Спецсообщение Н. И. Ежова И. В. Сталину с приложением записки И. М. Леплевского об «Антисоветской националистической» организации на Украине. 15 августа 1937 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1937.08.15
Метки: 
Источник: 
В.Хаустов, Л.Самуэльсон Сталин, НКВД и репрессии 1936-1938 гг. РОССПЭН. М. 2010 С.361-367
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 24. Д. 317. Л. 68-75.

15 августа 1937 г.

№ 59182

Совершенно секретно

Т. Сталину

Направляю докладную записку Народного комиссара внутренних дел УССР тов. ЛЕПЛЕВСКОГО от 2 августа с.г. о вскрытии антисоветской националистической организации на Украине и протоколы допросов арестованных НКВД УССР участников антисоветской националистической организации КРУПКО С.Н. от 28-29 июля с.г., ГОНЧАРЕНКО Н.П. от 30 июля с.г., ЛИСОВИКА А.Г. от 27 июля с.г. и ВОРОБЬЕВА К.А. от 29 июля с.г.

Указанные в докладной записке участники антисоветской националистической организации КРУПКО, КОНОТОП, КУЛИК и ВАСИЛЕНКО - арестованы.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР

ВНУТРЕННИХ ДЕЛ СОЮЗА ССР1    Н.    ЕЖОВ

 

НАЧАЛЬНИКУ IV ОТДЕЛА ГУГБ НКВД СССР –

СТ. МАЙОРУ ГОСУДАРСТВЕНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

тов. ЛИТВИНУ

Развернувшимся в аппарате НКВД УССР и в ряде областей Украины следствием вскрывается крупная антисоветская националистическая организация, которая на протяжении ряда лет проводит подрывную работу и подготовку к свержению Советской власти.

Имеющиеся материалы с достаточной полнотой вскрывают то, что деятельность антисоветской националистической организации на Украине шла по линии создания и расстановки в широком масштабе националистических кадров, особенно в системе земельных органов - Наркомсовхоза, Сахаротреста и учреждениях Наркомпроса, осуществления диверсии и вредительства в различных областях народного хозяйства,  особенно в сельском хозяйстве, создания террористических групп для совершения терактов против руководителей партии и правительства.

Особую активность антисоветская националистическая организация проявляет за последние годы.

Данными следствия устанавливается существование блока между националистической организацией и организацией правых, а с конца 1935 года и с военными заговорщиками.

Арестованные ТРИЛИССКИЙ - бывш. председатель Винницкого Облисполкома, ЛИСОВИК — бывш. Зам. Наркомпищепрома УССР, ВОЙЦЕХОВСКИЙ — бывш. секретарь ВУЦИКа, ВОРОБЬЕВ - секретарь Винницкого Обкома КП(б)У, МОИСЕЕНКО - бывш. Наркомзема УССР, БАРАНОВСКИЙ - бывш. Зам. Наркома совхозов, ШПИЛЕВОЙ - бывш. зам. Уполномоченного Комитета заготовок СНК СССР на Украине, ВАРФОЛОМЕЕВ - бывш. вице-президент сельскохозяйственной Академии наук, ГОНЧАРЕНКО — бывш. нач. зернового управления Наркомзема, ГОЛУБ - бывш. секретарь Одесского Обкома КП(б)У, а также арестованный 1 августа и сознавшийся ГОЛУБЯТНИКОВ - бывш. Нарком коммунального хозяйства и другие — показывают о наличии широкого националистического подполья, как в Киеве, так и во всех областях Украины, называют большое количество участников и состав руководства организации.

Считаю необходимым сообщить, что арестованные в свое время троцкисты ЛОГИНОВ и КОЦЮБИНСКИЙ показывали, что они по директиве ПЯТАКОВА установили связь с руководителями националистического подполья ЛЮБЧЕНКО П.П., ПОРАЙКО и ХВЫЛЕЙ, с которыми договорились о координировании действий.

Из ряда показаний, перечисленных выше арестованных, устанавливается, что руководство организации состоит из: ЛЮБЧЕНКО П. П., ПОРАЙКО В.И., ХВЫЛЯ A.A., ТАРАНА Ф.П. (редактор газеты «В ст»), ТРИЛИССКОГО A.A. и ВОЙЦЕХОВСКОГО Ю.А.

