Реферат В. Липиньского: Степень конспиративности боевой организации в Тешенской Силезии

Реквизиты
Тип документа: 
Датировка: 
1935.08.30
Источник: 
"Варшавская мелодия" для Москвы и Праги М.: Международные отношения, 2017 С.356-366

Реферат В. Липиньского:

Степень конспиративности боевой организации

в Тешенской Силезии

[30 августа 1935, Варшава]

I.

Специальные группы, создаваемые 2 экспозитурой согласно пожеланию Министерства] иностранных] д[ел] — на территории Тешенской Силезии (дела per. № № 3244/34, 217/35, 462/35, 832/35), вышли в марте 1935 г. на уровень 9 обученных и приведенных к присяге командиров-дозорных.

Первая группа (2 человека) прошла обучение и приняла присягу вдекабре 1934 г., вторая (2человека) вянваре 1935 г.,третья (3 человека) в феврале 1935 г. и, наконец, четвертая (2 человека) в марте 1935 г.

После обучения четвертой группы временно прервана вербовка новых членов в организацию из следующих соображений:

1) Количество обученных командиров вместе с завербованными ими на территории бойцами позволяло выполнять на всей территории Тешенской Силезии задания, поставленные Министерством] иностранных] д[ел] и заключавшиеся лишь в осуществлении противодействия в отношении лиц из чешской администрации, отличающихся своей враждебной позицией и деятельностью по отношению к польскому населению и польским учреждениям;

2) Министерство] иностранных] д[ел] не предоставило четких директив в отношении усиления или же продолжения боевых действий;

3) Полугодовой период существования и деятельности организации — создавал необходимость контролирования состояния конспирации [как] в совокупности, [так] и отдельных [ее] дозоров и членов.

Следует отметить, что прекращение вербовки новых членов организации не произошло в связи с отсутствием соответствующих кандидатов, ибо территория располагает ими в достаточном количестве.

Со времени [завершения] последнего курса, посвященные, т. е. обученные командиры и польские деятели, будучи в контакте с 2 эксп[озитурой], беспрерывно добиваются создания новых курсов, предоставляя списки ценных кандидатов.

II.

Конспиративность боевых отрядов в целом и полная законспирированность какой бы то ни было их связи с Главным штабом осуществлена следующим образом:

1) Создана фиктивная организация п[од].названием].[-] «Зъедночене»[1] для того, чтобы в будущем, по согласованию с Министерством] и[ностранных] д[ел], преобразовать ее в настоящую законспирированную организацию, группирующую вокруг себя поляков за границами страны. Эта мысль нашла свое воплощение в проекте создания организации «Звьонзек[2] молодых поляков за границей»[3] (смотри дело per. №811/35).

2) Все функционеры 2 эксп[озитуры], имеющие какое-либо отношение к формированию, обучению и управлению деятельностью боевых групп, выступали как члены организации «Зъедночене». Этот камуфляж используется не только в отношении к определенным членам организации на территории, но также и ко всем промежуточным сотрудникам на территории и в стране. (Филиалы организации в стране — польские деятели на территории).

Лишь майор Зых (смотри дел per. № 296/35) — начальник штаба Корпуса охраны границы и Орский Кароль (псевдоним)[4], (дело per. № 217/35), имеющий контакт среди польских деятелей по обеим сторонам границы — знают, что организацией] польского населения с другой стороны Ользы занимается II отдел Главного штаба.

Их использовали исключительно для установления контакта представителей [2-й] экспозитуры с польскими деятелями по обе стороны границы, которые, опираясь на личное доверие к майору Зыху и Орскому, предоставили себя в распоряжение представителей [2-й] экспозитуры относительно подбора и вербовки людей в боевые группы. Как майор Зых, так и Ор- ский пользуются полным доверием и обязались строго хранить секрет подлинного статуса функционеров 2 экспозитуры [как] во время всех своих контактов на территории, так и в отношении непосвященных, не исключая рядовых членов.

3) Командиры отдельных групп и дозоров освоили обширный курс конспиративных форм деятельности и существования на территории в форме прослушивания серии лекций, разработанных на эту тему 2 экспозитурой.

Присяга, которую каждый из обученных принял в момент вступления в организацию содержит пункт строгого предупреждения [о неразглашении] ни при каких обстоятельствах факта принадлежности к организации.

4) Связь с отдельными группами была установлена строго на основе полной конспирации, причем отдельные группы были приданы филиалам организации и установлены шифры, пароли и условные знаки для отдельных групп и филиалов организации. Какая-либо переписка может иметь место исключительно в пределах Польши.

