Протокол допроса советника посольства Ф. Бреера. 6 сентября 1947 г.
6 сентября 1947 г.
Москва
Допрос начат в 14 час[ов]
—"— окончен в 17 ч[асов] 30 мин[ут]
Вопрос. Какие разведывательные и контрразведывательные органы Германии вам известны?
Ответ: Мне известно, что в Германии существовали военная разведка «Абвер», Тайная государственная полиция «Гестапо» и Служба безопасности «СД», которые занимались разведывательной и контрразведывательной деятельностью.
Вопрос. Когда вам стало известно о существовании этих трех органов?
Ответ: О существовании военной разведки «Абвер» я впервые узнал летом 1938 года в городе Таллине в связи с приездом туда руководителя «Абвера» Канариса. О существовании в Германии Тайной политической полиции «Гестапо» и Службы безопасности «СД» я узнал со времени их создания, так как сотрудники этих двух органов имели особую форму и являлись официальными сотрудниками Министерства внутренних дел.
Вопрос. Расскажите все, что вам известно о деятельности названных вами органов?
Ответ: Кроме того, что на эти органы были возложены обязанности заниматься разведывательной деятельностью за границей, как, например, на «Абвер», а на остальные органы — обязанности обеспечения государственной безопасности внутри самой Германии, мне более подробно о деятельности этих органов ничего неизвестно.
Вопрос. Кого из работников Абвер, Гестапо и СД вы лично знали?
Ответ: Из работников военной разведки Абвер я был лично знаком с адмиралом Канарисом, полковником Пиккенброком, майором фон Бентивеньи и корвет-капитаном Целлариусом. Других работников Абвер, а также Гестапо и СД я совершенно не знал и знаком не был.
Вопрос. Где и когда вы познакомились с Канарисом, Пиккенброком, фон Бентивеньи и Целлариусом?
Ответ: Со всеми названными мною лицами я познакомился в городе Таллине.
Вопрос. При каких обстоятельствах произошло это знакомство?
Ответ: С Канарисом, Пиккенброк и фон Бентивеньи, я познакомился на официальном завтраке у германского посланника в городе Таллине летом 1938 года во время поездки этих трех лиц в Финляндию. Знакомил меня с ними сам посланник Фровейн в числе других сотрудников германской миссии. Больше встреч с ними у меня не было.
С Целлариусом я познакомился в 1939 году, так как он был помощником морского атташе и с начала войны с Польшей стал постоянно жить в городе Таллине. Познакомился я с ним официально как сотрудник миссии. Кроме официальных встреч в миссии я встречался с Целлариусом еще и в порядке личных встреч у меня на квартире или на квартире у него.
Вопрос. Какие поручения Целлариуса вы выполняли?
Ответ: Никогда никаких поручений Целлариуса я не выполнял.
Вопрос: Какими служебными вопросами у вас Целлариус интересовался?
Ответ: Целлариус никогда не касался при встречах моих служебных обязанностей, также как и я никогда не касался его служебной деятельности.
Вопрос: Какое участие лично вы принимали в деятельности германских разведывательных органов?
Ответ: В деятельности германских разведывательных органов я никогда никакого участия не принимал.
Вопрос: Вы говорите неправду. Следствие настаивает на том, чтобы вы дали правдивые показания на поставленный вопрос о вашем участии в деятельности германских разведывательных органов.
Ответ: Я еще раз заявляю, что в деятельности германских разведывательных органов никогда никакого участия не принимал.
Вопрос: Как сотрудник Министерства иностранных дел Германии вы занимались разведкой. Почему это обстоятельство скрываете?
Ответ: Разведывательной деятельностью как сотрудник Министерства иностранных дел Германии и вообще как германский гражданин я никогда не занимался.
Вопрос: Выше вы показали, что летом 1938 года руководитель «Абвер» адмирал Канарис и другие руководящие работники германской военной разведки ездили в Финляндию. Откуда это вам известно?
Ответ: От кого именно мне стало известно о том, что Канарис и сопровождающие его лица ехали в Финляндию и при каких обстоятельствах, я в данное время совершенно не помню. Однако для сотрудников германской миссии в Таллине этот факт не был секретом, так как сам посланник Фровейн провожал их на аэродром перед отъездом.
Вопрос: Эстонские власти были поставлены в известность о приезде в Таллин руководящих работников «Абвер»?
Ответ: Этого я не знаю, но, как мне помнится, на официальном завтраке в миссии, данном в честь приезда Канариса и его спутников, присутствовали офицеры эстонской армии. Однако точно этого я утверждать не могу. Канарис и его спутники были в штатском и, конечно, совершали поездку в Финляндию не официально.
Вопрос: Для каких целей Канарис со своими работниками ездили в Финляндию?
Ответ: Этого я не знаю.
Вопрос: По поводу поездки Канариса в Финляндию у вас был разговор с Целлариусом?
Ответ: Нет, никогда не было никакого разговора на эту тему.
Вопрос: С работниками эстонских разведывательных органов вы были знакомы?
Ответ: Нет, не был.
Вопрос: А Целлариус?
Ответ: Я встречал Целлариуса в ресторанах неоднократно в обществе эстонских офицеров. Но так как сам в этой кампании никогда не бывал, то не могу сказать, являлись ли они работниками эстонской разведки. Лично с ними я знаком не был и с Целлариусом по поводу этих эстонских офицеров разговора не вел.
Протокол записан с моих слов правильно на понятном мне русском языке и мне прочитан.
[БРЕЕР]
Допросил: сотрудник 2 Гл[авного] Управления] МГБ СССР капитан СТРУКОВ