Как активные участники, проводившие большую организационную и подрывную работу проходят:

1/ ЛЮБЧЕНКО Андрей Петрович — ректор Киевского ветинститута, бывший видный боротьбист.

2/ КРИХ Варфоломей Михайлович - Наркомсовхозов УССР.

3/ ВАСИЛЕНКО Марк Сергеевич — Пред. Киевского Облисполкома.

4/ ЗИНЕНКО Николай Григорьевич - секретарь ЦИКа УССР.

5/ КУЛИК Иван - бывший председатель украинского радиокомитета, в последнее время зав. партиздатом.

6/ ДЕМЧЕНКО Николай Нестерович - Наркомсовхозов СССР.

7/ ДУБОВОЙ Иван Наумович - командующий Харьковского Военного Округа.

8/ КОСЯЧНЫЙ Петр Максимович - зам. пред. Черниговского Облисполкома.

9/ КОНОТОП Виктор Яковлевич - зам. пред. Донецкого Облисполкома, бывш. боротьбист.

10/ КРУПКО Семен Никифорович - зав. Днепропетровского Обл. наробраза, а прошлом видный боротьбист.

11/ МАРКИТАН - Секретарь Черниговского Обкома КП(б)У.

12/ КУЗЬМЕНКО - Наркомлес УССР.

13/ СТЕПАНСКИЙ - Уполномоченный Комитета заготовок СНК СССР по УССР и ряд других.

Привожу ряд выдержек из показаний арестованных:

Арестованный ГОЛУБ показал, что в 1935 году он получил задание от руководителя троцкистской организации в Одессе ВЕГЕРА (секретарь Одесского Обкома КП(б)У) установить связь с националистами.

«...Выполняя поручение ВЕГЕРА, я вскоре связался с ХВЫЛЕЙ. Мы проинформировали друг друга о состоянии наших организаций. ХВЫЛЯ мне назвал ТАРАНА и ТРИЛИССКОГО, как людей, играющих активную роль в организации. ХВЫЛЯ порекомендовал мне связаться с ТАРАНЕНКО - Зам. пред. Одесского Облисполкома, представляющего их организацию на Одесщине...

В одной из последующих встреч я узнал от ХВЫЛИ, что в националистической организации состоит и ПОРАЙКО».

Арестованный МОИСЕЕНКО говорит:

«... После того, как я от ИЛЬИНА узнал о блоке нашей организации с националистической организацией, осуществляемом, в частности H.H.ПОПОВЫМ с Иваном КУЛИКОМ - бывш. пред. Украинского радиокомитета, я в 1936 году непосредственно связался с последним.

КУЛИК проинформировал меня о составе руководства националистической организации, назвал ЛЮБЧЕНКО, ПОРАЙКО, ХВЫЛЮ и ЗАТОНСКОГО. Мне КУЛИК также подтвердил, что блок в центре осуществляется через представителя троцкистской организации ПОПОВА».

И дальше МОИСЕЕНКО показывает:

«... КУЛИК сообщил мне, что основной задачей является подготовка к активным действиям на военное время, путем создания разветвленных повстанческих отрядов на Украине, действия которых в тылу Красной армии могут предрешить поражение СССР в предстоящей войне.

Поэтому сейчас основное внимание направлено на насаждение повстанческих кадров и в первую очередь в пограничные районы Винничины и Киевщины...

КУЛИК просил моей помощи в этой работе, поскольку я в то время был секретарем Каменец-Подольского Окружкома».

Арестованный ВОРОБЬЕВ, показав о своей принадлежности к к/р организации правых, говорит об установлении связи с националистической организацией: «... Я был связан с ХВЫЛЕЙ, как одним из руководителей националистического подполья. Уже в 1937 году ХВЫЛЯ сообщил мне, что руководящая роль в их организации принадлежит ПОРАЙКО, ЗАТОНСКОМУ и ему - ХВЫЛЕ...».

ТРИЛИССКИЙ показал:

«... В 1936 году оформился политический и организационный контакт нашей организации и военно-троцкистской организации, возглавлявшейся на Украине ЯКИРОМ и занимавшейся подготовкой вооруженного свержения Советской власти.