Если подтвердится, что [лицо], проявившее заинтересованность в деятельности по организации [заграничной] территории, вызывает некоторые подозрения, незамедлительно, под любым предлогом, отстранять его от сотрудничества. Таким образом обошлись с проф. Шчуркем из Тешена, занимавшимся формированием группы Т[ешенская] С[илезия] 2 (дело per. № 217/35), который, несмотря на преданность польскому делу, имеет склонность к злоупотреблению алкоголем, по причине чего не пригоден к серьезной конспиративной работе. Однако с ним контакт не прерван, и в доверии не отказано. Так же после подтверждения [факта], что обученный и принятый в организацию кандидат в командиры дозора Гвоздь (псевдоним)[5] (дело per. № 832/35) настроен в значительной степени миролюбиво — он не был снабжен конкретными инструкциями и не посвящен в суть заданий организации, а сориентирован на разъяснительную и культурно-просветительную работу среди поляков Тешенской Силезии.

В течение 6-месячного существования и деятельности отдельных групп не подтвердился ни один случай возможного хотя бы частичного расконспирирования организации. Об этом свидетельствует полное неведение чешских властей, которые отдельные акции приписывает либо деятельности [польского] консульства в Моравской Остраве, либо группе Унгера[6], не нападая в любом случае на след членов организации.

Арестованный в связи с распространительской деятельностью Т[ешенская] С[илезия] К 3 Сикора (дело per. № 1378/35), не принадлежит к организации и в распространении непосредственного участия не принимал.

Инцидент с польской полицией на станции в Дзедицах (дело per. № 832/35) не получил какого-либо отголоска на территории и был без огласки забыт.

Лишь афера Смолярского и Ченчалы (дела per. № 1747/356 1812/35 и 2009/35) создает опасность частичного расконспирирования или же по крайней мере пояснения, что античешская деятельность является организованной, а вдохновляющий [ее] источник находится в Варшаве.

После получения соответствующей информации из отдельного] информационного] сек[тора] в Кракове — 2 экспозитура безотлагательно приступила к детальному анализу ситуации, прояснила факты и пришла к следующим выводам:

1) О существовании организации «Зъедночене» Ченчала узнал от Шчурка, который хотел его определить на курс [обучения] в Варшаву. О том, что Ченчала был выбран и проинформирован о существовании организации, а также о решении послать Ченчалу на курс, Шчурек не известил представителя 2 эксп[озитуры], с которым находился в контакте.

2) Ченчала находится в контакте с Гржегоржем Домиником, который, вероятно, хотел его завербовать в свою группу, а Ченчала, сориентированный предварительно через Шчурка, легко догадался, что Гржегорж является членом организации. Не исключено, что сам Гржегорж излишне многое открыл Ченчале, испытывая к нему доверие.

3) Собранная из различных источников информация свиде-тельствует, что Ченчала является настоящим поляком и порядочным человеком, но известным пустомелей.

4) Известные ему детали об организации Ченчала сообщил Смолярскому, причем временами он отступал от истины (нп. не является правдой то, что Ченчала был [обучен] на курсе, так же как и, что Гржегорж был рекомендован на курс Шчурком).

5) Вероятнее всего, Смолярский является чешским агентом и провокатором, разрабатывающим для чешских властей организацию «Зъедночене».

6) Об этом свидетельствуют следующие обстоятельства: Смолярский является немцем, разговаривает дома по- немецки, а его дочка посещает немецкую школу. Он не принадлежит ни к одному из польских обществ. Никто из поляков, принимающих активное участие в польской общественной и политической жизни на территории Тешенской Силезии, не знает Смолярского как поляка и, тем более, как поляка-чехофоба. В то же время доказано, что Смолярский случайно принимал участие в польских торжествах и сохранял при этом полное равнодушие. Смолярский имеет хорошо оплачиваемую должность, которую никогда бы не мог получить поляк, и тем более враг чехов.

Доказано, что Смолярский контактирует с чешскими жандармами, это совпадает с информацией, предоставленной отдельным] информационным] сек[тором].

Смолярский появился на виду в конце 1934 г., когда он установил контакт с информатором отдельного] информационного] сек[тора] в Кракове, псевдоним Пиотровский, которому предложил с целью опубликования дневники, собственноручно написанные им на немецком языке — живописующие долю польского рабочего на чешских заводах. После получения разрешения от отд[ела] ll-б на издание дневников их следовало перевести на польский язык ред[актором] Пышкой из Тешена (дело per. № 296/35) и опубликовать. Однако дневники так и не были опубликованы.

