Приговор Военного трибунала войск НКВД Киевского округа по делу А.Д. Балычева, Н.Г. Соколова, Л.Р. Воскобойникова, Л.М. Павлычева и Л.А. Тарасовского. 12-15 августа 1941 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1940.08.12
Период: 
1941
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т. 2, книга 2, М. 2019
Архив: 
ГДА СБУ, ф. 5, on. 1, спр. 38810, т. 8, арк. 84-88, оригинал, рукопись. Документ (заверенная машинописная копия) впервые опубликован в книге: Украiна в добу «Великого терору». 1936-1938 роки. — К: Либiдь, 2009. — С. 447-449

12-15 августа 1941 г.

СОВЕРШЕННО СЕКРЕТНО

Дело № 36-1941 г.

ПРИГОВОР
Именем Союза Советских Социалистических Республик

1941 года, августа 12-15 дня, г. Ворошиловград.
Военный трибунал войск НКВД Киевского округа в составе:
Председательствующего — т. Фельдмана,
членов: политрука Влахно, мл[адшего] лейт[енанта] г[ос]/б[езопасности] Денисюка,
при секретаре Кулаковой,

без участия обвинения и защиты, рассмотрев дело по обвинению

1) быв[шего] заместителя нач[альника] УНКВД по Ворошиловградской области капитана госбезопасности БАЛЫЧЕВА Алексея Дмитриевича, 1900 год[а] рождения], уроженца г. Воронежа, служащего, б[ывшего] чл[ена] ВКП(б), с незаконченным средним образованием, женатого, служившего в Красной армии с 1918 по 1922 г., в органах НКВД — с 1922 по 1941 год, награждённого в 1937 г. орденом Красной Звезды и в 1938 г. медалью «20 лет РККА», не судившегося;

2) бывшего нач[альника] 2[-го] отдела УНКВД по Ворошиловградской области старшего лейт[енанта] г[ос]/б[езопасности] СОКОЛОВА Николая Герасимовича, 1905 г. рожд., урож[енца] г. Иваново, из рабочих, служащего, б[ывшего] чл[ена] ВКП(б), исключённого в связи с настоящим делом, с незаконченным средним образованием, женатого, служившего в Красной армии с 1927 по 1930 г., в органах НКВД — с 1930 по 1940 г., награждённого знаком Почётного чекиста, не судившегося;

3) бывшего заместителя нач[альника] Ворошиловского ГО НКВД лейтенанта гос/б[езопасности] ВОСКОБОЙНИКОВА Льва Рувимовича, 1910 г. рожд., уроженца г. Умани Киевской области, служащего, б[ывшего] члена ВКП(б), со средним образованием, служившего в Красной армии с 1932 по 1934 г., в органах НКВД — с 1936 по 1941 г., не судившегося;

4)   бывшего заместителя нач[альника] УНКВД по Киевской области капитана г[ос]/б[езопасности] ПАВЛЫЧЕВА Леонида Михайловича, 1908 г. рожд., уроженца г. Ярославля, служащего, б[ывшего] члена] ВКП(б), исключённого в связи с настоящим делом, со средним образованием, женатого, в Красной армии не служившего, в органах НКВД — с 1931 по 1941 г., награждённого медалью «За отвагу» в 1940 г. и знаком Почётного чекиста, не судившегося;

5) бывшего нач[альника] участка ОШОСДОРа лейт[енанта] г[ос]/б[езопасности] ТАРАСОВСКОГО Льва Ароновича, 1906 г. рожд., уроженца с. Мельниковцы Ситковецкого р-на Винницкой области, служащего, б[ывшего] канд[идата] в чл[ены] ВКП(б), с низшим образованием, женатого, в Красной армии не служившего, в органах НКВД — с 1931 по 1941 г., не судившегося, — всех по ст. 206-17 п. «б» УК УССР.

УСТАНОВИЛ:

Подсудимые БАЛЫЧЕВ, СОКОЛОВ, ВОСКОБОЙНИКОВ, ПАВЛЫЧЕВ и ТАРАСОВСКИЙ, будучи на оперативной работе в органах НКВД, в 1938 г. в своей практической работе допускали грубейшие нарушения социалистической законности, что выразилось в искусственном создании контрреволюционной организации, якобы существовавшей в г. Ворошиловграде, путём фальсификации следственных материалов и применения ими к арестованным извращённых методов следствия. В начале июля м[еся]ца 1938 г. по установке врагов народа УСПЕНСКОГО и б[ывшего] нач[альника] УНКВД по Ворошиловградской области КОРКУНОВА арестовано большое количество ответственных руководящих работников партийных и советских организаций г. Ворошиловграда и области, в том числе инженерно-технический персонал заводов № 60, паровозостроительного завода г. Ворошиловграда, депутатов Верховного Совета и орденоносцев (БОГИНЯ, ЧУМИЧЕВ, МАКСИМЕНКО, КАПУСТИН, ХОДОС, ТЕРЕХОВ и др.).

Не располагая достаточными данными, уличающими арестованных в контрреволюционной деятельности, БАЛЫЧЕВ, СОКОЛОВ, ВОСКОБОЙНИКОВ и ТАРАСОВСКИЙ применяли физические методы воздействия, понуждая таким путём арестованных оклеветать себя, что они якобы являются членами к-p троцкистской организации, и оклеветали большое количество ответственных работников партийного и советского аппарата. Так, от арестованного СТЕЦЕНКО взято показания, коими [он] оклеветал 123 чел., что они якобы являются членами к-p организации, а от ТЕРЕХОВА — на 80 чел. На основании этих «показаний» были произведены массовые аресты невинных людей, в том числе и старейших участников революционного движения (БОГДАНОВА, ЛИТВИНОВА), из коих часть осуждены тройкой при УНКВД по Ворошиловградской области к ВМН (ПИВОВАРОВ, ЛОГВИНОВ и др.). В результате допущенных извращённых методов следствия БАЛЫЧЕВЫМ, СОКОЛОВЫМ, ВОСКОБОЙНИКОВЫМ и ТАРАСОВСКИМ имели место случаи смертностей арестованных на следствии.

