Докладная записка в комиссию Политбюро ЦК ВКП(б) начальника 2 главного управления МГБ СССР Ф. Г. Шубнякова. 5 июля 1951 г.
5 июля 1951 г.
В КОМИССИЮ ПОЛИТБЮРО ЦК ВКП(б)
По делу Этингера Я. Г.
18 ноября 1950 года я получил указание от т. Абакумова арестовать и доставить в Министерство разрабатываемого 2 главным управлением и изобличенного во вражеской работе профессора Этингера Я. Г.
Для проведения ареста Этингера была сформирована и тщательно проинструктирована оперативная группа во главе с заместителем начальника отдела т. Тангиевым. Примерно, в 10 часов вечера т. Тангиев доложил, что Этингер арестован и находится у него в кабинете.
Несколько позже, находясь на докладе у т. Абакумова, я сообщил об аресте Этингера и получил указание доставить Этингера на допрос.
В кабинет т. Абакумова Этингер был доставлен т. Тангиевым, который при допросе присутствовал до конца.
Воспроизвожу по памяти содержание допроса. Тов. Абакумов вначале заявил Этингеру, что он арестован за вражескую работу и от него требуется правдиво изложить все факты его преступной деятельности, а также лиц, с ним связанных.
Этингер, называя т. Абакумова — «гражданин следователь», сказал, что он ни в чем не повинен, не понимает причин своего ареста, т. к. является честным советским человеком.
В ответ на это т. Абакумов заявил Этингеру, что с ним разговаривает Абакумов и потребовал начать говорить правду о своей вражеской работе.
Этингер узнав, что он находится на допросе у министра, стал проявлять нервозность, пытаясь привести какие-либо аргументы, которые могли бы подтвердить его «безупречное поведение и лояльное отношение к Советскому Союзу». В частности, он ссылался на свою многолетнюю работу в различных лечебных учреждениях, где его знают, как хорошего, честного специалиста. В подтверждение этого Этингер заявил, что он лечил многих чекистов и в том числе заместителя министра т. Селивановского.
Тов. Абакумов, прерывая Этингера, в резкой форме предупредил его, что он не отвечает по существу на поставленные вопросы о его преступной работе.
Этингер все же продолжал утверждать, что он арестован ошибочно и привел еще один факт, который, по его мнению, должен свидетельствовать о его безупречной честности. Он сослался на свою прошлую работу в Лечсанупре Кремля, по поручению которого он являлся консультантом во время болезни тов. Щербакова А. С.
В ответ на это т. Абакумов заявил, что еще следует разобраться, как Вы лечили тов. Щербакова и почему его не уберегли.
Этингер, нервничая, хватаясь за сердце, стал доказывать, что процесс лечения шел правильно и кроме того не он один лечил тов. Щербакова.
Далее на вопрос т. Абакумова, почему не удержали тов. Щербакова от поездки по Москве, Этингер заявил, что тов. Щербаков не всегда считался с советами врачей.
После этого вопроса тов. Абакумов вновь потребовал от Этингера рассказать о своих преступлениях, дав понять ему, что органы МГБ располагают доказательствами его враждебной работы и что Этингеру не удастся скрыть от следствия свои преступления.
Допрос продолжался 40-45 минут.
Начальник 2 главного управления МГБ СССР Шубняков