Протокол допроса консула Р. фон Адельмана. 18 августа 1948 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1948.08.18
Период: 
1940-1941
Источник: 
Тайны дипломатии Третьего рейха. 1944-1955. М.: Международный фонд "Демократия", 2011. Стр. 37-39.
Архив: 
ЦА ФСБ России. Р-20801. Л. 58—63. Подлинник. Машинопись. Автограф.

18 августа 1948 г.

Москва

Адельман Рюдигер, 1893 года рождения, уроженец дер. Адельмансфельден, провинция Вюртемберг (Германия), немец, из дворян, с высшим образованием, бывш[ий] кандидат в члены национал-социалистической партии с 1938 года, имеет дипломатическое звание — консул 1-го класса.

Вопрос. На предыдущем допросе в числе своих знакомых вы назвали германского военного атташе в Каунасе разведчика Юст. Уточните, какой характер носила ваша связь с Юстом?

Ответ: С полковником Юст я находился в хороших дружественных отношениях и нередко встречался с ним в своем служебном кабинете, а также в его бюро, помещавшемся на первом этаже в здании германского посольства.

Юст питал ко мне полное доверие и во время бесед совершенно непринужденно высказывал свои мнения по различным вопросам, равно как не скрывал от меня и своей шпионской деятельности против Советского Союза.

Вопрос. Что вам рассказывал Юст о своей шпионской деятельности против Советского Союза?

Ответ: Со слов Юста мне известно, что разведывательную работу против Советского Союза проводили его сотрудники Шлехт, Крамер и Хан. С целью сбора шпионских сведений о Советской Армии и военно-воздушном флоте они совершали многочисленные поездки по Литве, во время которых встречались также с действовавшей агентурой Юста.

Я припоминаю, что однажды, летом 1940 года, Юст рассказал мне, что им получены данные о большой концентрации советского военно-воздушного флота в Литве. По этим данным, численность советской авиации достигала несколько сот самолетов.

Вопрос. Говорил вам Юст, из каких источников им были получены эти данные?

Ответ: Нет, об этом мне Юст ничего не говорил.

Вопрос. Вам известно, в какие населенные пункты Литвы Юст и его сотрудники совершали поездки?

Ответ: Юст и, главным образом, его сотрудники Хан, Шлехт и Крамер почти ежедневно совершали автопоездки по Литве, однако, какие города они посещали и с кем встречались, я не знаю.

Вопрос: Куда вы сами выезжали, находясь в Каунасе?

Ответ: Я часто предпринимал увеселительные поездки в окрестности Каунаса, а также был дважды в гг. Вильно, Кенигсберг и один раз в гор. Рига.

Вопрос: Во время этих «увеселительных поездок» вы занимались, конечно, сбором шпионских сведений?

Ответ: Выезжая в различные населенные пункты Литвы, я поддерживал связь с немецкой частью населения и из разговоров узнавал, естественно, кое-какие сведения о передвижении, дислокации и численности советских войск, а также лично встречал отдельные воинские части на марше. Специально сбором шпионских сведений я не занимался.

Вопрос. О результатах своих поездок вы информировали Юста?

Ответ: Когда я возвращался в Каунас, меня, как правило, посещал Юст и интересовался сведениями о Советской Армии, которые мне удавалось добыть во время поездок. В таких случаях я рассказывал ему все, что я видел и узнавал из разговоров с немцами.

Так, в конце 1940 года я сообщил Юсту, что в Вильно прибыл кавалерийский полк Советской Армии, о чем мне стало известно от одного немца, германского подданного, торговца кухонной утварью. Его фамилию я не знаю.

Другой раз, во время прогулки в лесу около г. Каунас, я встретил советские моточасти на марше и также рассказал об этом Юсту.

Наконец, из разговоров с руководителем немецкой этнической группы в Литве Рейхерт и членом правления этнической группы фон дер Ропп Вендт, я узнал о мероприятиях советского командования по укреплению литовской границы (эвакуация населения из пограничных деревень, создание запретной зоны, увеличение постов, использование сторожевых собак).

