Сопроводительное письмо И. С. Уншлихта И. В. Сталину с приложением докладной записки Бюро ячейки ГПУ и МГО о тяжелом материальном положении. 3 мая 1922 г.
3 мая 1922 г.
№ 80995
Секретариат Коллегии
Тов. Сталину
Как приложение к моему докладу от 26/IV-c.г. при сем посылаю докладную записку Бюро ячейки ГПУ и МГО иллюстрирующей тяжелое положение наших сотрудников, добавляя со своей стороны, что если сотрудники органов ГПУ не будут в самом срочном порядке поставлены в сносные условия, то грозит полная деморализация и развал работы.
Зампред ГПУ: Уншлихт
Приложение
3 мая 1922 г.
№ 138
Копия
Зампред ГПУ тов. Уншлихту
О МАТЕРИАЛЬНОМ ПОЛОЖЕНИИ СОТРУДНИКОВ ГПУ, В ЧАСТНОСТИ ЧЛЕНОВ РКП.
Докладная записка секретаря Бюро Ячейки Р. К.П.
Считаю необходимым довести до Вашего сведения следующие факты, свидетельствующие о тяжелом материальном положении сотрудников ГПУ и МГО частности членов РКП.
Сотрудник МГО, член РКП, тов. Иванов-Загревский подал заявление в Бюро о его систематической голодовке, ввиду его многосемейности и незначительного пайка и жалованья.
Тов. Иванов пишет, что у него есть два выхода из тяжелого положения: преступление или самоубийство; на преступление он как коммунист, не может идти и потому он предпочитает самоубийство. Бюро ячейки, зная тов. Иванова, как преданного, активного коммуниста, агитатора, работающего 10-12-часов в сутки, не сомневается, что его заявление является искренним и что шкурничества в нем нет. Попутно с этим тов. Иванов указывает, что подобных случаев много в учреждении ГПУ, МГО. И вот об этом Бюро и хочет сказать.
Для меня, как официального секретаря громадной ячейки (1500 ч. членов РКП) не в малейшей степени не секрет, что значительная часть наших коммунистов в той или иной степени подвергались влиянию НЭПа (продажи вещей на рынке, мелкой торговли родственников их, халатность к своей службе, поиски заработка на стороне, апатия в партработе, предполагаю и взятничество) и когда я делал доклады в Отделах ГПУ и МГО об II-м съезде РКП то тов. в трениях не отрицали этих явлений в их среде. До II-го съезда РКП были случаи выхода из партии на этой почве, да и сейчас имеется. Обширное знакомство мое с обстановкой семейной жизни многих сотрудников позволяет мне видеть подлинное тяжелое материальное положение их. Это коммунисты.
О беспартийных рабочих и работницах (а таковые у нас имеются), о курьершах и т.д. говорить не приходится. Неудивительно, низкие ставки, слабый паек, неокупают прожиточный минимум холостого сотрудника, тем более семейного. Сплошь и рядом действительные потребности сотрудников весьма урезаны, в двадцать раз превосходят повышаемый оклад, тарифная неразбериха довершает остальное. Сотруднику зачастую приходится искать средства на выплату следующей суммы на паек или за продукты Кооператива, не говоря уже о плате за квартиру, коммунальных услуг и проч.
Нужно добавить, что несмотря на бедственное положение сотрудники стоически оказывают широкую помощь голодающим, доведя принцип: «10 содержат одного» до конца.
Но вышеизложенные явления грозят сорвать работу в ГПУ, развивая в сотрудниках те черты и преступления, с которыми они должны бороться, как сотрудники органа классовой диктатуры, не говоря уже о разлагающем влияния и НЭПА на крупную ячейку.
Таковы беспристрастные объективные наблюдения Бюро, о которых доводим до Вашего сведения, дабы Вы были в курсе жизни сотрудников ГПУ и смогли бы принять соответствующие меры.
По поручению Бюро
Секретарь: Шкляр
АП РФ. Ф. 3. On. 58. Д. 52. Л. 68. Подлинник. Машинопись; Л. 69-70. Копия. Машинопись.