В начале 1936 года я стал получать от ЛЮБЧЕНКО частные указания на необходимость установления тесной связи с командным составом частей РККА, расположенных на территории области... При этом каждый раз ЛЮБЧЕНКО указывал на то, что военные - это решающая сила.

Выполняя указания ЛЮБЧЕНКО, я сблизился с комкором в Проскурове ДЕМИЧЕВЫМ и комкором в Шепетовке - ГРИГОРЬЕВЫМ.

В конце 1936 года со мной в Виннице связался комкор 17 ГЕРМО-НИУС, с которым я имел несколько бесед. Позже ГЕРМОНИУС сообщил мне о том, что среди военных существует организация, которая возглавляется ЯКИРОМ и, что организация намерена изменить руководство в стране. Тут же ГЕРМОНИУС предложил мне принять участие в работе этой организации, сказав, что я должен буду подбирать в советском аппарате такие кадры, которые беспрекословно и не рассуждая могли бы выполнять любые распоряжения сверху.

Вообще же я считал, что ГЕРМОНИУС был ориентирован ЯКИРОМ о возможности подобного разговора со мной. Тем более, если учесть имевшие место беседы ЛЮБЧЕНКО со мной и связь ЛЮБЧЕНКО с ЯКИРОМ.

В соответствии с установками ЛЮБЧЕНКО и прямыми предложениями ГЕРМОНИУСА, я в 1936-37 гг. завербовал: пред. Бердичевского Горсовета ТОРЧИНСКОГО, пред. Шепетовского Окрисполкома КОПЫЛА, пред. Проскуровского Окрисполкома ЯЦЕВСКОГО, пред. Могилев-Подольского Окрисполкома КОЗИСА и зам. пред. Винницкого Облисполкома СМОЛЯНСКОГО...».

Арестованный ВОЙЦЕХОВСКИЙ говорит: «... Блок с военными заговорщиками установлен в 1936 году непосредственно руководителем нашей организации ЛЮБЧЕНКО П.П., установившим непосредственный контакт с ЯКИРОМ.

Об этом меня информировал ЛЮБЧЕНКО Андрей по поручению ЛЮБЧЕНКО П. П.

Незадолго до этого я имел беседу с ДУБОВЫМ и АМЕЛИНЫМ. Из разговоров с ними я узнал, что среди военных существует недовольство положением в стране и что они сами предполагают взяться за исправление «ошибок» партии и правительства Украины.

Об этом спустя несколько дней я проинформировал ЛЮБЧЕНКО П. П., на что ЛЮБЧЕНКО мне ответил, что ему это известно лично от ЯКИРА и ДУБОВОГО».

Дальше в своих показаниях ВОЙЦЕХОВСКИЙ указывает на связь антисоветской националистической организации с закордоном: «... При моей поездке в Карлсбад, в 1933 году я имел прямое поручение от ЛЮБЧЕНКО Панаса договориться с КОНОВАЛБЦЕМ и БАЧИНСКИМ Юлианом через ПОЛОЦКОГО - советника полпредства в Праге, члена нашей организации о заключении соглашения с польскими правительственными кругами об оказании вооруженной помощи для свержения советской власти на Украине, за определенные территориальные уступки.

Такое соглашение с ПОЛОЦКИМ было достигнуто путем переговоров с зав. восточным отделом министерства иностранных дел Польши ...

При вторичной моей поездке в 1934 году ЛЮБЧЕНКО вновь поручили мне осведомиться в министерстве иностранных дел, через ПОДОЛЬСКУЮ - жену советника полпредства в Варшаве, намерено ли польское правительство выполнить свои обязательства по отношению к организации...

При поездке этой явка к ПОДОЛЬСКОЙ была получена от руководителя троцкистско-террористической организации на Украине КОЦЮБИНСКОГО Юрия...».

И дальше:

«... В 1934 году руководство нашей организации пришло к выводу, что помимо связи с Польшей, нужно заключить соглашение с Германией, которая после фашистского переворота может быть наиболее полезна в вопросе свержения советской власти...

При моей поездке за кордон ЛЮБЧЕНКО предложил мне остановиться в Берлине на несколько дней, выяснить тамошние ситуации с тем, чтобы можно было начать вести переговоры с Германией о вооруженной помощи...

