Протокол допроса обергруппенфюрера СА А. Беккерле. 4 февраля 1950 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1950.02.04
Период: 
1941-1942
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 67-69.
Архив: 
ЦА ФСБ России. Н-20808. Л. 147—153. Подлинник. Машинопись. Автограф.

4 февраля 1950 г.

 Москва

Стенограмма*1

Беккерле Адольф, 1902 года рождения, уроженец гор. Франкфурт-на-Майне (Германия), немец, германский подданный, член фашистской партии, бывший германский посол в Болгарии, СА-обергруппенфюрер.

Допрос начат в 13.30

Вопрос. Следствие располагает данными, что вы были связаны с германской агентурой на Ближнем Востоке, возглавляемой немецким шпионом в Ираке Рашид Али-Гелани. Признаете это?

Ответ: Не отрицаю, что после провала инсценированного германской разведкой фашистского мятежа в Ираке осенью 1941 года я, по заданию германского министерства иностранных дел оказывал содействие группе Рашид-Али-Гелани при ее бегстве в Германию.

Вопрос. Как все это происходило?

Ответ: Осенью 1941 года по заданию германской разведки в Ираке был поднят мятеж*2 с целью установления фашистского правительства под руководством бывшего премьер-министра Ирака — Рашид-Али-Гелани и последующего привлечения в Ирак к войне на стороне гитлеровской Германии. Мятеж был вскоре подавлен, и его руководители бежали в Турцию.

В связи с этим я был уведомлен министерством иностранных дел Германии, что в Болгарию, где я являлся послом, должны прибыть из Турции некоторые члены образованного мятежниками «правительства», и в мою задачу вменялось обеспечение их деньгами и транспортными средствами для дальнейшего следования в Германию.

Припоминаю, что в числе прибывших были жена Рашид-Али-Гелани с детьми, его брат Камил Гелани, занимавший ранее пост иракского посланника в Турции, бывший военный министр Ирака — Наджи Шаукат, министр просвещения Магомет-Гассан-Залман, ближайшие помощники Рашид-Али-Гелани и его сподвижники по мятежу — Неджемидин-Сахра-Варди, Ваджид-Ибрагим-Адгам и другие сопровождавшие их лица. Для их непосредственного обслуживания мною был выделен легационный секретарь германского посольства в Болгарии фон-Массов*3.

Я принял руководителей этой группы, выслушал их личные просьбы, но никаких бесед политического или разведывательного характера с ними не вел, так как не имел на то полномочий. После кратковременного пребывания в Софии вся группа в количестве 29 человек была мною отправлена через Будапешт в Берлин.

В начале 1942 года в Болгарию прибыла вторая группа иракских мятежников, связанная с известным немецким агентом, так называемым «Великим муфтием», являвшимся высшим духовным лицом среди магометанского населения на Ближнем Востоке. Его имя мне неизвестно. В эту группу входили помощник «Великого муфтия» — шейх Гассан-Абу-Сауд, его племянник — Мусса-Гуссейн и видный арабский националист Васиф-Кемаль. Примерно 14 февраля 1942 года я встретился с Гассан-Абу-Сауд, и последний с моего разрешения послал телеграмму находившемуся в Риме «Великому муфтию», в которой он уведомлял о прибытии своей группы в Болгарию. Через несколько дней группа Гассан-Абу-Сауда была отправлена мною в Германию. Это все, что я могу показать по данному вопросу.

Вопрос: Вам предъявляется немецкий документ № А 556/42 о прибытии в Софию группы Гассан-Абу-Сауда. Кем подписан это документ?

Ответ: Предъявленный документ № А 556/42 подписал я.

Вопрос: В этом документе имеется следующая запись относительно упомянутого вами Мусса-Гуссецна: «Поддерживает связь Великого Муфтия с посланником в Бейруте фон Гентинг*4 и господином фон-Леверкюн*5 в Анкаре». Фон-Леверкюн нам известен как резидент Абвера в Турции, признавайтесь, Мусса-Гуссейн был его агентом?

Ответ: Да, вынужден признать, что Мусса-Гуссейн был связником между «Великим Муфтием» и германской военной разведкой Абвер. О Мусса-Гуссейне мне также известно, что он учился в Лондоне, затем в Германии и был длительное время руководителем так называемого «Арабского бюро», координировавшего действия арабских стран на Ближнем Востоке.

Вопрос: Откуда вы это знаете?

Ответ: Об этом я был заблаговременно ориентирован германским министерством иностранных дел. Кроме того, упомянутый выше секретарь посольства фон-Массов, обслуживающий по моему указанию также группу Гассан-Абу-Сауда, имел беседу с Мусса-Гуссейном, во время которой последний подтвердил, что он поддерживает связь через фон-Леверкюн с руководителем Абвера, от которого получает указания по ведению подрывной работы на Ближнем Востоке.

Другими данными о Мусса-Гуссейне и остальных участниках этой группы немецких агентов я не располагаю.

Вопрос: Вы знаете и других немецких шпионов на Ближнем Востоке, немалое число которых курсировало через Болгарию. Показывайте о них!

Ответ: Я признаю, что в период подготовки фашистского мятежа в Ираке и после его подавления значительное количество агентов германской разведки из числа арабских националистов проезжало через Болгарию.

В их числе были курьеры Великого Муфтия, разведчики из Ирака, Ирана, Сирии и политические эмиссары различных арабских организаций, искавшие контакта с гитлеровской Германией.

Не отрицаю и того, что по моему указанию этим лицам в ряде случаев оказывалась материальная поддержка, а некоторых, в том числе родственника короля Египта, имени его не помню, я принимал в посольстве.

Их фамилий и других характеризующих данных сейчас не помню, так как контакт с этими лицами, в основном, поддерживал военный атташе — генерал Геде, секретарь посольства фон-Массов и начальник германского разведоргана в Болгарии — «Абверштелле-София» — Делиус.

Признаюсь также, что я был знаком с представителем «Абверштелле-Вена» — майором Бертхольд, руководившим подрывной деятельностью германской военной разведки в Ираке, Иране и Сирии. Вопрос: Что вам известно об этом разведчике?

Ответ: Бертхольд неоднократно посещал меня проездом через Софию в Анкару, где, по его словам, устраивались встречи с ближневосточной агентурой германской разведки. Своих агентов он не называл.

О себе Бертхольд рассказывал, что он уроженец гор. Баден, в прошлом активный член штурмовых отрядов CA. Одновременно с работой в Абвере Бертхольд занимался торговлей и владел торговой фирмой в Вене, имевшей филиал в Будапеште.

Приметы Бертхольд: около 50 лет, выше среднего роста, худощавый, темно-русые волосы, голубые глаза.

Допрос окончен в 17.00

Протокол допроса записан с моих слов правильно, мне переведен на немецкий язык.

БЕККЕРЛЕ

Допросил: Ст[арший] оперуполномоченный] Следчасти по Особо важным делам майор КОПЕЛЯНСКИЙ

 

Примечания:

*1  Под словом «стенограмма» имеется личная подпись А.-Г. Беккерле.

*2 Речь идет о государственном перевороте, совершенном Р. Аль-Гейлани.

*3 Речь идет о немецком дипломате Детлефе фон Массове.

*Так в документе, речь идет о немецком дипломате и востоковеде Вернере Отто фон Хентиге.

*5 Речь идет о немецком дипломате и военном разведчике Пауле Леверкюне.