Протокол допроса В. Биссе. 30 октября 1945 г.
30 октября 1945 г.
Берлин
Стенограмма
Биссе В., 1881 года рождения, уроженец г. Райнбек, по национальности немец, образование среднее, происходит из крупных торговцев, член НСДАП, работник Министерства иностранных дел, член Рейхстага.
Допрос начат в 11 часов
—"— окончен в 16 часов
Вопрос. На предыдущих допросах вы показали, что были осведомлены о тайных договорах, заключенных Германией с рядом «нейтральных» стран. Откуда вам это известно?
Ответ: От руководящих работников Министерства иностранных дел Германии.
Вопрос. От кого конкретно?
Ответ: О тайных договорах, заключенных Германией с другими государствами, мне рассказывали: Рибке — государственный советник по делам Турции; Забот — государственный советник по делам Португалии и Испании; барон фон Бер — государственный советник по делам Швеции и Люрце*1 — государственный советник по делам Швейцарии.
Вопрос. Какое отношение к тайным договорам имели перечисленные вами лица?
Ответ: Все они имели непосредственное отношение к заключению тайных договоров между Германией и той страной, в которой они являлись представителями.
Вопрос. В чем конкретно выражалось их участие в заключении этих договоров?
Ответ: Названные лица принимали участие в заседаниях комиссий по заключению тайных договоров, происходивших в Берлине. В их задачу входило — отстаивать интересы Германии перед той страной, с которой заключался договор, и заниматься контролем выполнения каждого из его пунктов.
Вопрос. А кто осуществлял общее руководство по заключению Германией тайных договоров?
Ответ. Общее руководство по заключению Германией тайных договоров с другими государствами осуществлял директор Торгово-политического отдела при Министерстве иностранных дел Виль. Он же ведал и всей внешней торговлей.
Вопрос: Покажите, что вам о нем известно?
Ответ: Виль являлся старым членом национал-социалистической партии. До 1938 года он был посланником Германии в Южной Африке, а с 1938 по 1944 год занимал пост директора Торгово-политического отдела при Министерстве иностранных дел.
Вопрос: К чему сводилась практическая деятельность Виль как руководителя Торгово-политического отдела?
Ответ: Виль давал указания по заключению торгово-хозяйственных договоров с другими странами. Окончательное решение по каждому договору и даже отдельным пунктам договора представителями комиссии принималось с его санкции. Он руководил всеми заседаниями комиссий по заключению торгово-хозяйственных и тайных договоров.
Если при обсуждении торгово-хозяйственных договоров кто-либо из представителей договаривающихся сторон выдвигал пункты, которые не могли быть включены в эти договора, то по предложению Виль они включались в тайный договор.
Обычно это имело место, когда шла речь о поставках Германией вооружения другим странам или, наоборот — о поставках ими стратегического сырья для военной промышленности Германии. Причем эти решения принимались только после согласования их с министром иностранных дел Риббентропом и лично Гитлером.
Вопрос: Чем занимался Виль после 1944 года?
Ответ: В 1944 году Виль женился на одной англичанке. Так как по существовавшему в Германии закону работникам министерств и офицерам вступать в брак с лицами, по национальной принадлежности относящимися к враждебным странам, было запрещено, то его в этой связи от работы в Министерстве иностранных дел отстранили. После этого Виль уехал в гор. Фрайбург (Юго-Западная Германия) и где находится — мне неизвестно.
Вопрос: Кто же сменил его?
Ответ: Его преемником был назначен Клодиус.
Вопрос: Кто такой Клодиус?
Ответ: Клодиус, имени не знаю, примерно 55 лет, старый член НСДАП, до 1944 года работал заместителем Виля.
Вопрос: Вы лично были знакомы с Клодиус?
Ответ: Да. Я познакомился с ним примерно в 1938 году в гор. Берлине в период совместной работы в Торгово-политическом отделе Министерства иностранных дел.
Вопрос: Какое отношение вы имели к заключению тайных договоров?
Ответ: Я лично, а также руководимый мною реферат никакого отношения к заключению тайных договоров между Германией и другими государствами не имели. О них я знал от своих сослуживцев, которых назвал выше.
Вопрос: Сомнительно, чтобы вы, будучи руководителем хозяйственного реферата Министерства иностранных дел, не имели никакого отношения к заключению тайных договоров, по которым доставлялось стратегическое сырье для военной промышленности Германии?
Ответ: В мои функции как руководителя хозяйственного реферата входило — вести учет стратегического сырья внутри страны. Ко мне поступали также данные о количестве сырья, находившегося в странах, имевших торговые договоры с Германией, с указанием, какое сырье в первую очередь требовалось завезти в Германию.
Обобщенный материал я докладывал директору Торгово-политического отдела Министерства иностранных дел Виль, после чего решался вопрос о ввозе сырья в Германию из других государств. Было ли это сырье доставлено в Германию согласно тайных договоров, — для меня неизвестно, ибо я не должен был вникать в эти вопросы.
Вопрос: Почему?
