Протокол допроса В. Биссе. 29 августа 1945 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1945.08.29
Период: 
1940
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 82-84.
Архив: 
ЦА ФСБ России. К-500251. Л. 26—29. Подлинник. Рукопись. Автограф.

29 августа 1945 г.

Берлин

Вопрос. Расскажите более подробно о тайных договорах, заключенных Германией с Турцией?

Ответ: Германия имела с Турцией два договора — первый, хозяйственно-политический, и второй — тайный, оба были заключены приблизительно в 1939 году или в начале 1940 года. По хозяйственно-политическому договору Турция доставляла в Германию — кожу, табак, вино, всевозможные продукты питания, шерсть, ковры, металл для изготовления металлических предметов к военной амуниции и 40 тысяч тонн пшеницы. Германия за это обязывалась ввозить в Турцию мануфактуру, машины.

По тайному договору, как я уже показал на предыдущем допросе, Турция обязалась поставить Германии 100 000 тонн хромовой руды. Кроме этого к договору имелся специальный подпункт, по которому Турция обязывалась пропускать германские торговые и военные корабли через Дарданеллы из Средиземного моря в Черное и обратно.

Согласно договоров, Германия гарантировала поставить для Турции орудия, причем Турция требовала большого количества орудий калибра 24-х см для береговой обороны Дарданелл и амуниции. Германия также должна была поставлять всевозможные приборы, как-то: измерительные приборы, морские дальномеры, приборы для артиллерийской стрельбы, звукоуловители самолетов, амуницию и прочее.

Вопрос. Как выполнялись тайные договора Турцией?

Ответ: Турция, объявившая себя нейтральной страной во время войны Германии с Англией, а потом с Советским Союзом, помогала Германии, обеспечивая ее стратегическим сырьем для военной промышленности. Она обязалась поставить в Германию 100 000 тонн хромовой руды, идущей для изготовления всех видов огнестрельного оружия. Поставлено было вместо 100 000 тонн в год только 50 000 тонн в год на протяжении 1940, 1941 и 1942 годов, а в 1943 году и в дальнейшем поставлялось ежегодно не более 30 000 тон.

Турцией также выполнялся договор о пропуске торговых и военных кораблей через Дарданеллы из Средиземного моря в Черное и обратно. Германские торговые корабли под конвоем военных судов, чтобы обеспечить себя от нападений подводных лодок англичан в Средиземном море, следовали в Черное море по определенному маршруту, доставляя в Германию разные товары и грузы. Тайный договор с Турцией, по-моему, действовал по 1944 год, т.к. в этом году были какие-то переговоры с Турцией, но о содержании их мне неизвестно.

Вопрос. На допросе 17 августа с.г. вы, перечисляя руководителей НСДАП в зарубежных странах, не назвали руководителей НСДАП по Прибалтийским странам?

Ответ: Организации НСДАП в Прибалтийских странах существовали, но, не зная фамилий руководителей, я поэтому не назвал их при допросе 17 августа, в настоящее время я вспомнил их фамилии.

В Литве организация насчитывала до 200 человек, руководителем ее являлся Госман, имя его мне неизвестно. До Госмана руководил организацией Летчик, который выехал в Данциг, а вместо него прибыл Госман.

В Латвии и Эстонии организации НСДАП были небольшие, примерно до 80 человек, и руководил ими Эспе, который в 1938 или 1939 году выехал в Берлин, где был назначен руководителем НСДАП в Венгрию.

Деятельность организаций НСДАП в Прибалтийских странах проводилась аналогичная, что и в других странах, о которых я уже показывал. После того как Латвия, Литва и Эстония стали советскими, то всякая деятельность НСДАП была прекращена, и немцы переселились в Германию.

Вопрос: Какие мероприятия проводились по созданию фашистских организаций на территории Советского Союза?

Ответ: До начала 1938 года, когда я работал в гауляйтунге по руководству Зарубежными секциями НСДАП, никаких мероприятий по созданию фашистских организаций на территории Советского Союза не проводилось. На одном из совещаний гауляйтер Боле Эрнст разъяснил, что работу среди немцев, проживающих в Советском Союзе, по их линии проводить не следует потому, что деятельность гауляйтунга должна проходить только среди немцев, подданных Германии, причем немцев, проживающих в Советском Союзе, не признавали имперскими немцами, т.к. они были подданными СССР.

