Большевики официально признавали свою оккупацию России.
«Оккупация – в международном праве временное занятие вооружёнными силами (оккупационными войсками) территории противника и принятие на себя управления ею. Характер оккупации зависит от политических целей войны. Агрессивные империалистические государства обычно не считаются с нормами международного права, касающимися оккупации» («Словарь военных терминов». Составители: А.М. Плехов, С.Г. Шапкин. 1988 год).
Из доклада В.А. Антонова-Овсеенко в ЦК РКП(б) о положении дел в Тамбовской губернии, где большевики применили против русских крестьян авиационные бомбардировки, бронетехнику, артиллерию и боевые отравляющие газы (с пометками В.И. Ленина на полях рукописи), № 278 от 20 июля 1921 г.
На документе имеется резолюция В.И. Ленина: «Т-щу Троцкому. К сведению. С просьбой дать приказ – особо проверять выполнение мер (и внесение их в М[алый] СНК и в СТО). 1 августа. Ленин». Опубл. в сб.: The Trotsky Papers. Vol. II P.562.
В тот же день В.И. Ленин передал В.А. Антонову-Овсеенко следующую телефонограмму: «Тов. Антонову-Овсеенко. По месту пребывания. Я получил и прочёл Ваш доклад по Тамбовской губернии. Прошу Вас, во-1-х, внести точную формулировку проекта предложения (в духе предложенного Вами) в Малый Совет, СТО или соответственно в ЦК. Во-2-х, обсудить, не следует ли распространить действие хотя бы части Тамбовского аппарата на Саратовскую губернию. Прошу ответа. Ленин». (Продиктовано по телефону 1 августа 1921 г.). Ленин В.И. Полн.собр.соч. Т.53. С.86. В примечании к этой публикации (см. там же. С.393-394) телефонограмму ошибочно связывают с докладом В.А.Антонова-Овсеенко от 3 марта 1921 г.
В РГВА имеется справка, в которой указывается: «Подлинный доклад Предполком по Тамб. губ. т. Антонова-Овсеенко на имя ЦК РКИ от 20/VII-21 г. «О бандитском движении в Тамбовской губернии» (на стр. 39-72), с резолюцией и пометками тт. Ленина и Троцкого из настоящего дела изъят и приобщён к переписке тт. Ленина и Троцкого за 1921 г. 5/VIII-1924 г. Квасников» [РГВА. Ф.33988. Оп.2. Д.324. Л.40.].
Далее – выдержки из доклада:
«...Длительная оккупация для проведения систематической чистки и для восстановления Советвласти...
г) Оккупация.
4. Точный план оккупации разработан в начале марта, причём в соображение принимались не только военные, но и хозяйственные требования. Основным районом оккупации признан сектор между ж.-д. линиями Тамбов-Борисоглебск, Тамбов-Кирсанов и границей Саратовской губернии...
Но неудачи, постигшие наши части при попытках окружения Антонова (в конце марта ему удалось с основным ядром прорваться в свой родной район и нанести нам здесь ряд мелких, но скандальных для нас поражений – особенно в с. Рассказово), сорвали в конце марта – начале апреля намеченную оккупационную работу, и она могла быть возобновлена и развернута лишь в конце апреля...
Вся политработа в связи с оккупацией...
Этому разложению содействовала и общая политическая обстановка, в которой была поставлена деревня переменой курса нашей политики в отношении крестьянства и развитой нами на её основе политкампанией. Под её влиянием, а также под воздействием поражений, нанесённых к концу апреля, главным силам Антонова и прочной оккупацией... нашими твёрдыми гарнизонами...
По мере развития нашей оккупационной работы...
Весь план кампании был пересмотрен. В основу положена опять-таки оккупационная система, но в связи с прибытием новых значительных сил, она распространена на больший район...
Оккупация района почти завершена и уже приступлено к насаждению постоянных органов Соввласти в сёлах...
При возникновении восстания выяснение его основных баз, их длительная оккупация для проведения систематической чистки и для восстановления Советвласти...»
Из доклада председателя Тамбовской уездной политкомиссии 4-го боеучастка о результатах оккупации населенных пунктов Тамбовского уезда. Не ранее 23 июня 1921 года [ЦДНИТО. Ф.840. Оп.1. Д.1044. Л.17. Подлинник]:
«По приказанию командвойск от 18/VI части нашего участка должны были оккупировать 3 волости Тамбовского уезда. Оккупировать одновременно все три волости не представлялось возможным за отсутствием реальной силы.
19/VI оккупированы были Беломестная и Козьмодемьяновская Криуши частями 46-й бригады. 20 - 22/VI - были оккупированы Беломестная Двойня и Незнановская Двойня частями 15-й Сибкавдивизии.
Население к оккупации относилось выжидательно и полагало, что эта оккупация равняется целому ряду предыдущих налётов красноармейских частей и совершенно не помогало, [не думая], что оккупация будет носить длительный и методичный характер...
Мною был применён следующий метод: если население отказывалось выдавать (и оно отказывалось), то брались заложники из сотен, давалось на размышление 30 минут, и если не выдавали, заложники расстреливались, и это продолжалось до тех пор, пока население не заговорит. Наряду с заложниками мужчинами брались и женщины, которые также расстреливались. Этот метод дал благоприятные результаты: расстреляно 154 человека, изъято 227 семей в количестве около 1000 человек, сожжено 17 домов, растащено 24 дома...»