материалами.

Материалы о настроениях местного греческого населения, о политическом и экономическом положении в Греции я получал от моих знакомых греков и немцев, находящихся в Греции, лично от врача-грека, работника Красного Креста по фамилии Шварц, тоже грека по национальсноти и адвоката-грека по фамилии Геоканис, а также от немцев — это директор электростанции по фамилии Гаузен Томас и одного инженера.

Записано с моих слов правильно, переведено мне на немецкий язык, в чем я и расписываюсь.

РЕЙНГАРД

Допрос прерван в 3 часа 15-го сентября 1945 года.

Допросил: гв[ардии] капитан ДВОРСКОВ

Переводчик: ХОРАЛЬСКИЙ

 

Примечания:

*1 Так в документе, речь идет о столице Греции — городе Афины.