По разъяснению Боле работу среди немцев проводит в Советском Союзе Внешнеполитический отдел, возглавляемый Розенбергом. По этому вопросу мне известно следующее. До 1-й империалистической войны в Берлине существовала организация под названием «Объединение германских народностей за границей», которая имела свой центр в гор. Берлине.

Организация свою работу проводила примерно до 1936 года, которая сводилась к следующему: имела связь с зарубежными колониями немцев, в том числе и в Советском Союзе, обеспечивала школы немецкой литературой и учебниками, высылая их из Германии. Создавали церковно-религиозные организации, а также женские. Вела пропаганду о том, чтобы немцы не забывали свою родину — Германию.

После прихода к власти Гитлера эта организация была распущена, и вместо нее были созданы две: 1-я — «Учреждение германских народностей» с центром в Берлине, руководителем которой являлся Лоренс — обергруппенфюрер СС. 11-я — Внешнеполитический отдел НСДАП, руководил которым министр и рейхсляйтер Розенберг.

Все имевшиеся в распоряжении организации «Объединение германских народностей» связи и сообщения с заграницей перешли к вновь организованным двум организациям. Других данных по этим организациям я не знаю.

Вопрос: Какая связь была гауляйтунга с Внешнеполитическим отделом НСДАП, возглавляемым Розенбергом, в чем выражалась эта связь и какая была взаимозависимость в работе?

Ответ: Связь между организацией, возглавляемой Боле гауляйтунг по руководству зарубежными секциями НСДАП, и Внешнеполитическим отделом НСДАП началась примерно с 1937 года или с 1938 года. Насколько мне известно, эта связь была на почве обмена мнениями о настроении немцев, проживающих за границей.

Гауляйтунг информировал Внешнеполитический отдел о деятельности немецких фирм за границей, об экспорте и импорте. Никакой взаимозависимости в работе между гауляйтунгом и Внешнеполитическим отделом не было, т.к. являлись двумя самостоятельными организациями и проводили самостоятельно каждый свою работу.

Вопрос. Какую практическую работу проводили заграничные организации НСДАП по созданию так называемых «пятых колонн» и что в этом направлении делалось в Советском Союзе?

Ответ: Заграничные организации НСДАП никакой работы по созданию «пятых колонн» за границей не проводили, то же самое не было этого и в Советском Союзе. Причем в иностранной прессе, в частности, английской и американской, были статьи о том, что возглавляемые организации НСДАП — гауляйтером Боле Эрнст ведут через немцев, проживающих в разных странах, шпионскую работу для Германии, мы считали эти статьи в иностранных газетах неверными потому, что такой деятельности в практике нашего гауляйтунга не было.

Вопрос: Какое официальное служебное положение занимали ляндгруппенляйтеры в зарубежных организациях НСДАП?

Ответ: Примерно до 50 % лянгруппенляйтеров за границей являлись работниками германских посольств в должности советника или 2-го и 3-го лица после посла. Некоторые ляндгруппенляйтеры занимали руководящие должности во всевозможных торговых или коммерческих фирмах. После того как промышленность была объединена в крупные предприятия, некоторые ляндгруппенляйтеры были освобождены от официальных должностей и им на содержание выплачивалось от гауляйтунга.

Впоследствии большинство ляндгруппенляйтеров были на содержании Министерства иностранных дел, некоторые как работники посольств, а небольшое число работали в разных фирмах и учреждениях, выполняя обязанность ляндгруппенляйтеров. Должен пояснить, что вся переписка по руководству секциями НСДАП за границей от гауляйтунга проводилась через Министерство иностранных дел, ляндгруппенляйтеры в свою очередь также писали в гайляйтунг через немецкие посольства, находящиеся в разных странах.

Вопрос: Уточните, во время выборов вас в Рейхстаг какую партийную работу по линии НСДАП вы проводили?

Ответ: Перед выборами меня в Рейхстаг я являлся активным членом НСДАП, работал в гауляйтунге по руководству заграничными секциями, имел звание референта, в область моей работы входили хозяйственные вопросы секций НСДАП.

Протокол записан с моих слов верно и мне прочитан через переводчика по-немецки.

БИССЕ

Переводчик: ТЕСЛИКОВ

Допросил: нач[альник] отделения 4 отдела оперативного] сектора НКВД майор КРУГЛОВ