Арестованный 12 июля 1938 г. МАКСИМЕНКО, будучи на допросе у ВОСКОБОЙНИКОВА и ТАРАСОВСКОГО, был подвергнут избиениям с помощью БАЛЫЧЕВА, в результате чего МАКСИМЕНКО 24 сентября 1938 г. скончался в тюрьме.

Аналогичные меры физического воздействия были применены к арестованному ЭПШТЕЙНУ со стороны БАЛЫЧЕВА и СОКОЛОВА, в результате чего 11 июля 1938 г. ЭПШТЕЙН скончался в камере тюрьмы.

Подсудимый ПАВЛЫЧЕВ, будучи заместителем нач[альника] УНКВД по Киевской области, по указанию врага народа УСПЕНСКОГО применял физические меры воздействия к чл[ену] ВКП(б) БОЛОТЦЕВУ, понуждая последнего дать показания о своём участии в к-p организации, в результате чего 13 июля 1938 г. БОЛОТЦЕВ умер в тюрьме.

Вместе с ПАВЛЫЧЕВЫМ принимал участие в избиениях БОЛОТЦЕВА также и подсудимый ТАРАСОВСКИЙ.

ПАВЛЫЧЕВ также применял меры физического воздействия к арестованному по санкции УСПЕНСКОГО МОЖЕЙКО, в результате чего в августе 1938 г. МОЖЕЙКО скончался в кабинете следователя СТРОИЛОВА.

Помимо перечисленных преступлений, совершённых подсудимыми, ВОСКОБОЙНИКОВ также допустил незаконные методы ведения следствия по делу арестованного сотрудника НКВД ПЕТЕРС-ЗДЕБСКОГО, в результате чего последний, ПЕТЕРС-ЗДЕБСКИЙ, хотя и поныне работает в органах НКВД, однако, он остался инвалидом.

Преступление всех подсудимых полностью доказано материалами предварительного и судебного следствия.

Переходя к вопросу избрания меры наказания подсудимым, Военный трибунал считает, что хотя совершённое преступление по своей тяжести и последствиям требует применения полной санкции ст. 206-17 п. «б» УК УССР, однако, учитывая, что к совершению этих преступлений подсудимых натолкнули враги народа УСПЕНСКИЙ и КОРКУНОВ, принимавшие непосредственное участие в создании этих дел, а КОРКУНОВ — в проведении следственных действий и применении физических мер воздействия, заставляя подсудимых БАЛЫЧЕВА, СОКОЛОВА и др., кои подчинённых ему, также применять такие меры воздействия к арестованным — потерпевшим по делу, за что КОРКУНОВ в числе других обвинений признан виновным и осуждён также и за это преступление, Военный трибунал в силу изложенного считает возможным применить ст. 46 УК УССР и избрать к подсудимым меру наказания вместо ВМН лишение свободы. Кроме того, ВОСКОБОЙНИКОВ в момент совершения им преступления в 1938 г. работал на оперативно-следственной работе всего лишь несколько недель.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 302-13 УПК УССР,

ПРИГОВОРИЛ:

БАЛЫЧЕВА Алексея Дмитриевича, СОКОЛОВА Николая Герасимовича и ПАВЛЫЧЕВА Леонида Михайловича на основании ст. ст. 206-17 п. «б» и 46 УК УССР лишить свободы в ИТЛ сроком на ДЕСЯТЬ лет каждого, без поражения в правах, лишив их званий: БАЛЫЧЕВА и ПАВЛЫЧЕВА — «капитан госбезопасности» и СОКОЛОВА — «ст[арший] лейт[енант] г[ос]/б[езопасности]», ТАРАСОВСКОГО Льва Ароновича и ВОСКОБОЙНИКОВА Льва Рувимовича на основании ст. ст. 206-17 п. «б» и 46 УК УССР лишить свободы в ИТЛ ТАРАСОВСКОГО — на ВОСЕМЬ лет и ВОСКОБОЙНИКОВА — на ШЕСТЬ лет, без поражения в правах, лишив их званий «лейт[енант] госбезопасности».

Меру наказания исчислять осуждённым с зачётом предварительного заключения: БАЛЫЧЕВУ, ПАВЛЫЧЕВУ и ВОСКОБОЙНИКОВУ — с 13 февраля 1941 года, ТАРАСОВСКОМУ — с 17.11.1941 г. и СОКОЛОВУ — с 26.11-1941 г.

На основании 2-го примечания к ст. 27 УК УССР исполнение приговора в отношении всех осуждённых отложить до окончания военных действий, направив их всех на фронт. Одновременно разъяснить всем осуждённым, что если они в борьбе с фашистской Германией проявят себя стойкими защитниками социалистической Родины, они могут рассчитывать на сокращение срока наказания или на полное освобождение от отбытия наказания.

Приговор может быть обжалован в 5-дневный срок с момента вручения выписки из приговора осуждённым в Военную коллегию Верховного суда СССР через суд, вынесший приговор.

Председательствующий
Фельдман

Члены:
Влахно
Денисюк

ГДА СБУ, ф. 5, on. 1, спр. 38810, т. 8, арк. 84-88, оригинал, рукопись. Документ (заверенная машинописная копия) впервые опубликован в книге: Украiна в добу «Великого терору». 1936-1938 роки. — К: Либiдь, 2009. — С. 447-449.