Заключение Президиума Верховного Совета СССР от 13 октября 1954 г. по делу А. 3. Кобулова

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1954.10.13
Источник: 
Политбюро и дело Берия. Сборник документов — М.:, 2012. С. 711-714
Архив: 
РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 171. Д. 475. Л. 156-161. Копия. Машинопись.

 

Копия

Совершенно секретно

Экз. № 1

В Президиуме Верховного Совета СССР

Заключение

по делу Кобулова Амаяка Захарьевича

1 октября 1954 года Военной коллегией Верховного суда СССР за измену Родине и участие в антисоветской заговорщической организации осужден к высшей мере уголовного наказания — расстрелу

Кобулов Амаяк Захарьевич, 1906 г. р., уроженец гор. Тбилиси, до ареста заместитель начальника контрольной инспекции МВД СССР, генерал-лейтенант.

Суд признал Кобулова А. 3. виновным в том, что он являлся активным участником антисоветской заговорщической группы Берия и, начиная с 1929 года при содействии Берия и своего брата — заговорщика Б. Кобулова, назначался на руководящие должности в органы МВД, где выполнял преступные задания главарей заговорщической группы.

Вместе с другими заговорщиками Кобулов А. в преступных целях расправлялся с ни в чем неповинными советскими людьми путем фальсификации против них следственных дел и применения избиений и пыток к арестованным. При этом Кобулов А. преследовал честных работников МВД, пытавшихся разоблачить преступную деятельность участников заговора.

Кобулов А. был посвящен в преступные замыслы врага народа Берия в отношении выдающегося деятеля коммунистической партии и Советского государства — С. Орджоникидзе.

Находясь по рекомендации Берия в 1940-1941 гг. на ответственной работе за границей, Кобулов А. развалил работу советской разведки в Германии, допустил проникновение агентов немецкой разведки в советскую разведывательную сеть и передавал через Берия получаемую от этих немецких агентов дезинформацию советскому правительству

Зная о преступной деятельности Кобулова А. в Германии, Берия укрыл его от ответственности и назначил Кобулова наркомом внутренних дел Узбекской ССР, где последний совершил новые государственные преступления. Будучи затем назначен начальником Управления по делам военнопленных и интернированных, Кобулов А. вопреки специальному указанию Щербакова А. С. препятствовал работе советской разведки среди военнопленных.

После кончины И. В. Сталина, когда заговорщики активизировали свою преступную деятельность, Берия создал так называемую «контрольную инспекцию» при МВД СССР, предназначенную для выполнения его особых заданий, и назначил Кобулова А. заместителем начальника этой инспекции. В мае — июне 1953 года, находясь по специальному заданию Берия в служебной командировке в Германии, Кобулов А. допустил среди сотрудников аппарата МВД в Германии клеветнические антисоветские высказывания по вопросам внешней политики Советского Союза и агрессии США против Корейской Народной Республики. Тогда же Кобулов А. одобрял вражеские действия Берия, направленные к тому, чтобы посеять вражду и рознь между народами СССР и великим русским народом.

Виновность Кобулова А. в этих преступлениях полностью доказана материалами предварительного и судебного следствия.

В своей просьбе о помиловании осужденный, признавая, что он совершал «грубые ошибки в своей практической работе», отрицает преступную связь с Берия и пытается опорочить изобличающие его материалы дела.

Эти утверждения Кобулова А. опровергаются имеющимися в деле доказательствами:

1. Особая приближенность Кобулова А. к врагам народа Берия, Кобулову Б., преступные задания которых осужденный безоговорочно выполнял, доказана показаниями арестованных участников заговорщической группы Рухадзе Н., Деканозова В., Кримяна Н. и др., а также свидетелей: Шияна В., Иванова В., Визеля Ю., Урушадзе Д., Гульста В., Нацвлишвили К. и др.

2. Полностью доказано активное участие Кобулова А. в преступной деятельности заговорщиков, расправлявшихся с честными советскими людьми путем фальсификации в отношении них уголовных дел, применения пыток и избиений к арестованным. Кроме показаний свидетеля Яковиди, на которого ссылается в своей просьбе о помиловании А. Кобулов, виновность его в бесчеловечных расправах с невиновными людьми доказана также показаниями свидетелей Васильева В., Постолова Я., Каракеяна М., Губаза М., Еника Б., Нацвлишвили М., арестованного участника заговорщической группы Хазана А. и других.