Ответ: Министерству иностранных дел было дано указание лично Гитлером, чтобы о тайных договорах, заключаемых Германией с другими государствами, знали только те лица, которые имеют непосредственное отношение к ним.
Вопрос. Тем не менее, как видно из ваших показаний, вы достаточно о них были осведомлены. Чем это объяснить?
Ответ: Прежде всего я должен заявить, что о тайных договорах я не был полностью осведомлен. Об этом я знал только со слов руководящих работников Министерства иностранных дел, с которыми мне приходилось сталкиваться по роду своей работы. В процессе бесед они мне рассказывали, какие договора Германия заключила с той или иной страной.
Вопрос. Выше вы назвали ряд лиц, имевших непосредственное отношение к заключению тайных договоров. Покажите, кто они такие и что вам о них известно?
Ответ: Рибке, примерно, 45—48 лет, старый член НСДАП, до 1944 года работал референтом Торгово-политического отдела по делам Турции, Афганистана, Египта, Ирана и Ирака. С 1944 года по день капитуляции Германии он был заместителем директора Торгово-политического отдела при Министерстве иностранных дел.
Забот — имени не знаю, 55—60 лет, член НСДАП, примерно в течение 12 лет работал в Министерстве иностранных дел в качестве референта Торгово-политического отдела по делам Франции, Испании, Португалии, Голландии и Бельгии.
Барон фон Бер, имени не знаю, примерно 63 лет, в нацистской партии не состоял. В период моего с ним знакомства в 1938 году он работал помощником референта Торгово-политического отдела Министерства по делам Северных стран — Норвегии, Дании, Финляндии, Швеции, Польши и Прибалтики. В этой должности он работал до 1944 года. С 1944 года по день капитуляции Германии работал референтом названного выше отдела.
Люрце — имени не помню, примерно 40—45 лет, познакомился я с ним в 1944 году в период работы в Министерстве иностранных дел. Насколько мне известно, с 1944 года был референтом Торгово-политического отдела по делам Швейцарии.
Вопрос. Кто являлся референтом Торгово-политического отдела по делам Северных стран до назначения на эту должность фон Бер?
Ответ: До 1944 года референтом по делам Северных стран был Шнурре.
Вопрос. Расскажите подробнее о нем.
Ответ: Шнурре, имени не знаю, примерно 46—48 лет, старый член НСДАП, я с ним познакомился в 1938 году в период совместной работы в Министерстве иностранных дел. В 1939 году он принимал непосредственное участие в разработке и заключении торгового договора с Советским Союзом.
С 1944 года по день капитуляции Германии Шнурре работал заместителем директора, затем директором Торгово-политического отдела Министерства иностранных дел. Насколько мне известно, к моменту окончания советско-германской войны Шнурре находился в Швеции и был болен, прибыл ли он позже в Германию — я не знаю.
Вопрос. Где находятся в данное время Рибке, Забот, фон Бер и Люрце?
Ответ: Все они бежали в Баварию.
Вопрос. Откуда вам об этом известно?
Ответ: В период эвакуации населения Берлина, примерно в начале апреля 1945 года, я лежал в больнице. По поручению шеф-министра Шродера туда явился работник Министерства иностранных дел Марциус*2 и сообщил мне, что все работники министерства выезжают в Баварию. Марциус предложил также мне эвакуироваться, но я это предложение не принял в связи с тем, что после операции был еще слаб, да и вообще, имея преклонный возраст, я не решился с семьей куда-либо выезжать.
Вопрос Вы показали, что в министерстве работали с 1938 года. А до этого какое служебное положение вы занимали?
Ответ: До 1938 года я был на партийной работе, где являлся заместителем руководителя хозяйственного отдела гауляйтунга Зарубежных организаций НСДАП.
Вопрос. Кто был вашим преемником в гауляйтунге в связи с переходом вас на работу в Министерство иностранных дел?
Ответ: Мою должность в гауляйтунге по Зарубежным организациям НСДАП занял Шварц Эрвин.
Вопрос. Кто такой Шварц и что вам известно о нем?
Ответ: Шварц Эрвин, в возрасте 45 лет, происходит из семьи крупных торговцев, родился в Палестине. До 1934 года проживал в Каире, затем прибыл в Германию и проживал сначала в Гамбурге, а с 1935 года в г. Берлине. Мое знакомство со Шварц произошло в 1934 году, когда его назначили заместителем хозяйственного отдела по Зарубежным организациям НСДАП. В 1938 году в связи с моим уходом с партийной работы он был назначен руководителем вышеназванного отдела.
Вопрос: В течение какого времени Шварц работал в гауляйтунге?
Ответ: Прежде всего надо отметить, что за время работы в гауляйтунге Шварц дважды призывался на военную службу. В 1942 году он служил рядовым в немецкой армии. В 1943 году из армии его отозвали и по линии гауляйтунга командировали на оккупированную территорию Советского Союза, где он работал в Военно-хозяйственном управлении округа или района недалеко от гор. Кременчуг.
