№23. Протокол оперативного совещания 4-го отдела УГБ УНКВД по Харьковской области об изменениях в агентурно-оперативной работе. 2 января 1939 г.

Реквизиты
Государство: 
Датировка: 
1939.01.02
Период: 
1939
Метки: 
Источник: 
Эхо большого террора Т.1, М. 2017
Архив: 
ГДА СБУ, ф. 16, on. 1, спр. 340, арк. 43-50. Оригинал. Машинопись

2 января 1939 г.

ПРИСУТСТВОВАЛИ: ГЛОЗМАН, ДУХОВНЫЙ, ВЕЛИКИН, СЕРГЕЕВ, ПОГУЛЯЕВ, МИШНЕВ, ДУБОВОЙ, КРИЦ, ДЕЙНЕГА, СПИВАК, ПАК, МИЩЕНКО, МИКОТКИН, СТОЙЧАНОВ, СТЕГНИЙ, ОЗЕРНЫЙ, БЕЛЕВЦЕВ, НЕЧАЕВА, МЕЙЕР, ЛЕТНЕВ, ХОРОШУН, КРИВОШЕЕВ, МОЗГОВОЙ.

На повестке дня: проработка приказов НКВД СССР № 00827, 233 и 00831.

Тов. ГИНЕСИН зачитывает приказ № 00827 о запрещения вербовки агентуры среди ответственных руководящих работников партийных, советских, профессиональных и общественных организаций.

ПОСТАНОВИЛИ:

2.1. Составить по отделениям списки имеющейся агентуры из числа руководящих работников, представив их сегодня же начальнику отдела.

Приказ № 233 — о направлении следственных дел по подсудности по окончании следствия в порядке оформления указанных дел по окончании следствия.

ПОСТАНОВИЛИ:

Принять к руководству приведенные в приказе указания по оформлению следдел.

Приказ № [00]831 о незаконных методах следствия в УНКВД по Калининской области.

ВЫСКАЗАЛИСЬ:

СТОЙЧАНОВ. В нашем производстве сейчас имеются дела чуть ли не аналогичные фактам, приведенным в приказе № 00831, т. е. дела, по которым люди арестовывались без достаточных основании, а иногда и из каких-то низменных побуждений. Таково, например, дело КРУПНИКОВА, арестованного 3 отделом.

Ряд дел, по которым арестованы люди, неизвестно за что; показаний на них нет; виновность ничем не подтверждается (дело ДРАБКИНА). Арестованные в ряде случаев называют вымышленные фамилии, дают якобы своих соучастников, впоследствии оказывающихся несуществующими. Не исключена, конечно, возможность, что враги будут стараться запутать следствие путем отказов, различных провокационных приемов и т. п., поэтому нужна большая осторожность и осмотрительность.

Нужно разобраться также с делом ПАРИЦКОГО, по которому арестованы люди в секретном порядке, без санкция прокурора.

БЕЛЕВЦЕВ. К числу дел, в которых выявляется провокация, нужно отвести дело НАЗАРОВА, арестованного 3 отделом, обвинявшегося в шпионаже. При передопросе НАЗАРОВ заявил, что оговорил ряд людей, никакого отношения к делу не имеющих. Эти люди уже арестованы. В дальнейшем НАЗАРОВ отказался и от показаний, касающихся его виновности.

Нужно разрешить вопрос также о делах, в которых нет санкции прокурора на арест.

ОЗЕРНЫЙ. Часть дел, которые я получил, возвращены с тройки. В некоторых делах фигурируют выдуманные, несуществующие лица; все дело основано на признании обвиняемого, свидетельскими показаниями ничего нельзя подтвердить.

Таковы дела БЕЗГИНА, БУРЧАНСКОГО, в которых хотя и есть показания свидетелей. Но они говорят не об участии обвиняемых в контрреволюционной организация, а в спекуляции.

У меня есть такие два дела из Красноградского райотделения НКВД, которые тянутся с 1937 г., возвращены Спецколлегией облсуда и с тех пор никто эти дела не брал и по ним ничего не делалось.

ГЛОЗМАН. Нам нужно сейчас говорить о делах, на которые указывается в приказе о провокации, об искусственно созданных делах. С этой точки зрения необходимо пересмотреть дело молодежного центра, в котором возможны элементы провокации и оговора.

Нужно присмотреться к делу НАЗАРОВА и всем делам сомнительным, т. е. тем, по которым арестованы люди на основании одного показания. Нужно честно подойти к делам и оклеветанных людей освободить.

ПОГУЛЯЕВ. Много затруднения по делам дашнаков. Здесь особенно трудно установить истину — все они отказываются от показаний, ссылаются на малограмотность, незнание русского языка и т. д.

МИКОТКИН. Часть дел, находящихся у меня, как говорится, сфабрикованы. Обвиняемых по этим делам допрашивало несколько следователей, протоколами допросов не оформляли или оформляли так, что теперь обвиняемые их не признают.

