Докладная записка № 7519 заместителя наркома внутренних дел УССР А.З. Кобулова руководству НКВД СССР о реагировании населения г. Киева на судебный процесс над бывшими сотрудниками НКВД Молдавской АССР. 30 декабря 1938 г.
30 декабря 1938 г.
[г. Киев]
Сегодня в местной прессе опубликован отчет о первом дне открытого судебного заседания Военного Трибунала по делу группы быв[ших] сотрудников НКВД МАССР.
Начали поступать материалы, отмечающие следующие реагирования населения на этот процесс:
Писатель ПЕРВОМАЙСКИЙ в театральном ресторане, в присутствии писателей СОБКО, ГОЛОВАНЕВСКОГО и других, прочитав сообщение о процессе, сказал: «Это дело имеет большое политическое значение, так как разбивает все толки о том, что работники НКВД за преступные действия никогда не наказываются. Наоборот, их судят и очень жестоко».
СОБКО на слова ПЕРВОМАЙСКОГО иронически заметил: «Вероятно, натворили так много, что надо наказать стрелочников, а главные виновники отделаются пустяками». ГОЛОВАНЕВСКИЙ поддерживал СОБКО одобрительными репликами.
Писатель РЫЛЬСКИЙ (украинский националист, нами активно разрабатывается), узнав о процессе, высказал предположение, что за этим процессом начнется серия аналогичных, и это будет сделано для того, чтобы восстановить подорванный в массах авторитет НКВД.
Писатель СОСЮРА, разрабатываемый нами как украинский националист, заметил: «Там на процессе все «свои», и среди них бродят одиночками приглашенные, которые чувствуют себя невесело в таком окружении».
Научный сотрудник Института археологии ИВАНЦОВ в группе других сотрудников говорил: «Очевидно, этот процесс не является единственным, и за ним последуют другие. По-видимому, данный процесс указывает на изменение системы, господствовавшей до сих пор в органах НКВД, когда создавались фиктивные организации, писались фальшивые протоколы и от обвиняемых добивались показаний кулачным боем. Сотрудник НКВД был для окружающих пугалом и мог даже сводить личные счеты, о чем сообщают тут в газетах».
Присутствовавший при этом сотрудник ДЗБАНОВСКИЙ заметил: «Очевидно, доберутся и до киевских. Такое состояние НКВД свидетельствует, что там есть болезнь, и выйти из такого положения не так просто».
Другой сотрудник того же института ДОВЖЕНОК говорил: «Интереснейшее и типичнейшее дело. Оно показывает, как подшивались и фабриковались дела. Все строилось на выдумках, и этим существовали».
Композитор ТАРАНОВ — активный украинский националист, передавая услышанное им сообщение о процессе дирижеру Киевской оперы ИОРИШУ, заявил: «Теперь многим будет понятно, почему так обильно лилась кровь украинцев» и сделал при этом ряд антисемитских выпадов по адресу некоторых обвиняемых.
Заведующий Райжилотделом, член партии КРИЧЕВСКИЙ говорил: «Очень хорошо, что слушается этот процесс открытым. К органам ЧК всегда было отношение как к самому честному, чистому пролетарскому учреждению. А в последнее время говорили как о каком-то застенке. Ну, хорошо, что теперь покажут, какие элементы там были, чего они хотели, т. е. хотели поссорить народ с советской властью. Да, много невинных посажено».
Работник Союзфото, член партии ОРЛОВ, указывая на портрет тов. ЕЖОВА, сказал: «Теперь становится ясно, что натворил этот маленький человек, отшумел он два года. Ну, почему на скамье подсудимых только маленькие люди, а где большие? Выходит, что стрелочники сидят».
Журналист ТУМАРКИН говорил: «На скамье подсудимых люди, потерявшие всякую совесть. Они опасные преступники, в лучшем случае некоторые из них были слепым орудием в руках врагов».
Главный инженер завода Укркабель, член партии КУДРЯВЦЕВ говорил: «Большое безобразие. Да, и у нас не лучше. Вот, на нашем заводе посадили 6 человек, теперь 4-х выпустили. Они то, не рассказывают подробностей, но, говорят, что помнить будут на всю жизнь. Сейчас освобождают многих невинных людей, которых арестовали в результате перекручиваний».
Нач[альник] Управления местных бюджетов НКФ УССР НЕЧИТАЙЛО, прочтя в газете сообщение о процессе, сказал: «Я давно говорил, что арестовывают, возможно, невинных людей. Делали это сознательно, создавая врагов. Молодец тов. БЕРИЯ, что разобрался в этом деле».
Сотрудник НКФ УССР ШУЛЬКЕВИЧ говорил: «Это не только в Молдавии было. В Киеве дела не лучшие. Надо было бы на этот процесс направить побольше чекистов, пусть слушают, как нельзя нарушать законы».
Референт Горсовета БОСТЫЙ говорил: «Это дело молдавских работников, а где же киевские, ведь они — главные враги, а судят пособников. Я бы сам этих сволочей стрелял, и рука не дрогнула бы».
Сотрудник Горсовета КОВРИНСКАЯ, поддерживая БОСТОГО, добавила: «Это еще не все, еще есть много врагов народа, которые пытаются терроризировать население».
Бухгалтер Украинлеса ОВСЯННИКОВА заявила: «Да, многие подвергались репрессиям и всяким административным взысканиям только лишь за то, что они работали под одной крышей с врагами народа. Такие жестокие меры никогда не применялись».
Журналист ТОКАРЬ, член партии, беседуя по поводу процесса, говорил: «Меня удивляет, что судят таких маленьких людей, нашли стрелочников, которые действовали преступно, потому что видели, что так действуют и большие начальники». Показывая при этом на портрет тов. ЕЖОВА, ТОКАРЬ добавил: «Нужно было начинать с него».
Заместитель начальника Главка кожевенной промышленности, член партии КАЦ говорил: «Этот процесс научит работников НКВД, как надо работать и не создавать под угрозой всякие дутые контрреволюционные организации. Этот процесс внесет сейчас недоверие к органам НКВД и сомнения в массы относительно того, существует ли так много врагов, и нужны ли были такие массовые аресты. Теперь всем станет ясно, что так действовали враги, орудовавшие в органах НКВД».
Редактор фотохроники РАТАУ ГУБЕРМАН, заявил: «Всю эту сволочь, которую судят, надо расстрелять, чтобы другие впредь не занимались провокациями и не создавали бы дел на невинных людей».
О дальнейших реагированиях на процесс буду доносить.
ЗАМЕСТИТЕЛЬ НАРКОМА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ УССР,
СТАРШИЙ ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
[подпись] КОБУЛОВ.
ГДА СБ Украины, ф. 16, on. 1, спр. 314, арк. 180-186. Оригинал. Машинописный текст.
Входящий или исходящий № документа 3539/сн. Записка адресована «тов. Берия, тов. Меркулову, тов. Кобулову».