В 1944 году Шварц вернулся в Берлин и продолжал работать в гауляйтунге руководителем хозяйственного отдела зарубежных организаций НСДАП. Затем был вторично призван в немецкую армию, и с этого времени дальнейшее его местонахождение мне неизвестно.
Вопрос. Кого вы еще не назвали из руководителей гауляйтунга по Зарубежным организациям НСДАП?
Ответ: К числу таких лиц относится также Кнорк Эрвин. Он являлся политическим руководителем гауляйтунга по Северным странам: Норвегии, Швеции, Дании, Польше и Прибалтике. В 1938 году перешел на работу в Министерство иностранных дел, а в 1941 — 1942 гг. был направлен в Кроатию (Югославия) в качестве консула. Его сменил Тробст.
Вопрос. Где работал Тробст до прихода на работу в гауляйтунг?
Ответ: Тробст работал до этого тоже в гауляйтунге по Зарубежным организациям НСДАП в отделе культуры или пропаганды.
Вопрос. Еще кого вы знаете из видных руководителей гауляйтунга по Зарубежным организациям НСДАП?
Ответ: Из руководителей гауляйтунга я еще знаю Христьянс, который с 1933 года по день капитуляции Германии работал руководителем хозяйственного отдела по Зарубежным организациям НСДАП и занимался разработкой хозяйственных вопросов по Центральной и Южной Америке.
Гроте Вилли, с 1933 года по день капитуляции Германии являлся руководителем политического отдела в гауляйтунге по Северной Америке и Канаде. Одновременно с 1936—1937 гг. был членом CA и имел чин оберфюрера. Последнее время, насколько мне известно, он находился в Саксонии, в г. Бат-Шандал, откуда вместе со штабом организации гауляйтунг бежал в гор. Гамбург.
Шлейхер Вальтер, с 1935 года по день капитуляции Германии в гауляйтунге по Зарубежным органиазциям НСДАП ведал хозяйственным отделом по делам Японии, Китая и Индии. Одновременно с начала войны Германии с Советским Союзом в связи с образованием Министерства Востока, которым руководил Розенберг, Шлейхер был посредником между руководителем гауляйтунга по Зарубежным организациям НСДАП Боле и Розенбергом.
Вопрос: В чем выражалось посредничество Шлейхер между Боле и Розенбергом?
Ответ: Шлейхер, находясь на службе в гауляйтунге у Боле, примерно с 1941 года работал в отделе учета немцев, возвращавшихся на родину — в Германию из различных государств, а также из Прибалтики. После соответствующей проверки этих лиц и распределения их по специальностям он материалы на них предоставлял Розенбергу, который отбирал нужных ему людей и направлял на оккупированную территорию Советского Союза.
Вопрос. Кто вас об этом информировал?
Ответ: Мне об этом рассказывал сам Шлейхер в связи с тем, что я интересовался в беседе с ним у меня на квартире его работой.
Вопрос. Что вам сообщил Шлейхер о целях направления этих немцев на оккупированную территорию Советского Союза?
Ответ: Шлейхер говорил, что Розенберг эту категорию лиц направлял на оккупированную территорию СССР якобы для того, чтобы обеспечить их работой.
Вопрос. Чем занималось Министерство Востока18?
Ответ: Министерство Востока, руководимое Розенбергом Альфредом, занималось вопросами пропаганды, культуры, восстановлением промышленности и сельского хозяйства, расселением немцев на оккупированной немецкими войсками территории Советского Союза.
Вопрос: Вам известно, кто был направлен на оккупированную немцами территорию Советского Союза по линии Министерства Востока?
Ответ: Нет, таких лиц я назвать не могу.
Вопрос: Скажите, кто руководил в гауляйтунге отделом учета немцев, возвращавшихся в Германию из других государств?
Ответ: Отделом руководил Хеллерман.
Вопрос: Кто он такой?
Ответ: Хеллерман, имени не знаю, примерно 45 лет, старый член НСДАП. С 1937 года по 1938 год находился в Испании, где занимался торговой деятельностью. В 1938 году вернулся в Берлин, поступил на работу в гауляйтунг и до 1941 года руководил отделом социального обеспечения, а с 1941 года возглавил отдел по учету немцев, возвращавшихся в Германию из-за границы.
Вопрос: Какая связь существовала между отделом учета при гауляйтунге и Министерством Востока?
Ответ: Связь между отделом учета с Министерством Востока выражалась в том, что гауляйтунг предоставлял необходимый контингент немцев в распоряжение Министерства Востока для посылки их на оккупированную территорию Советского Союза. С какой целью посылались эти люди в СССР — точно сказать не могу, так как об этом мне Шлейхер не рассказывал.
Протокол допроса записан с моих слов правильно и переведен мне на немецкий язык.
[БИССЕ]
Допросил: майор НИКОЛАЕВ
Переводчица: мл[адший] лейтенант МИТРОФАНОВА
Примечания:
*1 Возможно, речь идет о немецком дипломате Зигмаре Люрце.
*2 'Так в документе, речь идет о немецком дипломате Георге Мартиусе.