Приказ ОГПУ о дисциплине в органах и войсках ОГПУ. 23 сентября 1933 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1933.09.23
Период: 
1933
Метки: 
Источник: 
Политбюро и органы госбезопасности. К 100-летию образования ВЧК, стр.307-312
Архив: 
АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 3. Л. 223-225. Копия. Машинопись

23 сентября 1933 г.

№ 00325
Совершенно секретно

Всем полномочным представителям ОГПУ, Пом. ПП ОГПУ по милиции, нач. Отделов, Отделений и оперуполномоченным ПП ОГПУ, Нач. ГПУ Республик, Облотделов, Опер-Секторов, Гор. и Райотделений, РУП’ам и зам. Нач. Политотделов МТС и совхозов, Нач. Особых отделений корпусов, дивизий и бригад, Нач. ДТО ОГПУ, ВОТО ОГПУ, ОДТО ОГПУ, Нач. погранотрядов и отдельных комендатур, начальникам школ ОГПУ, командирам отдельных частей войск ОГПУ, МОРБАЗ и Морпогранфлотилии, Начальникам Управлений, Отделов, Отделений и оперуполномоченным ОГПУ-Центра

Значительное количество фактов, отмеченных за последнее время, говорят о проявлениях недисциплинированности, а в некоторых случаях о полном отсутствии дисциплины в рядах чекистов.

Недисциплинированность начинается с таких проявлений, как неряшливость, небрежное ношение формы, пьянство и распущенность, что неизбежно приводит не только к ухудшению качества работы каждого отдельного чекиста, но и к притуплению энергии и бдительности в борьбе с к.-р.

Мимо этого сплошь и рядом чекисты проходят, не реагируя со всей резкостью, дабы не «обидеть» товарища, считая, что это не их дело, что проявления внешней недисциплинированности — «мелочи».

Отсутствие реагирования начальников на проявление недисциплинированности и внешней распущенности подчиненных приводит к недопустимому панибратству, разнузданности во взаимоотношениях, своевольничанию и потере авторитета руководителей.

Традиции железной чекистской дисциплины, выкованной в борьбе с к.-р., подменяются иногда семейственностью, превращающей некоторые органы ОГПУ в «сельский кооператив худшего типа».

Один внешний вид, конечно, не решает вопросов борьбы с к.-p., но если чекист вял, неряшлив, распущен, он теряет волю к борьбе, он перестает быть бойцом вооруженного отряда партии, он начинает разлагаться.

Это несовместимо не только с званием чекиста, посланного партией на ответственный участок борьбы с контрреволюцией, но и позорит его как члена партии.

Вот почему не только начальники, но и каждый чекист обязан реагировать на малейшую попытку расслабления боевой готовности наших органов.

Грязный, неряшливый, распущенный, пьянствующий чекист — позорит наши ряды и должен быть немедленно изгнан из них.

Эти же чекисты, в результате болтовни и сплетни, зачастую разглашают секреты нашей работы, этим самым играя на руку врагам.

Таким чекистам также не должно быть места в наших рядах.

Внешняя недисциплинированность, вялость, личная дезорганизованность приводит к несвоевременному, а иногда и полному невыполнению оперативных указаний и приказов.

Такой чекист начинает откладывать на завтра то, что он может и должен сделать сегодня, немедленно, — для того, чтобы своевременно выявить и ударить по врагу.

За последнее время отмечены серьезные случаи нарушения дисциплины, выражающиеся в недопустимой медлительности, а иногда и прямом невыполнении приказов ОГПУ и Полномочных Представительств нижестоящими органами.

Отделы и Управления ОГПУ-центра, ПП и их отделы в отношении своих органов, вместо того, чтобы следить за своевременностью выполнения местами даваемых указаний, вместо того, чтобы беспощадно бороться с нарушителями оперативной дисциплины, — занимаются канцелярской перепиской — «в третий раз прошу выполнить» и т.д.

Отделы и Управления ОГПУ-центра, которые должны являться примером дисциплинированности и четкости в работе, проявляют также медлительность, а иногда даже не отвечают на оперативные запросы мест.

Некоторые ПП ОГПУ, не воспитывая аппарат в духе безоговорочного и неуклонного исполнения приказов центра и своих, расшатывают чекистскую дисциплину и приучают к безответственности подчиненный им аппарат.

Именно это положение привело к тому, что в ПП ОГПУ Урала и НВК райорганы даже не отвечали на запросы ПП, оставаясь безнаказанными.

Недисциплинированность, безответственность характеризуется такими фактами, когда некоторые ПП приказы и указания ОГПУ-центра не спускают на места, а немного видоизменив и, часто, исказив и выхолостив их оперативную сущность, выдают за свои, издают их от своего имени.

