Жалоба жителя с. Покотилово Подвысоцкого района Николаевской области А.М. Клейтмана Прокурору УССР с просьбой привлечь к ответственности клеветников и следователей, применявших избиения. [После мая 1938 г.]
[После мая 1938 г.]
[с. Покотилово]
5-го апреля 1938 года я был арестован Подвысокским [РО] НКВД. Меня обвиняли по 54 ст[атье]. Арестовал меня бывший Начальник Подвысокского [РО] НКВД ГЛУБОКОВСКИЙ. Привезли меня в Подвысокое, где меня держали три дня, а потом увезли в г. Умань, где меня 10 дней продержали в тюрьме, а потом бросили в подвал НКВД г. Умани. Меня 25 раз вызывали на допрос и каждый раз меня били до полусмерти еще больше, для того, чтобы я подписал протокол, что я контрреволюционер, что я агитировал против выборов в Верховный Совет. Когда я такой протокол не подписывал, ибо я знаю, что я честный гражданин нашей счастливой Советской Родины, то меня сильно били, надо мной очень издевались. Меня били уполномоченный НКВД г. Умани и начальник милиции г. Маньковки. Следователь ПЕТРОВ меня еще сильно бил и издевался надо мной следователь КРЫКЛЕНКО, бывш[ий] начальник НКВД местечка Буки.
КРЫКЛЕНКО меня заставлял молиться богу по-еврейски, давши мне две свечи в руки и револьвер до рта, он же заставил меня «ехать в Польшу» и лил мне холодную воду в затылок, сказавши, [что это для того] чтобы пошенники не загорелись. После этого Уполномоченный в Уманском НКВД меня спросил: Сколько у меня детей. Я сказал 5. Сколько старшей дочке лет? Я ответил 15 лет. Он тогда сказал, ну пусть она поступит к нам в парк и пускай своим телом зарабатывает деньги. Я тогда их назвал контрреволюционерами. За это они мне отбили легкие и сделали с меня инвалида. У меня ежедневно бывают сильные припадки. На меня наклеветали из-за личных счетов Скарбовский Борис за то, что я доказывал на него, что он в 1919 г. убил трех красноармейцев и вообще находился со своей бандой в лесу и убивал евреев в селе Торговице. Другим моим клеветником является Шубинский, бывший председатель Сельсовета м[естечка] Покотилово, сейчас он снят с этого поста. Шубинский подавал на меня материал, что я агитировал против выборов в Верховный Совет. Оказалось, что мое дело пересмотрели и я оказался невиновным. Сейчас я на воле, меня освободили, но я не могу примириться и никогда не примирюсь с тем, чтобы мои вот эти клеветники не были бы наказанными. Я прошу Верховного Прокурора УССР привлечь к ответственности клеветников Скарбовского Бориса и Шубинского Мишу. Первый работает сейчас в селе Подвысоком, а второй — в с. Перегоновке Подвысокского района. Также прошу привлечь к ответственности следователей ПЕТРОВА, КРИКЛЕНКА и быв[шего] уполномоченного НКВД г. Умани, фамилию которого я не знаю. Я никак не могу примириться с тем, чтобы убийца Скарбовский Борис был бы членом нашей Коммунистической Партии.
Я об этом заявил нашему районному Прокурору тов. КОРОБЕЙНИКУ, но последний на это не реагирует.
Я прошу выделить специальную областную комиссию по этому вопросу.
Прошу мне ответить.
Я до последнего дня своей жизни, буду добиваться привлечения к ответственности клеветников моих: убийцу Скарбовского, также Шубинского и вышеупомянутых следователей.
Клейтман А.М.
Верно: Секретарь ВП — техинтендант 2-го ранга [подпись] Дениченко.
ГДА СБ Украiни, Kuiв, ф. 5, спр. 38195, т. 3, арк. 256-256 зв. Копия с копии. Машинописный текст.