Протокол допроса консула И. Ламля 16 апреля 1946 г.
16 апреля 1946 г.
Потсдам
Лямля И., 1886 года рождения, уроженец дер. Рогозня, Верхняя Силезия, немец, со средним образованием, беспартийный, до капитуляции Германии работал заведующим административно-хозяйственной части радио-отдела Министерства иностранных дел Германии.
Допрос начат в 10 час. 30 мин.
Вопрос. Материалами следствия вы изобличаетесь в проведении разведывательной работы в интересах Германии в период Вашего пребывания на работе в немецком посольстве в Москве. Намерены ли вы приступить к даче правдивых показаний по существу этого вопроса?
Ответ: С 1921 года до нападения Германии на Советский Союз, то есть до июня 1941 года, в германском посольстве в Москве я все время работал на административно-хозяйственной работе. В круг моих обязанностей входили исключительно административные и финансовые вопросы, связанные с обслуживанием посольства.
Оперативными и политическими вопросами, а также вопросами разведывательного порядка, занимались соответствующие отделы посольства и, соответственно, работавшие в этих отделах сотрудники. Я могу объяснить лишь направление разведывательной работы, которая проводилась германским посольством в Москве, исходя из моего общего наблюдения.
Мне было известно, что сбором негласных сведений и составлением информационных докладов в Берлин о политическом и экономическом положении в Советском Союзе занимались: Политический отдел — советник фон Типпельскирх, советник фон Вальтер; из Торгово-экономического отдела — советник Гильгер; из Консульского отдела — советник Швиннер; из Отдела печати — советник Штарке.
Сбором негласных сведений военного характера занимались: военный атташе — генерал Кёстринг; морской атташе — капитан фон Баумбах*1; авиационный атташе Ашенбреннер*2. Общее руководство осуществлял посол граф Шуленбург.
Вопрос. Каким образом была организована разведывательная работа, соответственно, по отделам посольства. Покажите, что Вам об этом известно?
Ответ: Мне было известно, что негласные сведения о политическом и экономическом положении по Советскому Союзу поступали в германское посольство в Москве из следующих источников: в период до 1938 года из консульств в Ленинграде, Киеве, Харькове, Одессе и Тбилиси. После 1938 года из немецких консульств Ленинграда, Батуми и Владивостока.
Указанные консульства еженедельно присылали в посольство в Москву доклады информационного порядка о добытых ими сведениях, главным образом по вопросам о настроении населения, о положении в сельском хозяйстве и промышленных предприятиях по округам, где они были консульскими представителями.
Эти данные, в сочетании с данными, полученными сотрудниками посольства в Москве, учитывались в политических докладах посольства в Министерство иностранных дел. Главным образом, данные разведывательного порядка сотрудники посольства и консульств получали путем общения с немецкими специалистами, работавшими на предприятиях Советского Союза, от советских граждан немецкого происхождения, которые по тем или иным вопросам личного порядка посещали посольство, где они и опрашивались. А кроме того, источником информации были лица из общины немецко-лютеранской церкви, до 1938 года существовавшей в Москве.
Что касается негласной агентурной сети, которая, возможно, и была создана работниками посольства в Москве и консульскими представителями в округах, я таковой не знал, так как вопросами разведки не занимался.
Вопрос. Вы уклоняетесь от ответа на поставленный Вам вопрос. Следствие располагает данными, что Вы лично имели связь с агентурой, работавшей в интересах Германии?
Ответ: Повторяю, что о лицах, которые сотрудничали с немецким посольством в Москве, я не знал. Допрос окончен в 16 час. 05 мин.
Протокол допроса мною прочитан, ответы записаны с моих слов верно на понятном мне русском языке.
ЛАМЛЯ
Допросил: подполковник НОСОВ
Примечания:
*1 Речь идет о немецком офицере, капитане 1-го ранга Норберте фон Баумбахе.
*2 Речь идет о военно-воздушном атташе при германском посольстве в Москве полковнике Генрихе фон Ашенбреннере.