Очерк первый. Задачи советского исправительно-трудового дела

 

ОЧЕРК ПЕРВЫЙ

ЗАДАЧИ СОВЕТСКОГО ИСПРАВИТЕЛЬНО-ТРУДОВОГО ДЕЛА

 

Основой советского исправительно-трудового дела является классовая политика трудящихся. Постышев, секретарь ЦК ВКП(б), говорят в своем докладе на VI всероссийском совещании руководящих работников органов юстиции в феврале 1932 года: «Советская юстиция является орудием подавления классового врага и мощным рычагом воспитания новой, социалистической дисциплины и самодисциплины трудящихся»1.

Этот принцип не смазывается, он открыто выставляется. Такие преступления против интересов трудящегося населения, как кража государственного достояния, разбазаривание кооперативного имущества, преступная небрежность должностных лиц, повреждение машин и орудий производства, влекут за собой суровую репрессию. Проступки против безопасности и здоровья рабочих на производстве, спекуляция, ростовщичество, злостное нарушение трудовой дисциплины также принадлежат к деяниям, которые часто влекут за собой суровую репрессию. В сельских местностях существенное значение имеют сокрытие хлебных запасов для продажи по спекулятивным ценам и разбазаривание общественного достояния.

Большую ответственность несет всякий руководитель предприятия. Он отвечает за все неполадки. Его в первую голову тянут к ответу. Наказуемы все действия, тормозящие развертывание строительства: зажим рабочей самокритики, создание препятствий самодеятельности трудящихся и рабочему изобретательству и т.п. Некоторые проступки, для буржуазного государства не имеющие никакого или имеющие только маловажное значение, наказуемы в республике трудящихся. Надо, однако, отметить, что из 468 тюремных зданий царских времен число использованных под исправительно-трудовые учреждения сократилось до 285. По новейшим данным теперь находят применение уже только 123 из этих зданий, так как в настоящее время предпочитают направлять осужденных в открытые колонии.

Советский союз стремится превратить своих прежних врагов в лойяльных сограждан; поэтому в местах лишения свободы уделяется внимание и лишенным свободы из классово чуждых элементов: им дается возможность приобретения по истечении пяти лет гражданских прав, если они включатся в работу по строительству. Как мне говорили в Народном комиссариате юстиции, более десяти тысяч человек уже приобрели гражданские права до истечения этого срока.

Исправительно-трудовое дело Советского союза ставит себе широкие задачи. Достигнув крупных успехов в перевоспитании юных правонарушителей, которыми я ниже подробно займусь, советская власть применяет метод трудового воспитания и к осужденным взрослым. Ликвидация безработицы в результате завершения пятилетки открыла перед исправительно-трудовым делом совершенно новые возможности, которые полностью используются во всех отношениях.

В 1926 году в Советском союзе проведена последняя перепись населения. Все население РСФСР составляло тогда 100 858 тыс. человек. В день переписи, 17 декабря 1926 года, одновременно было установлено и число лиц, содержащихся в местах лишения свободы РСФСР. С тех пор Институт по изучению преступности в Москве оперирует для РСФСР почти исключительно данными в процентных отношениях, чтобы проследить изменения кривой преступности.

В общей сложности в 1926 году в РСФСР были осуждены 614 661 мужчина и 90 350 женщин. Среди них — 329 536 мужчин и 35 342 женщины  —  за преступления против личности, 133 630 мужчин и 21127 женщин  —  за имущественные преступления, 39 785 мужчин и 928 женщин  —  за должностные преступления.

В день переписи в местах лишения свободы РСФСР отбывал лишение свободы 30 856 мужчин и 2 110 женщин за имущественные преступления. В том же году в РСФСР были осуждены: за умышленные убийства — 7 425 мужчин и 1 755 женщин, за умышленные тяжкие телесные повреждения — 11 818 мужчин и 575 женщин, за насилия против личности — 45 886 мужчин и 9 623 женщины, за преступления в области половых отношений — 4 235 мужчин и 34 женщины, за оскорбления — 19 277 мужчин и 14 607 женщин и за клевету  — 2 376 мужчин и 2 431 женщина.

Данные 1926 года показывают, что среди рецидивистов-мужчин 10 процентов приходилось на возраст между 18 и 19 годами, 31 процент — между 20 и 24 годами. В числе дважды и трижды осужденных молодые люди в возрасте от 20 до 24 лет составляли 32 процента. Этим фактом можно объяснить интенсивную работу ОГГІУ и Наркомюста над перевоспитанием юных правонарушителей, описанную ниже в главе о Болшевской коммуне.    

