Заявление бывшего сотрудника МГБ СССР Д. Г. Кожевникова секретарю ЦК ВКП(б) Г. М. Маленкову. 13 июля 1951 г.

Реквизиты
Тип документа: 
Государство: 
Датировка: 
1951.07.13
Источник: 
Политбюро и дело Виктора Абакумова: сборник документов. 2021 г. С. 104-105
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. Оп. 58. Д. 538. Л. 50-51. Копия. Машинопись.

13 июля 1951 г.
ОСОБАЯ ПАПКА

 

СЕКРЕТАРЮ ЦК ВКП(б) тов. МАЛЕНКОВУ

 

Узнав о решении Центрального Комитета партии по делу антипартийных и антигосударственных действий руководства МГБ СССР, считаю своим долгом сообщить, что это имело место не только в следственной, но и другой работе МГБ. Однако всякая критика снизу недостатков в работе руководящими работниками МГБ зажималась. Поэтому не мешало бы одновременно рассмотреть вопрос в отношении зажимщиков критики и самокритики в МГБ СССР. В то же время здесь процветало угодничество и подхалимаж.

Я сошлюсь здесь на один из многих фактов зажима критики снизу.

В декабре 1948 года на отчетно-выборном собрании парторганизации 3 Главного управления контрразведки МГБ СССР я выступил с резкой критикой работы начальника 2 отдела т. Герасимова и нач. 3 Главного управления МГБ т. Королева (ныне заместителя министра госбезопасности Союза ССР), которые задерживали проведение ряда мероприятий по разработкам государственных преступников.

На следующий день после выступления мне было предложено сдать дела и направиться в распоряжение управления кадров. Однако они вскоре спохватились, что допустили поспешность, и дня через три я был на работе восстановлен. Но на этом дело не кончилось. Через 6 месяцев меня направили в школу переподготовки руководящего состава с сохранением за мной должности.

Проучившись год в Ленинградской школе, я вернулся в Москву и явился к начальнику 3 Главного управления т. Королеву, который мне заявил, что моя должность по новым штатам сокращена, а другой такой должности он предоставить не может, и направил меня в распоряжение управления кадров.

Таким образом, я так или иначе оказался отстраненным от работы. Причем считаю необходимым отметить, когда проводилось заседание партийного бюро парторганизации 3 Главного управления МГБ СССР по разбору моего выступления на партийном собрании, то т. Королев там вел себя, как в своей вотчине, не давал выступающим говорить.

Перед каждым выступлением товарищей Королев по адресу выступающего делал угрозы; заявляя: «Если вас потрясти, то много можно песку натрясти» или «там вам надо сделать хирургическую операцию» и т. д. и т. п.

По этому вопросу я писал рапорт на имя министра госбезопасности Союза ССР, который остался без последствий. Этот рапорт находится в делах управления кадров МГБ СССР.

Для более детальной беседы прошу вызвать меня лично, если это по ходу дела потребуется.

Член ВКП(б), партбилет № 2795347.

Кожевников Д. Г.1

 

1. Внизу документа машинописная приписка: «3 Экз. копии заявления Кожевникова уничтожены. 8-го февраля 1954 года» (подпись неразборчива).