В частности, по делу ГУРЬБЫ имеет место подлог. В дело вклеен был тов. ЛИПКО протокол дополнительно и на этом протоколе имеется подпись обвиняемого ГУРЬБЫ, от которой он отказывается, заявляя, что таких показаний не давал и протокола этого не подписывал. Дело ГУРЬБЫ после этого у меня было взято тов. ЛИПКО, который хотел якобы закончить дело сам. Протокол, от которого ГУРЬБА отказался, ЛИПКО из дела изъял.

Есть также и другие дела, по которым материалы сфабрикованы искусственно следователями. Например, шести человек по Змиевскому району, дело ЛИМАРЕНКО, сфабрикованное КРИЦОМ. ЛИМАРЕНКО заявляет, что он не такие давал показания, как сформулировано у КРИЦА. Необходимо проверить все материалы по этим делам.

ВЕЛИКИН. Мы убедились на практике, что арестованные нас провоцировали. По делам сионистов, арестованных 3 и 4 отделами, мы столкнулись с фактами, что когда дела уже заканчивались. И мы начали проверять действительность материалов на всех обвиняемых, то все сидящие в общих камерах сговорились и отказываются от показаний.

Должен сказать, что были случаи «натягивания» дел, в частности, у меня и СТОЙЧАНОВА по делу БАЙРАХТАРОВА о его участии в антисоветской повстанческой организации и других участников таковой. Я и СТОЙЧАНОВ заставили его дать показания. Он заявил, что его вербовал ГАРКОВЕНКО, а теперь отказывается от своих показаний. Тем не менее, необходимо следователям не вдаваться в крайности в вопросах проверки дел и не очутиться на поводу у обвиняемых.

ДЕЙНЕГА. Видимо, у нас также имели место случаи безобразного ведения следствия, как, например, по делу правотроцкистской молодежи, которое заканчивает тов. СПИВАК.

Таковы также дела ГЕНКЕ, который арестован без всяких материалов, дело БУРЦЕВА, в котором нет совершенно материалов, подтверждающих его контрреволюционную деятельность.

СПИВАК. По делу молодежи наличие организации подтверждено следствием. Были оговоренные по этому деду, часть мы уже освободили. Есть еще не сознавшиеся. Необходимо, конечно, перепроверить показания свидетелей.

НЕЧАЕВА. При проверке ряда дел я убедилась, что со стороны обвиняемых часты случаи оговора и провокационных обвинений следствия.

КРИЦ. Нельзя впадать в панику по поводу отказа обвиняемых, так можно допустить перегиб в другую сторону.

У меня имеется только одно дело по обвинению ЛЫСЕНКО, в виновности которого я сомневаюсь. Там допущен ряд несоответствий и фиксирований показаний.

СЕРГЕЕВ. Над делами, вызывающими сомнение, необходимо хорошо поработать. Таковы дела БЕЗГИНА, ПАРИЦКОГО. ПАРИЦКОГО я несколько раз передопрашивал и он подтвердил свои показания. Наиболее сомнительным является дело МАКАРЕНКО, который арестован на основании дела-формуляра. В материалах д[ела-]ф[ормуляра], кроме того, что он якобы был 20 лет тому назад 31/2 месяца в эсеровской организации, больше ничего нет.

ГИНЕСИН. Приказ № [00]831 имеет в виду необходимость борьбы с провокацией и дутыми искусственно созданными делами.

При этом нужно помнить, что дела розданы работникам не для контроля над ранее ведшими следствие сотрудниками, а для внимательного разбора и окончания следствия. При ведении следствия нужна максимальная четкость, нужно серьезно разобраться во всех материалах дела, поставить себе твердое мнение по данному делу.

Не следует разбрасываться, переходя без системы от дела к делу.

Арестованных нужно вызывать по согласованию с начальниками отделений. К каждому делу нужно подходить индивидуально, передопросить обязательно не только обвиняемого, но и всех свидетелей.

Следователя не должны смущать факты отказа обвиняемых от своих показаний, в таких случаях необходимо принять меры к тщательной проверке всех имеющихся в деле материалов и получению новых улик.

Составив себе определенное мнение по делу и о действительности обвинительных материалов, следователь обязан доложить это мнение нач[альнику] следственной группы или нач[альнику] отдела.

Все работники должны помнить, что если в результате отсутствия внимания в разборе дел или допущения новых ошибок — будут отданы под суд невинные люди, — то следователи будут за это отвечать сами.

НАЧАЛЬНИК 4 ОТДЕЛА УГБ УНКВД СТ[АРШИЙ]
ЛЕЙТЕНАНТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
[подпись] ГИНЕСИН

СЕКРЕТАРЬ
[подпись] БОЙКО

ГДА СБУ, ф. 16, on. 1, спр. 340, арк. 43-50. Оригинал. Машинопись.