В отношении данных, относящихся ко времени до 1930 года, крайне интересно, что число преступлений против личности со 100 процентов в 1926 году повысилось в 1929 году до 168 процентов и в 1930 году снизилось до 91,6 процента. Число телесных повреждений повысилось во второй половине 1927 года до 145 процентов и в 1930 году снизилось до 44,6 процента. Число краж во второй половине 1929 года повысилось до 151 процента по сравнению со 100 процентами 1927 года и снизилось в 1930 году до 141 процента. Было бы однако неправильно сделать из этих данных вывод об увеличении числа краж по сравнению с 1927 годом. В действительности же увеличилось не число краж, а в результате лучшей работы милиции возросло число раскрытых даже мелких преступлений. Насколько интенсивнее работает в настоящее время Московская милиция видно из сопоставления числа совершенных убийств и числа осуждений за убийство, которые приведены в таблице, имеющейся в указанном Институте по изучению преступности. В 1923 году в Москве было зарегистрировано 368 убийств, между тем, как только 73 лица были осуждены за убийство. В 1928 году в Москве насчитывалось 629 убийств, осуждены же были за убийство 369 человек, а в 1931 году из 167 совершенных убийств обнаружены их виновники уже в 163 случаях.

Так как за последние десять лет население Москвы с полутора миллионов возросло почти вдвое, относительное число убийств снизилось еще больше, чем показывает статистика. Огромное падение числа мелких проступков против личности, как клевета, оскорбление, с 32 931 осуждения в 1929 году до 5 945 в 1931 году, объясняется частично тем обстоятельством, что мелкие проступки в настоящее время рассматриваются в товарищеских судах на предприятиях. Эти суды пользуются правом применять предупреждение, общественное порицание, штраф не свыше 10 рублей и, как высшую меру взыскания, внесение в профсоюзную организацию вопроса об исключении из профсоюза на определенный срок.

Начиная с 1931 года, имеются только неполные цифровые данные. Во всяком случае не подлежит сомнению, что проведение пятилетнего плана, предоставившее каждому возможность применить свой труд, имело своим последствием резкое падение преступности.

Исправительно-трудовое дело Советского союза строится не на понятиях наказания, искупления вины или возмездия. Место наказания заняли меры социальной защиты, направленные на охрану трудящихся и их государства. Как мне разъяснил руководитель исправительно-трудового дела и заместитель народного комиссара юстиции Апетер, в Советском союзе все внимание направлено на то, чтобы делать все, что полезно для коллектива, и все, что необходимо для советского строя. Предварительное заключение не должно быть продолжительным и во всяком случае не должно длиться дольше двух месяцев. Если предварительное следствие не может быть закончено в этот срок, следователь должен получить специальное разрешение на продление предварительного заключения. Очередной является задача ограничить предварительное заключение четырнадцатидневным сроком.

Лишение свободы заменяется по возможности такими мерами, как денежный штраф, общественное порицание или исправительно-трудовые работы без лишения свободы, которые однако допускаются на срок не более одного года, а также поражение политических и отдельных гражданских прав на срок не свыше пяти лет. При применении исправительно-трудовых работ удерживается не свыше 25 процентов заработной платы осужденного. Как мне говорил один из руководящих работников Народного комиссариата юстиции, 65 процентов всех уголовных приговоров состоят из мер социальной защиты без лишения свободы.

Особой формой уголовной репрессии в Советской России является ссылка на срок от трех до десяти лет. Осужденный ссылается в местность, отдаленную от его прежнего местопребывания. Ссылка назначается без исправительно-трудовых работ или в соединении с исправительно-трудовыми работами. При ссылке без исправительно-трудовых работ осужденный пользуется правом свободного передвижения в пределах назначенного ему района. Если же он приговорен к исправительно-трудовым работам в месте ссылки, то ему назначают определенное местожительство. Из заработной платы сосланного не должно удерживаться более 15 процентов.

Судом могут быть осуждены только правонарушители, достигшие 16-летнего возраста. Проступки подростков до 16 лет рассматриваются комиссиями по делам несовершеннолетних, которые к их исправлению применяют меры педагогического воздействия.

Так как целью советского исправительно-трудового дела является воспитание из каждого лишенного свободы полезного работника, главное внимание в местах лишения свободы обращается на коллективный и производительный труд. Такое воспитание требует известного времени, поэтому лишение свободы применяется сроком не менее одного года. От самого лишенного свободы зависит особо продуктивной работой сократить срок своего лишения свободы. Такая возможность ему предоставлена зачетом в РСФСР двух дней работ за три дня срока лишения свободы, а в Украине и Белоруссии  —  одного дня работ за три дня срока лишения свободы. Так как длительное лишение свободы понижает активность человека, высший предел лишения свободы ограничен десятью годами, вряд ли однако кто-либо из лишенных свободы в Советском союзе отсиживает весь этот срок. Пожизненные меры репрессии Советскому союзу вообще неизвестны. Расстрел применяется в исключительных случаях. Все лишенные свободы знают, что соответствующим поведением они могут сократить себе срок лишения свободы. Как эти положения осуществляются на практике, будет видно из следующих глав.

Неоплачиваемый труд не допускается в местах лишения свободы Советской России. Лишенный свободы получает от 20 до 50 процентов заработной платы свободного рабочего, из которых обычно ему уплачиваются две трети, а одна треть удерживается до его освобождения. При особом старании он может заработать и больше. В размере вознаграждения нет единообразия, так как заработная плата зависит от рода работы и квалификации лишенного свободы.