7) Впутывание Рудольфа Гржегоржа в аферу Смолярского произошло случайно. А именно — отдельный] инф[ормационный] сек[тор] в Кракове перепутал личности Доминика и Рудольфа Гржегоржей. В результате этой случайности стал очевиден факт, что Павел Гечко, посредничавший в переписке с Рудольфом Гржегоржем, выдал себя вследствие собственной глупости перед функционером отдельного] информационного] сек[тора] (случайно получившем о Гржегорже информацию по делу, не имеющему ничего общего с обсуждаемым), что Рудольф Гржегорж принадлежит к какой-то организации.

Вероятно, на этом основании отд[ельный] информационный] сек[тор] пришел к выводу, что Рудольф Гржегорж сотрудничает с II отделом Гл[авного] шт[аба].

Гечко Павел не состоит в контакте ни с одним из функционеров 2 эксп[озитуры] и в деятельность организации не посвящен. Он лишь являлся посредником в переписке с Рудольфом Гржегоржем, создававшейся исключительно при помощи шифра.

8) О деятельности 2 эксп[озитуры] на территории Тешенской Силезии наверняка частично проинформирован отдельный] информационный] сек[тор] в Кракове через Пышку, который скорее всего идентичен информатору, подписывающимся Пиотровским, а также через проф. Шчурка, который находится в контакте с отдельным] информационным] сек[тором] в Кракове.

9) Гржегорж Доминик не уяснил внушенных ему для соблюдения основ конспирации и раскрыл перед вовлеченными им [же] членами группы детали, касающиеся организации. Сверх того, вопреки четким инструкциям вербовал чрезмерное количество кандидатов. Он является наименее дисциплинированным членом боевых групп, тем не менее он человек стбящий и идейный.

После изучения вышеприведенных обстоятельств 2 экспозитура незамедлительно издала следующие распоряжения:

1) Предупредила все группы о Смолярском и Ченчале, оговорив, однако, что не следует им в какой-либо форме показывать недоверия.

2) Запретила, вплоть до особого распоряжения, Гржегоржу Доминику и его дозору какую-либо организационную деятельность и приказала ему быть предельно осторожным и осмотрительным в отношениях с остальными членами дозора.

В намеченных другим группам акциям на 2 IX с.[его] г.[ода] Гржегорж и его группа не должны были принимать участие и о намерении провести эти акции проинформированы не были.

3) Рудольфу Гржегоржу запрещено до особого распоряжения контактировать с Гржегоржем Домиником, и тем более информировать его в беседах о делах организации.

4) Приказано группе Т[ешенская] С[илезия] 2 собирать под-робную информацию о Смолярском и подтвердить его возможные контакты с чешскими властями.

III.

В середине июля 1935 г. территориальные источники 2-й экспозитуры известили, что польский консул в Моравской Остраве Клотц создает на территории Тешенской Силезии тайную боевую организацию, задачей которой будет проведение террористических актов, как проявление протеста против чешского гнета.

С предложением создания подобного рода отрядов он, среди прочих, обратился к известным польским деятелям в Тешенской Силезии — Соколе и Каминьскому. Вышеназванные [деятели], находясь в контакте с экспозитурой, старались уклониться от сотрудничества в этой сфере, поскольку справедливо считали, что создание второй организации с идентичными целями является нецелесообразным и вредным, тем более, что, как они убедились, доверенные [лица] консула, разыскивая подходящие кандидатуры для будущих бойцов, на каждом шагу натыкались на людей 2 экспозитуры, дезориентируя их и создавая впечатление, что нелегальная работа на территории Силезии ведется хаотично и нескоординированно, что может привести их к расконспирированию и провалу[7].

В беседе с Соколом консул Клотц, видя его сомнения, спросил — «может быть, Вы уже работаете с капитаном».

Обсуждая проблему организации 2 экспозитурой на территории Тешенской Силезии боевой деятельности, представитель 2 эксп[озитуры], кпт. Анкерштейн, четко настаивал перед директором Дрыммером, чтобы о факте этой работы было извещено лишь необходимое количество работников Центрального аппарата] Министерства] иностранных] д[ел] и ни в коем случае какие-либо сотрудники консульств.

Однако вопреки требованиям экспозитуры консул Клотц был в дело посвящен. Именно во время одной из встреч кпт. Липиньского с референтом по чешским делам в Министерстве] иностранных] д[ел], советником Ковальским, этот последний представил кпт. Липиньского, не спросив его разрешения, консулу Клотцу, как руководителя боевой работы в Тешенской Силезии, посвятив его в сущность вопроса.

