Информация 2-го отдела французского Генштаба 1.02.1935 г.
(надпись и подпись) г. Сталину. Я. Агранов СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО
20/II 1935
(надпись и подпись) Мой архив Ст.[алии]
Документально. Перевод с французского.
Французская республика.
Министерство Иностранных Дел.
Управление торговыми и политическими делами.
Р.П.Г. №21. 1.11.1935г.
(Сведения, полученные от 2-го отдела Генерального Штаба).
Пилсудский будто бы посоветовал Герингу энергично проводить германское вооружение, не считаясь с протестами демократических правительств Парижа и Лондона. Эти правительства всегда признают совершившийся, факт и скорее займут более примирительную позицию по отношению к сильной и могущественной Германии, чем к слабой Германии[1].
Итак необходимо, чтобы Германия, прежде всего, вооружалась, а потом можно будет понемногу начинать игру и именно в таких пунктах, где сопротивление менее сильно. Что касается соглашений и пактов, рекомендованных Францией, то не следует относиться ним слишком серьезно или бояться их; они всегда являются «объектами для интерпретации».
Кроме этого, Пилсудский заявляет о своей уверенности, что через год или два во Франции и Великобритании будут фашистские правительства, которые будут рассматривать эти пакты, как недействительные[2].
Итак, Пилсудский советует проводить «энергичную политику» по отношению к демократическим правительствам Парижа и Лондона.
Что касается Советской России, то здесь он, наоборот, советует проводить более осторожную политику. Имеется лишь один способ для того, чтобы победить Советы; он выражается в том, чтобы раньше деморализовать ее население и ее армию. Неудачи Красной Армии на Дальнем Востоке, а также продолжительность японо-русской войны могли бы вызвать деморализацию внутри России. Это явилось бы единственным подходящим моментом для нападения на ее западные границы[3].
По мнению Пилсудского, японский план об одновременной атаке на востоке и западе не выдерживает никакой критики. Польша и Германия столкнулись бы с могущественно вооруженной армией, с нетронутым в моральном отношении населением и с таким советским правительством, престиж которого еще не поколеблен. Германским и польским войскам пришлось бы таким образом воевать в крайне невыгодных с психологической стороны условиях. Малейшая, даже частичная и преходящая неудача германской и польской армий (или даже просто отсутствие удачи на их стороне) могли бы очень быстро превратиться в катастрофу, в революцию в Германии или Польше.
Итак, следует избегать войны с Советской Россией, не поврежденной в моральном отношении, и для этого необходимо воздерживаться от всяких провокаций в отношении Советов[4]. Следует также избегать того, чтобы правительство Москвы, потерявшее терпение и изнервничавшееся, не приняло бы на себя инициативу в войне в такой момент, который явился бы невыгодным для Польши и Германии.
Таким образом, Пилсудский советует германскому правительству проявлять большую корректность по отношению к правительству Москвы[5].
ВЕРНО: НАЧ. ИНО ГУГБ НКВД (подпись) (Артузов)
[1] Абзац очерчен слева линией.
[2] Предложение подчеркнуто снизу карандашной линией.
[3] Два завершающих предложения абзаца очерчены слева карандашной линией.
[4] Предложение очерчено слева карандашной линией.
[5] Абзац очерчен слева карандашной линией.