От каждого неграмотного требуют, чтобы он научился читать и писать. С этой целью в каждом месте лишения свободы существуют школы для ликвидации неграмотности, в которых обучают неграмотных м малограмотных. Целая сеть кружков и профкурсов дает лишенному свободы возможность получить, соответственно его способностям, дальнейшее образование в интересующей его области. Насколько возросло число лишенных свободы, получивших подготовку на профкурсах, можно, себе представить из следующих цифровых данных, сообщенных мне в Народном комиссариате юстиции.

В 1931 году в РСФСР на профкурсах обучалось в круглых цифрах 7 700 лишенных свободы. Из них 6 500 окончили профкурсы со сроком обучения от полугода до полутора лет. К концу 1932 года еще свыше 10 000 лишенных свободы закончат обучение и станут квалифицированными рабочими.

Значительное место в исправительно-трудовом деле занимает политико-просветительная работа. С этой целью в каждом месте лишения свободы существует культкомиссия, избираемая заключенными. Администрации принадлежит общее руководство, непосредственная же работа всецело находится в руках лишенных свободы. В особых случаях лишенные свободы устраивают массовые собрания, кроме того созываются производственные совещания, на которых коллективно разрешаются вопросы улучшения производства. Взыскания в местах лишения свободы налагаются, как правило, товарищескими судами, в состав которых входят одни лишенные свободы. Только в случаях, не терпящих отлагательства, взыскания назначаются администрацией места лишения свободы. Издается общая центральная печатная газета, выходящая раз в пять дней, а в каждом месте лишения свободы имеется стенная газета, на особых задачах которой я остановлюсь в последней главе.

Советское исправительно-трудовое дело стремится встряхнуть человека, оживить его активность и найти применение для его творческих сил. Такова целеустремленность всего трудового воспитания и заполнения досуга лишенных свободы. Лишенный свободы носит собственную одежду, — специальной тюремной одежды вообще не существует, нет и так называемой «системы молчания». В свободное от работы время разрешается курить2 и заниматься музыкой, вследствие чего в местах лишения свободы царит большое оживление.

В Советской России нет одиночного заключения: лишенный свободы постоянно находится в кругу товарищей, и вряд ли у нега имеется возможность уединиться.

 

Уже в 1918 году было издано постановление о введении самоуправления лишенных свободы, практически же в отдельных местах лишения свободы Советского союза оно было проведено в жизнь раз повременно. В царских тюрьмах день заключенного протекал крайне однообразно, работали мало, так как, кроме работы в кустарных сапожных и швейных мастерских, не было другой возможности заняться производительным трудом. Фабрик в домах заключения не было. Днем заключенные выводились на полчаса на прогулку. Днем и ночью они находились взаперти.

В советских домах лишения свободы после сокращения числа надзирателей была организована внутренняя охрана из надежных лишенных свободы, к которой в открытых колониях, а отчасти и в закрытых учреждениях перешла внутренняя охрана. Опыт скоро доказал, что лишенные свободы, на которых возложено наблюдение, в силу собственного своего положения проявляют гораздо больше понимания в отношении своих товарищей, чем это было доступно служащим, и что, кроме того, они также лучше могут осуществлять наблюдение, так как во всех подробностях знают жизнь своих сотоварищей. Большинство лишенных свободы было радо, что их же товарищ вел наблюдение, недовольны были только самые закоренелые привычные преступники, которым пришлось, в частности, прекратить карточную игру. При надзирателях никогда не допускалось доносительства на товарищей, наблюдатели же из среды заключенных без всякого доносительства сами все замечали и сами были заинтересованы в соблюдении порядка. Противодействие отдельных лиц вскоре прекратилось, и лишенные свободы предложили вовсе отменить постоянную охрану и предоставить каждой камере самой организовать наблюдение.

Прежде, до введения внутренней охраны, ничтожная группа привычных преступников могла оказывать большое влияние на осужденных впервые: благодаря долгому опыту они хорошо знали тюремную жизнь и совращали своих товарищей. В настоящее время удалось почти уничтожить карточную игру. Отдельные случаи карточной игры встречают суровое осуждение со стороны товарищеского суда. Я не раз наблюдала, как в лишенном свободы воспитывается сознание ответственности, как поразительно разнообразны ведущие к этому мероприятия при единстве их целевой установки.

Республика трудящихся не скрывает, что ее исправительно-трудовое дело, как и вся ее политика, проводится исключительно в интересах трудящихся. Только таким образом можно правильно понять сущность исправительно-трудового дела Советского союза.

 

1 П. Л. Постышев, Основные задачи советской юстиции на современном этапе. Издание «Советского законодательства», Москва, 1932 г., стр. 4. Прим. переводчика.

2 В советских местах лишения свободы нет вообще ограничений курения. Таким образом лишенные свободы курят не только в свободное время. Ср. ниже в тексте на стр. 112 заметку из стенгазеты «Еще о прогульщиках». Ред.