Позорный случай безответственного отношения к выполнению оперативных указаний имел место в ПП ЛВО.

Указания ПП ЛВО об усилении охраны границ, ввиду ожидавшегося перехода террористов, изданные в развитие директивы ОГПУ № 5762 от 4/IV, Сестрорецким погранотрядом были получены только 29/IV, т.е. через 25 дней.

Начальник отряда т. Ильин наложил резолюцию 30/IV: «т. Андронов к руководству, проинструктируйте комендантов участков, когда они будут здесь»...

Пом. нач. отряда по опер, части т. Андронов, в свою очередь, написал следующую резолюцию 4/V:

«Тов. Салин. Дело в том, что РОВС вообще активизировался. Указания комендантам дайте лично. Следите за работой по отысканию связей».

Оперуполномоченный т. Салин на этой же директиве 11/V пишет:

«Со дня получения данной директивы коменданты не были в отряде, а посему и не знакомились с данной директивой. На основании чего необходимо при появлении комендантов в отряде ознакомить последних».

Виновные будут сурово наказаны, но важно, чтобы каждый чекист на этом примере преступной безответственности и потери чекистской бдительности сделал необходимые выводы для себя.

Надо сделать одним из основных принципов нашей работы следующий — приказ исполни немедленно и об исполнении донеси.

Каждый чекист, прочитавший приказ, обязан немедленно выполнить ту часть, которая его касается, и донести об этом своему начальнику.

Каждый начальник, отдавший приказ, обязан проверить его исполнение.

Каждый чекист должен твердо усвоить, что ОГПУ — боевой орган борьбы с контрреволюцией, что мы всегда находимся в состоянии войны с классовым врагом и поэтому оперативные приказы являются боевыми.

Чекист, не выполняющий приказов, является помехой в борьбе с к.-р. Ему не место в боевых органах пролетарской диктатуры.

Недисциплинированность, нечеткость, неконкретность в оперативной работе, сказывается даже в содержании оперативных донесений.

Ряд ПП шлют длинные телеграммы, в которых не всегда понятно, кто и за что арестован, за многословием которых не видно содержания. Часто эти длинные телеграммы прикрывают оперативную бездеятельность аппарата.

Поверхностное и безответственное отношение к работе привело к тому, что появились начальники, которые выслушивают доклады, но не работают. Нижестоящие начальники усваивают этот тон от вышестоящих, и в результате непосредственно работает с агентурой, с арестованными — низовой работник, часто недавно пришедший в наши органы и не имеющий никакого опыта опер, работы.

Все начальники органов ОГПУ должны раз и навсегда понять — если они претендуют на звание хорошего оперативного начальника, что такое «оперативное» и административное руководство не только никуда не годится, но ослабляет нашу борьбу с контрреволюцией.

Недисциплинированность в органах переносится на подчиненные войска.

Отдельные ПП рассматривают свою ответственность за состояние подчиненных им войск, как чисто формальную, хотя и носят высокое звание командующих войсками.

Некоторые ПП не только не наблюдают за быстрым и четким выполнением приказов ОГПУ по войскам, но бывают даже такие случаи, когда сами задерживают их исполнение.

Этим самым подрывают основы воинской дисциплины.

В ряде случаев ПП в повседневной работе не занимаются войсками, не бывают в казармах, не знают, как живет красноармеец и командир, а интересуются войсками как вооруженной силой, в случае нужды или поскольку к ним является командир.

В результате, войска чувствуют себя оторванными от чекистского аппарата.

Под руководством нашей партии чекистская дисциплина выковывалась и закалялась в неустанной борьбе с контрреволюцией, в огне гражданской войны, в кольце блокады, восстаний и заговоров против пролетарской диктатуры.

Сама обстановка воспитывала чекиста в сознании того, что малейшее промедление, неумение ориентироваться в обстановке, несвоевременные мероприятия влекут за собой тяжелые последствия для революции.

Сейчас мы работаем в совершенно иной обстановке, в обстановке невиданного хоз. роста СССР, когда враг действует более утонченными методами, в прямой связи с окружающими нас капиталистическими странами.

Именно эта обстановка требует от наших органов еще большей дисциплинированности, неустанной бдительности и энергии, максимальной гибкости, быстроты и умелости мероприятий.

Дисциплина в наших органах не есть нечто отвлеченное, которым можно заниматься от случая к случаю.

Железная чекистская дисциплина одно из решающих условий успешной борьбы с контрреволюцией.

