Статья Г. Пёрцгена «Немецкое кладбище в Москве» в газете «Франкфуртер Цайтунг» 10 октября 1937 г.
10 октября 1937 г.
Перевод с немецкого
Далеко за городом, на периферии Москвы, в восточном предместье, находится кладбище «Мведенские горы», ранее «Кладбище для чужих вероисповеданий», а коротко — Немецкое кладбище. Приятно бродить осенью по кладбищенскому парку. Сквозь кирпичные стены доносятся гудки русских паровозов, на редкость многообразный звук. Сюда приходят лишь немногие. Может быть, русский остановится на мгновение у ворот, чтобы бросить взгляд за решетку, где начинается для него другой, чужой, упорядоченный мир.
У самого входа возвышается из травы небольшая скульптура, наподобие фигуры размышляющего Гамлета; на ее цоколе написано на немецком языке: «Финал — молчание». Этот памятник имеет свою историю. Он был вывезен из Риги и перепутьями войны пропутешествовал, наконец, сюда. По всему кладбищу мелькают немецкие имена и надписи. На дорожках — таблички с надписями на русском и немецком языках: «Центральная дорога», «Липовая аллея».
Когда пройдешься вдоль могильных рядов, то тогда лишь начинаешь понимать, какую роль играли в царской России немцы.
Здесь похоронены ремесленники, государственные советники, богатые купцы, офицеры и врачи. Неожиданно немецкий посетитель встречает историческое имя: «Его высочество действительный статский советник доктор ЛЕОПОЛЬД ДАНИЭЛЬ ФОН ГИНДЕНБУРГ, умер в 1897 г.». Надо полагать, что речь идет о родственнике рейхспрезидента, во всяком случае, еще не так давно последний интересовался, в каком состоянии находится могила.
Во время войны русские хоронили на Немецком кладбище также военнопленных немцев, скончавшихся от ран в московских лазаретах. Им отвели наихудшее место на окраине кладбища. Могилы их не были отделены друг от друга.
Известно только, что под узкой полоской дерна, у стены, покоится около трехсот сермяжных воинов. Теперь братская могила обрела вид скромного памятника: ряд белых, узких деревянных крестов на фоне темно-зеленой живой изгороди из лиственницы. Посредине возвышается скромный камень, куда будут вделаны две медные таблички с именами погребенных. Этому кладбищу более 175 лет.
Ныне же, «как сообщают «Известия», «все кладбища, находящиеся в пределах города, будут закрыты «из санитарных и строительных соображений». Вместо них будет создано одно колоссальное кладбище в 15 километрах от Москвы.
И первым на очереди «кладбище Мведенские горы». Не только немцы, но и прочие иностранные колонии Москвы похоронили здесь своих покойников. Особенно это относится к французам. Как свидетельствует целый ряд старых памятников, в этой земле покоятся останки наполеоновских воинов, павших в Москве в 1812 г. В прошлом столетии французская колония почтила их память, воздвигнув им высокий обелиск. По сегодняшний день проживающие в Москве французы ухаживают за могилами. Число сохранившихся французских могил достигает тысячи. Согласно существующему в стране положению, проживающие в Москве французы зарегистрировали и закупили большое количество пустующих мест. Таким образом, Московскому городскому совету еще долгое время придется проявлять заботу о кладбище «Мведенские горы».
ПЦГ
Перевела: оперпереводчик отд[ела] 2-Е 2 Гл[авного] Управления] МГБ СССР] ПАКОВИЧ