№50. Приговор Военного трибунала войск НКВД Уральского округа по делу А.Р. Долгушева. 20-21 мая 1942 г.
20-21 мая 1942 г.
Секретно
Дело № 25
ПРИГОВОР
ИМЕНЕМ СОЮЗА СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
1942 г., мая 20-21 дня, ВОЕННЫЙ ТРИБУНАЛ ВОЙСК НКВД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА в закрытом судебном заседании в гор. Свердловске, в помещении Военного трибунала,
в составе:
Председательствующего военного юриста 1-го ранга Копилевича
членов: старшего лейтенанта госбезопасности Румянцева и
младшего лейтенанта госбезопасности Гребенкина
при секретаре младшем политруке Свинцове,
без участия сторон,
рассмотрев дело по обвинению бывш. начальника Киевского облуправления НКВД — капитана гос. безопасности Долгушева Алексея Романовича, 1902 года рождения, происходящего из семьи рабочего, уроженца ст. Пачелма того же р-на Пензенской области, служащего, с низшим образованием, женатого, бывш. члена ВКП(б), исключённого в связи с настоящим делом, русского, ранее не судимого, служившего в органах НКВД с 1929 года, в преступлениях по ст. ст. 54-1 п. «б», 54-7 и 54-11 УК УССР,
УСТАНОВИЛ:
Подсудимый ДОЛГУШЕВ в период с июня 1938 года по январь 1939 года, будучи начальником Киевского обл. управления НКВД, допускал явные искривления революционной законности, приведшие к тяжёлым последствиям, как-то: Вопреки директивам НКВД СССР, запрещающим рассмотрение во внесудебном порядке дел о специалистах и сотрудниках органов и войск НКВД, ДОЛГУШЕВ, являясь председателем особой тройки, рассмотрел около 40 дел этой категории, все обвиняемые по указанным делам были приговорены к ВМУН, и приговоры приведены в исполнение; причём в повестках по некоторым делам ДОЛГУШЕВ вычёркивал данные о принадлежности обвиняемых к категории специалистов или сотрудников НКВД.
Наряду с этим, ДОЛГУШЕВ не принимал необходимых мер к некоторым подчинённым, практиковавшим избиение арестованных, так, например:
Получив данные о том, что арестованный МОЖЕЙКО в связи с избиением его умер во время допроса, ДОЛГУШЕВ распорядился, чтобы дело о МОЖЕЙКО сдали в архив, и мер к привлечению к уголовной ответственности виновного в убийстве МОЖЕЙКО не принял.
Что же касается предъявленного ДОЛГУШЕВУ обвинения в том, что он якобы являлся участником к/p заговора и был завербован врагом народа Успенским, то таковое на судебном следствии — за отсутствием должных улик — не подтвердилось.
На основании изложенного, ВТ, признав виновным ДОЛГУШЕВА по ст. 206-17 п. «б» УК УССР, вместо предъявленного ему обвинения по ст. ст. 54-1 п. «б», 54-7 и 54-11 УК УССР,
ПРИГОВОРИЛ:
ДОЛГУШЕВА Алексея Романовича, лишив его спецзвания капитана государственной безопасности, на основании ст. 206-17 п. «б» УК УССР подвергнуть к высшей мере уголовного наказания — РАССТРЕЛУ.
Одновременно возбудить ходатайство перед Президиумом Верховного Совета СССР о лишении ДОЛГУШЕВА ордена Красной Звезды и юбилейной медали «XX лет Красной Армии».
Приговор может быть обжалован в течение ПЯТИ СУТОК со дня вручения выписки из приговора осуждённому, подачей кассационной жалобы в Военную коллегию Верховного суда СССР, через Военный трибунал войск НКВД Уральского округа.
Председательствующий
военный юрист 1 ранга Копилевич
Члены:
старший лейтенант госбезопасности Румянцев
младший лейтенант госбезопасности Гребенкин
ГДА СБУ, ф. 5, on. 1, спр. 38327, т. 4, арк. 200-201. Оригинал. Рукопись на бланке.