30. О предоставлении сельским советам права производства обысков и выемок

 

30. О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ СЕЛЬСКИМ СОВЕТАМ ПРАВА ПРОИЗВОДСТВА ОБЫСКОВ И ВЫЕМОК

Пост. ВЦИК и СНК РСФСР 20 декабря 1927 г. (СУ РСФСР 1928 г. № 5, ст. 43). [Извлечение]

1. В тех сельских местностях, где нет органов милиции и имеются достаточные основания подозревать о нахождении в каком-либо помещении или у какого-либо лица предметов, могущих иметь значение для раскрытия преступлений, председатели и члены сельсоветов могут предъявлять требования о выдаче этих предметов и производить выемку их, в случае невыдачи — отбирать принудительным порядком или производить обыск, составив о производстве таковых действий мотивированное постановление.

2. Производство обыска и выемки может иметь место лишь тогда, когда преступник застигнут при самом совершении преступления или тотчас же по его совершении, и только при наличии оснований опасаться, что необходимые по делу вещественные доказательства могут быть скрыты, а следы преступления — уничтожены.

3. Председатель и члены сельсовета имеют право производства обысков и выемок, при наличии указанных выше условий, в случаям совершения лишь следующих преступлений:

а) кражи и ограбления,

б) скотокрадства,

в) поджога,

г) убийства и нанесения ранений и

д) изготовления самогона с целью сбыта.

4. Обыски и выемки, кроме случаев, не терпящих отлагательств, производятся днем. Обыски и выемки производятся в присутствии понятых и лица, занимающего данное помещение, или живущих с ним совместно членов семьи или соседей.

Обыски и выемки в помещениях, занимаемых учреждениями и предприятиями, производятся в присутствии представителей таковых.

5. Приступая к производству обыска или выемки, лицо, производящее таковые, обязано огласить соответствующее свое постановление.

6. При производстве обыска лицом, производящим таковой, могут открываться запертые помещения и хранилища в случае отказа владельца добровольно открыть их, избегая при этом излишнего повреждения запоров, дверей и других предметов.

7. При производстве обыска надлежит принять все меры к тому, чтобы не были оглашены обнаруженные при обыске обстоятельства частной жизни обыскиваемого, не имеющие отношения к делу.

8. При производстве обыска и выемки надлежит ограничиться отобранием документов и других предметов, имеющих непосредственное отношение к делу,

9. О произведенном обыске или выемке лицом, производящим таковые, составляется протокол, в котором: а) указывается время и место производства обыска или выемки и присутствовавшие при них лица; б) обозначается основание производства обыска; в) подробно перечисляются и описываются по наружному виду и форме обнаруженные предметы, являющиеся по делу вещественными доказательствами; г) указывается, где именно, кем из лиц, участвовавших в обыске, и при каких обстоятельствах таковые найдены; д) указываются причины, вызывающие необходимость приобщить те или иные предметы в качестве вещественных по делу доказательств и считать их принадлежащими определенному лицу.

10. Всякого рода претензии, заявляемые по поводу производимых обыска или выемки, должны обязательно заноситься в протокол.

11. Протокол подписывается лицом, производящим обыск или выемку, понятыми и лицом, у которого производится обыск или выемка,

12. Все отобранные при обыске или выемке документы и иные предметы должны быть предъявлены понятым и другим присутствующим лицам и перечислены в особой описи, составляемой на месте обыска или выемки, и приобщены к протоколу.

13. Документы и другие предметы, отобранные при обыске или выемке, опечатываются немедленно на месте обыска или выемки.

14. Копия протокола и описи отобранного имущества выдается лицу обыскиваемому, а при отсутствии его — совместно с ним живущим членам семьи или соседям, присутствующим при обыске или выемке.

15. Составленный протокол и отобранное имущество, вместе с описью ого, направляются, не позже двадцати четырех часов, в орган милиции для дальнейшего производства дознания.

16. О произведенном председателем или членом сельсовета обыске или выемке не позже двадцати четырех часов сообщается народному следователю.