Безусловно, об этом я также информировал Юста и посла Цехлин. Какие еще сведения мною были переданы Юсту, я не помню.

Вопрос: Таким образом, с разведчиком Юст вас связывала шпионская работа против Советского Союза?

Ответ: Признаю, что я сотрудничал с разведчиком Юст, передавая ему сведения о Советской Армии, которые узнавал, как уже показал выше, во время поездок по Литве. Хочу, однако, подчеркнуть, что специальных заданий по шпионской работе против Советского Союза Юст передо мной не ставил.

Вопрос: Назовите агентов германской разведки, работавших в Литве по заданию Юста?

Ответ: Германский военный атташе Юст и его сотрудник, ротмистр в отставке Хан Пауль, о котором у меня сложилось мнение как о профессиональном разведчике, имели многочисленных друзей и знакомых среди прибалтийских немцев и литовцев, которых, разумеется, использовали в целях ведения шпионажа против Советского Союза.

К числу этих лиц относятся:

Штегман Карл, немец, по профессии торговец, руководитель местной группы национал-социалистической партии в гор. Каунас. В марте 1941 года выехал в Германию. Приметы: примерно 48 лет, выше среднего роста, стройный, брюнет, лицо овальное, носит очки.

Мартенс Карл, немец, по профессии торговец, в Каунасе находился в качестве представителя германских фирм. В начале 1941 года выехал в Германию. Приметы: около 40 лет, низкого роста, блондин, лицо круглое, большие глаза, узкий длинный нос.

Тильманс, имя не знаю, немец, являлся руководителем фабрики по производству деревянных гвоздей в г. Каунас. Весной 1941 года выехал в Германию. Приметы: 43—45 лет, выше среднего роста, лицо овальное, темно-коричневые волосы, высокий лоб, длинный широкий нос.

Гротхус, имя не знаю, прибалтийский немец, являлся членом учительского совета немецких школ в г. Каунас до начала 1941 года, затем выехал в Германию. Приметы: 55—60 лет, среднего роста, стройный, лицо продолговатое, нос длинный, вид болезненный, в верхней челюсти спереди два больших выступающих зуба.

Тотлебен, имя не знаю, прибалтийский немец, владелец небольшого поместья в дер. Кедани (40 км севернее гор. Каунас). В начале 1941 года выехал в Германию. Приметы: примерно 70 лет, высокого роста, волосы седые, узкое лицо, нос длинный.

Фон Ропп Вендт, прибалтийский немец, помещик, член правления немецкой этнической группы. В начале 1941 года выехал в Германию. Приметы: 45 лет, среднего роста, волосы темные, лицо овальное, длинный узкий нос.

Рейхерт Оскар, прибалтийский немец, помещик, руководитель немецкой этнической группы в Литве. В начале 1941 года выехал в Германию. После оккупации Литвы германскими войсками в 1941—1942 гг. работал в одном из немецких гражданских учреждений в г. Каунас. Приметы: 55—60 лет, высокого роста, стройный, узкая маленькая голова, волосы темные, узкий, длинный с красноватым оттенком нос, носит пенсне.

Карл Ойстрах, прибалтийский немец, разорившийся помещик, проживал где-то в северо-восточной части Литвы у своей тетки. В начале 1941 года выехал в Германию в г. Коттбус. Приметы: около 60 лет, среднего роста, стройный, седые волосы, лицо продолговатое, длинный острый нос.

Левенштейн, имя не знаю, прибалтийский немец, адвокат, проживал в г. Каунас. В начале 1941 года выехал в Германию. Приметы: примерно 45 лет, среднего роста, стройный, волосы темные.

Фон Рекке Тисс, прибалтийский немец, помещик, проживал где-то в центральной части Литвы. В начале 1941 года выехал в Германию. Приметы: 45—50 лет, низкого роста, худощавый, маленькая голова, темный блондин, большие уши.

Другие связи полковника Юст мне неизвестны.

Протокол допроса записан с моих слов верно, переведен мне на немецкий язык.

АДЕЛЬМАН

Допросил: ст[арший] оперуполномоченный 4 отдела 3 Главного управления МГБ СССР — капитан СОЛОВОВ :