Несколько позже ЛЮБЧЕНКО был послан в Берлин один из участников организации с аналогичной целью...

Практическое соглашение с немецкими фашистскими кругами было однако достигнуто лишь в 1936 году ГРИНЬКО, который специально посылал туда для этой цели одного человека ...» (показания ВОЙЦЕХОВСКОГО).

Арестованный ЛИСОВИК показывает: «... ХВЫЛЯ говорил мне, что цели наши - освободить Украину от Московского гнета, что в борьбе за создание самостоятельного украинского государства нам поможет Польша, что лучше быть в союзе с Польшей, чем существовать под пятой Москвы».

В следующих показаниях ЛИСОВИК говорит об установках, полученных им от Андрея ЛЮБЧЕНКО.

«...Отделение Украины от СССР остается программой действий для нас. При объединении У ССР с Западной Европой, мы многое бы выиграли. Мы были бы тем государством, с которым бы считались. Конечно, организация такого государства будет кое-что стоить, конечно, полякам надо будет дать немного за помощь, но все это будет значительно меньше того, что вывозят из Украины в Россию».

Таким образом, на основе приведенных материалов и ряда показаний еще других обвиняемых КРУПКО, КУЛИКА, КОНОТОПА, ДИТЮКА — видно наличие крупной националистической организации, требующей немедленных оперативных мероприятий по дальнейшему вскрытию и разгрому.

Прошу санкционировать арест:

1. ХВЫЛИ Андрея Анатольевича - нач. управления по делам искусств при СНК УССР. Как участник руководства националистической организации изобличается показаниями арестованных ТРИЛИССКОГО, ВОЙЦЕХОВСКОГО, ВОРОБЬЕВА, ЛИСОВИ-КА, ГОЛУБА, БАРАНОВСКОГО, ИЛЬИНА, ВАРФОЛОМЕЕВА, ГОНЧАРЕНКО, КРУПКО, МОИСЕЕНКО, КОЦЮБИНСКОГО и ЛОГИНОВА.

2. ПОРАЙКО Василия Ивановича - зам. пред. Совнаркома УССР.

Как участник руководства националистической организации изобличается показаниями арестованных ВАРФОЛОМЕЕВА, ВОРОБЬЕВА, МОИСЕЕНКО, ВОЙЦЕХОВСКОГО, ЛИСОВИКА, ИЛЬИНА, КРУПКО, ПЕВЗНЕРА, а также осужденными ЛОГИНОВЫМ и ГОЛУБЕНКО.

3. ТАРАНА Феодосия Прохоровича - редактор газеты «В ст » ЦИКа УССР. Как участник руководства националистической организации изобличается ТРИЛИССКИМ, ЛИСОВИКОМ, ВАРФОЛОМЕЕВЫМ, ВОРОБЬЕВЫМ, МОИСЕЕНКО, ГОЛУБОМ, ГОНЧАРЕНКО (братом ТАРАНА) и ЛОГИНОВЫМ, МУСУЛЬБАСОМ, МИХАЙЛИКОМ.

4. ВАСИЛЕНКО Марк Сергеевич - председатель Киевского Облисполкома. Как активный участник националистической организации изобличается показаниями арестованных МОИСЕЕНКО, ЛИСОВИКА, ИЛЬИНА, ПЕВЗНЕРА и ШПИЛЕВСКОГО.

5. ЗИНЕНКО Николай Григорьевич - секретарь ЦИК УССР, изобличается показаниями ГОЛУБЯТНИКОВА, МОИСЕЕНКО, ЛИСОВИКА, ПЕВЗНЕРА.

Также прошу Вашего распоряжения о направлении в Киев ДЕМЧЕНКО H.H., так как кроме его организационных связей с правыми и троцкистами на Украине, был тесно связан с националистической организацией.

Прилагаю протоколы допросов ЛИСОВИКА, ВОРОБЬЕВА, ГОНЧАРЕНКО и КРУПКО*.

НАРОДНЫЙ КОМИССАР ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР –

КОМИССАР ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ 2 РАНГА

(ЛЕПЛЕВСКИЙ)

______________________________________________

* — публикуется без протоколов.

1 На первом листе имеется рукописная помета: «За арест Хвыли, Парайко, Тарана, Василенко, Зиненко. И. Сталин, В. Молотов».