Так нас воспитывала и воспитывает наша ленинская партия и ее ЦК во главе с вождем партии т. Сталиным, так нас воспитывал один из лучших ленинцев — первый чекист т. Дзержинский.

Каждый чекист-руководитель, каждый старый чекист обязан повседневно заниматься вопросами дисциплины, передавать аппарату, особенно молодым кадрам, опыт и традиции борьбы, воспитывать в каждом чувство ответственности за поддержание на должной высоте почетного звания бойца вооруженного отряда партии.

Приказываю:

1) ПП, всему руководящему составу органов ОГПУ, командирам частей погранохраны и войск ОГПУ поднять на должную высоту чекистскую дисциплину в подчиненных им органах и войсках. Не оставлять без внимания и реагирования ни одного факта нарушения дисциплины, от кого бы он не исходил, предавая суду всех злостных нарушителей ее.

2) Всему руководящему, высшему и старшему командному составу органов и войск ОГПУ обеспечить повседневное воспитание, особенно молодых чекистов и командных кадров, в духе железной чекистской дисциплины и боевых традиций органов.

3) Всем начальникам и командирам тщательно следить за точным соблюдением уставных правил ношения присвоенной формы каждым подчиненным, подавая личный пример чистоты, опрятности и умения носить форму. Воспитывать так подчиненный аппарат, чтобы всем своим внешним видом и поведением чекист вызывал к себе уважение.

В местах расположения большой численности органов и крупных войсковых соединений ввести постоянный надзор за порядком ношения формы, поведения на улицах и в общественных местах.

Виновных в нарушении правил ношения формы (смешанная форма, отсутствие знаков различия и т.п.) строжайше наказывать.

4) Все оперативные приказы и указания ОГПУ, ПП ОГПУ и каждого вышестоящего чекистского органа и начальника обязательны к выполнению как боевой приказ. Всякий чекист, который, несмотря на предупреждение (указание, админ, взыскание), повторно нарушит это положение, будет предан суду Коллегии.

Безоговорочное, четкое и своевременное выполнение приказов ни в какой мере не должно при этом снижать инициативы и находчивости каждого чекиста и командира — при исполнении их (приказов).

5) Запрещаю ПП ОГПУ изменять приказы и указания ОГПУ, обязательно доводя их до самых низовых звеньев чекистского аппарата.

ПП ОГПУ при посылке приказов ОГПУ на места, сопровождать своими конкретными указаниями, необходимыми для практического их выполнения в условиях каждого данного района.

Предупреждаю ПП ОГПУ, что нарушение этого повлечет за собой рассылку приказов и указаний ОГПУ непосредственно местам.

Оперсекторам ОГПУ запрещаю издание самостоятельных приказов, за исключением прямых оперативных заданий.

6) Начальникам Отделов и Управлений ОГПУ строжайше следить за своевременным выполнением приказов и указаний ОГПУ периферийными органами ОГПУ, принимая через ПП немедленно меры в отношении виновных в затяжке или неисполнении. Докладывать мне о тех ПП, которые не борются с проявлением недисциплинированности своего аппарата.

7) Полномочным Представителям заниматься непосредственно состоянием подчиненных им войск, проявляя необходимое внимание и заботу к ним.

В тех случаях, когда ПП не изменят своего отношения к войскам последние будут изъяты из ведения ПП и подчинены непосредственно ГУПО ОГПУ.

8) Предупреждаю нач. УПО ПП и командиров отдельных частей, что за несвоевременное исполнение приказов ГУПО буду отстранять от занимаемых должностей и предавать суду. ПП имеет право в отдельных случаях обжаловать приказ перед ОГПУ, но не приостанавливать выполнение его (приказа).

9) Предупреждаю всех начальников органов, что систематическое проявление недисциплинированности, разложения и срыва оперативных заданий со стороны подчиненных им повлечет за собой не только привлечение к ответственности непосредственных виновников, но и расформирование этих органов и предание суду Коллегии начальствующего состава за допущение развала аппарата.

Приказ прочесть и усвоить каждому сотруднику органов, командиру и политработнику войск ОГПУ.

ПП наблюсти за точным выполнением приказа.

Зам. председателя ОГПУ Г. Ягода.
Москва.

ПОПРАВКА
к приказу ОГПУ 1933 года № 00325

На странице 5-й, в предпоследнем абзаце

Напечатано:

Следует читать:

Приказ прочесть и усвоить каждому сотруднику органов, командиру и политработнику войск ОГПУ,

Приказ прочесть и усвоить каждому сотруднику органов, командиру и политработнику войск и морских судов ОГПУ.

АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 3. Л. 223-225. Копия. Машинопись.