От издательства
ОТ ИЗДАТЕЛЬСТВА
«До сих пор у многих русских имеется самое превратное представление об исправительно-трудовом деле своей собственной страны». Эти слова автора предлагаемой книги в известной мере соответствуют действительности. Широкая советская общественность не достаточно хорошо знает, как практически осуществляется одно из требований программы ВКП(б) о том, «чтобы система наказаний была окончательно заменена системой мер воспитательного характера». Литература по этому вопросу, доступная широкому кругу читателей, до чрезвычайности скудна.
Очерки Елены Кербер не могут восполнить этого пробела, да они на это и не претендуют. Подробным отчетом перед советской общественностью о проделанной за 16 лет работе на фронте исправительно-трудового воспитания явится подготовляемое нашим издательством двухтомное издание иллюстрированной монографии «От тюрем к воспитательным учреждениям».
Но и работа Елены Кербер дает в ряде живых и ярких очерков наглядное представление о практическом проведении основ нашей исправительно-трудовой политики и достигнутых в этой области успехах. Очерки Елены Кербер представляют для советского читателя особенный интерес как впечатления внимательного, принадлежащего к буржуазному кругу стороннего наблюдателя.
О характере своей работы сам автор говорит: «Для изучения советского исправительно-трудового дела в моем распоряжении было только полгода, и мне пришлось ограничиться тем, что я основательно и помногу раз наблюдала то, что являлось типичным». Это типичное для практики нашей исправительно-трудовой политики автору удалось подметить и добросовестно изложить в предлагаемых очерках.
Однако отдельные детали Елена Кербер уяснила себе в недостаточной степени, чем объясняется целый ряд неточностей в ее изложении. При редактировании перевода, произведенного с рукописи, предоставленной издательству автором, — там, где это представлялось возможным без нарушения связности изложения, — отдельные неточности исключены из текста, в других случаях они снабжены пояснениями в сносках. Исключены также в нескольких местах картинки из хроники происшествий, отдельные заметки из стенгазет и описания приемов «работы» преступных элементов, не могущие пользоваться успехом у советского читателя. По соглашению с автором опущены также две главы, не представляющие для советского читателя особого интереса.
В конце книги издательство поместило очерк Н. Зогина «Шлюзы в жизнь», посвященный открытию Беломорско-Балтийского канала, рассказы бывших правонарушителей — участников строительства канала и опубликованные в газетах отдельные акты советского правительства, дающие оценку итогам, руководителям и участникам строительства нового водного пути СССР.
Указанные материалы позволяют — на примере строительства водного гиганта — с особой силой и убедительностью подчеркнуть исключительные успехи советской исправительно-трудовой политики.
Книга была уже готова к печати, когда в газетах появилась речь Максима Горького на заключительном слете ударников строительства Беломорско-Балтийского канала.
Издательство включает в книгу это выступление М. Горького как одну из ярчайших оценок строительства, высказанную любимым писателем пролетариата перед собранием вчерашних преступников — сегодняшних ударников величайшего сооружения в мире и завтрашних строителей не менее гигантского сооружения — Москва-Волга-канал.