Ряд этих лиц (Каракеян, Губаз, Еник, Яковиди) подвергались избиениям со стороны Кобулова А.

Свидетель Васильев, работавший в качестве заместителя А. Кобулова в Гагринском отделе НКВД еще в 1938 году, пытался разоблачить его преступления, сообщив

о них Ежову, Фриновскому и Гоглидзе. За это Васильев был подвергнут преследованиям со стороны Кобулова.

Характеризуя личное участие Кобулова в избиениях и пытках арестованных, Васильев показал:

«...Кобулов Амаяк лично избивал арестованных, фальсифицировал протоколы допросов и допускал другие нарушения закона. При Кобулове в 1937 году у арестованных получались показания путем вымогательства и избиений. Я лично несколько раз видел как Кобулов А. в своем кабинете в Гагринском горотделе НКВД сам избивал арестованных палкой, предварительно укладывая арестованных на пол» (т. 3, л. д. 238).

3.    После того как врагу народа Берия удалось проникнуть на пост наркома внутренних дел СССР, Кобулов А. был назначен им на должность резидента разведки НКВД в гитлеровской Германии и находился в этой должности вплоть до начала Великой Отечественной войны.

Таким образом, именно Кобулову А. враг народа Берия поручил непосредственное выполнение своего преступного задания по развалу советской разведки против гитлеровской Германии.

Виновность А. Кобулова в совершении этого тягчайшего преступления против внешней безопасности Советского государства полностью доказана имеющимися в деле материалами Главного разведывательного управления МВД СССР (т. 2, л. д. 77-78), показаниями быв[шего] сотрудника германской военной разведки Мюллера Зигфрида, арестованного Беришвили Ш. и др.

Преступная деятельность Берия и других заговорщиков по развалу советской разведки против гитлеровской Германии установлена материалами следствия по делу Берия и приговором Специального судебного присутствия Верховного суда СССР, где указано, что заговорщики: «предприняли преступные меры к ослаблению советской разведки против гитлеровской Германии, жестоко расправившись с теми сотрудниками НКВД, которые пытались довести до сведения правительства об этих преступлениях».

Эта преступная деятельность Берия по развалу советской разведки против гитлеровской Германии никак не могла проходить без участия А. Кобулова, назначенного с этой целью Берия непосредственным руководителем советской разведывательной сети в Германии.

Явно несостоятельны утверждения Кобулова А. по поводу того, что получаемую им от агентов германской разведки дезинформацию, он якобы не представлял Правительству СССР, так как сам Кобулов признает, что он направлял полученные от этих агентов данные в НКВД СССР, то есть Берия, пересылавшему затем полученную от Кобулова дезинформацию Правительству СССР.

4.    После возвращения Кобулова А. из Германии Берия укрыл его от ответственности и назначил Кобулова наркомом внутренних дел Узбекистана. Находясь в этой должности, Кобулов продолжал совершать государственные преступления, противопоставляя органы НКВД партийным органам, что доказывается, в частности, показаниями свидетеля Алиева Г.

5.    После назначения на работу в Главное управление по делам военнопленных и интернированных, Кобулов А., ссылаясь на указания Берия, принял преступные меры, затрудняющие работу советской разведки среди военнопленных. Эти преступления Кобулова А. доказываются показаниями свидетеля быв[шего] начальника оперативного отдела управления Швец.

6.    Преступления А. Кобулова, совершенные в период, непосредственно предшествовавший разоблачению Берия и аресту заговорщиков, также доказаны показаниями ряда свидетелей, в том числе показаниями быв[шего] начальника УМВД по Львовской области Строкача Т., секретаря парткома аппарата МВД СССР в Германии Никитина И. и др.

Таким образом, материалами предварительного и судебного следствия Кобулов А. изобличается в том, что, являясь активным участником антисоветской заговорщической группы врага народа Берия, он лично совершил в осуществление изменнических планов заговорщиков ряд особо тяжких государственных преступлений.

Учитывая изложенное, полагал бы:

ходатайство Кобулова А. о помиловании оставить без удовлетворения.

Генеральный прокурор СССР

действительный государственный советник юстиции    

[п.п.] Р Руденко

13 октября 1954 г.

№ 226/лсс

[п.п.] Верно:    

В. Волков