Протокол допроса советника посольства А. Морманна 6 февраля 1948 г.
6 февраля 1948 г.
Москва
Морман Антон, 1897 года рождения, уроженец Ипенбюрена (Германия), член НСДАП, б[ывший] сотрудник Министерства иностранных дел Германии с 1925 года.
Вопрос: Когда было заключено секретное соглашение между Гиммлером и Риббентропом о внедрении сотрудников разведки СД в германский дипломатический аппарат за границей?
Ответ: Это соглашение было заключено, насколько припоминаю, в начале 1941 года. Тогда же в германское посольство в Болгарии, где в то время послом был Рихтгофен, поступили соответствующие директивы из Берлина.
Вопрос: Кто конкретно из числа сотрудников СД был внедрен в германское посольство в Софии при содействии Рихтгофена?
Ответ: При содействии Рихтгофена в посольство был устроен на должность «консульского секретаря» сотрудник СД — Больман. Другой представитель СД — Гласс работал в Софии под прикрытием представителя германских торговых фирм.
Вопрос: Больман и Гласс информировали Рихтгофена о их разведывательной деятельности?
Ответ: Больман и Гласс часто бывали у Рихтгофена, но держали ли они его в курсе их разведывательной деятельности, мне неизвестно.
Вопрос: А от начальника «Абверштелле-София» Делиус Рихтгофен получал разведывательную информацию?
Ответ: Делиус докладывал Рихтгофену все наиболее существенные разведывательные материалы, имевшие значение для германской политики в Болгарии.
Вопрос: Известно, что в начале 1941 года германское посольство в Болгарии было обеспокоено усилением антифашистского движения в стране. Какие мероприятия проводились в связи с этим послом Рихтгофеном?
Ответ: Я помню, что в начале 1941 года в связи с приездом в Софию советского представителя Соболева, указавшего болгарскому правительству на политические последствия дальнейшего сближения с гитлеровской Германией, в Болгарии усилилось коммунистическое движение. Я получал по этому поводу различные доклады из официальных источников и информировал посла Рихтгофен. Что было им предпринято в связи с этим, я не помню.
Вопрос. Бывший германский атташе полиции в Болгарии — Панцингер также докладывал Рихтгофену об усилении коммунистического движения?
Ответ: Мне это неизвестно, считаю, однако, это возможным, так как Рихтгофен часто консультировался с Панцингером по вопросам внутренней политики в Болгарии.
Вопрос. Не проводилась ли в это время в германском посольстве специальная пресс-конференция, посвященная «коммунистической угрозе» в Болгарии?
Ответ: Этого я сейчас не помню.
Протокол допроса записан с моих слов верно, мне переведен на немецкий язык.
МОРМАН
Допросил: ст[арший] оперуполномоченный] 4 отдела 3 Гл[авного] управления МГБ майор КОПЕЛЯНСКИЙ