Кпт. Липиньский обязал тогда консула Клотца соблюдать строгую тайну, обратив его внимание, что никто на территории не знает, что к руководству акцией причастно государство и тем более армия.

Учитывая эту информацию, поступок консула Клотца представляется не только непродуманным, но и нелояльным.

Упомянутые выше деятели, информируя о намерениях консула Клотца, просили указаний и потребовали урегулировать проблему путем устранения двух различных направлений в работе, причем они отметили, что инициатива консула воспринимается так: люди радуются, повторяя, что война с Польшей начнется через несколько месяцев, ежели консул занимается организацией боевой работы.

Не желая способствовать неразберихе и балагану представитель 2-й экспозитуры заявил, что о намерениях и деятельности консула он исчерпывающе проинформирован, что этот вопрос согласован и в ближайшее время будет им прояснен.

Следует отметить, что со стороны Министерства] иностранных] д[ел] 2-я экспозитура не получила какого-либо предупреждения или уведомления о намерении создать при помощи консула Клотца боевые организации.

Учитывая, что подобного рода положение представляет собой значительную опасность быстрой деконспирации деятельности консула Клотца, в отношении которой 2-я экспозитура испытывает значительные сомнения, что она будет проведена в соответствии с необходимыми принципами конспиративной работы, что в результате может за собой повлечь деконспирацию деятельности 2-я экспозитуры, к Министерству] и[ностранных] д[ел] обратились с требованием скорейшего урегулирования этого вопроса, тем более, что существующее по вине Министерства] и[ностранных] д[ел] положение вещей расхолаживает территорию и создает впечатление хаоса.

Перевод с польского языка. Фотография машинописного текста.

Archiwum Akt Nowych. Instytucje wojskowe 296/11-27, S. 142-151. Fotokopia. Maszynopis; BadziakK., MatwiejewG., SamusP. «Powstanie»na Zaolziu w 1938 r. Polska akcja specjalna wSwietle dokumentow Oddziaiu II Sztabu Gtownego WP. S. 43-48.



[1] Zjednoczenie — объединение (пол.).

[2] Zwiazek — союз (пол.).

[3] Имеется в виду Резерв молодых поляков за границей.

[4] Речь идет о К. Текели.

[5] Псевдоним Александра Кокотка

[6] Франтишек Унгер, беженец из Словакии, проживал в польской части Тешена и занимался античехословацкой деятельностью.

[7] Рядом с этим фрагментом текста слева на полях находится замечание, сделанное от руки, видимо, Э.Харашкевичем: «На встрече у Дрыммера, в которой приняли участие 12 IX 35 г. кпт. Харашкевич, кпт. Анкерштейн и кпт. Липиньский, решено вызвать на 1 IX 35 [г.] консула Клотца, чтобы указать ему на неконспиративную деятельность и снабдить инструкциями. Х[арашкевич] 13 IX 35 г.» Указанная дата предполагаемого прибытия консула Клотца является, вероятно, результатом механической описки и на самом деле не исключено, что имеется в виду 1 X 35 г. Дата предполагаемого прибытия Клотца, реконструированная авторами в книге опубликованных документов на польском языке (Badziak К., Matwiejew G., Samus P. «Powstanie» na Zaolziu... S. 48), — 19IX35 г. представляется менее убедительной по следующим соображениям: во-первых, если допустить, что кпт Харашкевич имел в виду 19 сентября, то речь уже идет не о механической описке, а недописанной, по забывчивости или по иным причинам, цифре 9, что представляется маловероятным для опытного офицера-разведчика, лишь накануне присутствовавшего на встрече в МИД у директора Дрыммера, где прозвучала эта дата. Во-вторых, чаще бывает, что люди, прекрасно помня о первой цифре в дате, могут чисто механически допустить ошибку во второй, иметь в виду одно, а написать иное, тем более что в обозначении римскими цифрами и сентября, и октября присутствует «X». В-третьих, контакты с варшавским МИД польское консульство в Моравской Остраве осуществляло через польское представительство в Праге, и хотя за столь короткий срок дипломатическая почта, конечно же, успела бы достичь адресата, но имела бы место недопустимая в подобных делах поспешность, в то время как до 1 X времени было бы предостаточно. Учитывая приведенные аргументы, последняя дата представляется более вероятной. Можно, конечно, допустить, что дата 19 IX получена автором комментария на основании других документов, тогда почему они не приведены?