№2. Из протокола оперативного совещания сотрудников милиции УНКВД по Винницкой области об обсуждении постановления СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 17 ноября 1938 г.
27 ноября 1938 г.
ПРИСУТСТВОВАЛИ:
Секретарь Винницкого обкома КП(б) У тов. МИЩЕНКО.
Начальник управления — майор государственной безопасности тов. КОРАБЛЕВ.
Областной прокурор тов. ТЕРНИВСКИЙ.
Заместитель начальника управления НКВД старший лейтенант государственной безопасности тов. ПРИШИВЦЫН.
Заместитель начальника управления НКВД по милиции начальник УРКМ Винницкой области капитан милиции тов. ВЕРЕВКА.
Заместитель начальника УРКМ по Винницкой области капитан милиции тов. КОМАРОВ.
Начальник политотдела УРКМ УНКВД сержант милиции тов. МЕЛЬНИЧУК
Командно-оперативный состав областного управления РКМ, начальники и оперативный состав РОМ и начальники паспортных отделений РОМ в количестве — 200 чел.
ПОВЕСТКА ДНЯ:
Проработка постановления ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 года «Об арестах, прокурорском надзоре и ведении следствия».
Открывает совещание начальник УНКВД УССР по Винницкой области майор государственной безопасности тов. КОРАБЛЕВ.
Открывая совещание оперативного состава УРКМ Винницкой области, начальник Управления НКВД УССР по Винницкой области майор государственной безопасности тов. КОРАБЛЕВ в своем вступительном слове отметил политическое значение, которое имеет постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 года «Об аресте, следствии и прокурорском надзоре».
Тов. КОРАБЛЕВ отметил, что этот вопрос обсуждался на совещании начальников областных управлений НКВД при политбюро ЦК КП(б)У, а также обсуждался на совещании работников УГБ УНКВД.
Одновременно с этим обратил внимание присутствовавших, что обсуждаемый вопрос является строго секретным, и поэтому никакие разговоры на эту тему с посторонними людьми не должны иметь место.
Затем слово предоставляется тов. ВЕРЕВКЕ.
СЛУШАЛИ: тов. ВЕРЕВКА (заместитель начальника управления НКВД по милиции — начальник УРКМ Винницкой области) предварительно доподлинно зачитав постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР от 17 ноября 1938 г., сделал доклад о всех фактах грубых нарушении, отмеченных в постановлении партии и правительства.
Далее отметил, что в частности, органы РК милиции Винницкой области, под руководством партии и правительства провели большую работу в борьбе с врагами народа и уголовщиной.
Одновременно с этим, подчеркнул недостаточную работу в борьбе с уголовными проявлениями, и что на сегодняшний день это является нетерпимым, когда должна быть обеспечена неприкосновенность гражданина Советской страны.
В кратких чертах дал характеристику уголовным проявлениям в 1936 году, сопоставляя их с 1937 годом, и отметил резкое повышение раскрываемости уголовных проявлений за счет проведенной работы органами РК милиции области.
Однако тов. ВЕРЕВКА подчеркнул, что, несмотря на проделанную работу, все же у нас не все благополучно с уголовными проявлениями, в то время, как основная цель — окончательно ликвидировать уголовщину.
Средства борьбы такие как агентура была заброшена и к ней относились пренебрежительно, к тому же брали людей «на глазок» и частично фабриковали документы.
В ряде районов с осведомлением не работали и не работают. Начальники РОМ, как правило, с агентурой не работают (формально же считается, что она к ним прикреплена), перепоручают работу с ней малоквалифицированным работникам. Одновременно указал, кто с какой агентурой должен работать, и в тоже время заострил внимание на приобретение более квалифицированной агентуры, поскольку работа с приобретением этой агентуры обстоит слабо.
Мало было обращено внимания на работу с агентурой, а, главным образом, проводили борьбу с уголовщиной репрессией через высылку и здесь сказалась работа врагов. Приводит факты по целому ряду районов и ряд фактов нарушений, допущенных при арестах, обысках и т. д.
По паспортной работе, в особенности в штрафной политике, привел ряд примеров, когда наложенный штраф не взыскивался.
В заключение отметил роль парторганизации и указал, что начальники РОМ не чувствуют контроля партийной организации и совершенно не отчитываются на колхозных собраниях, а тем более перед парторганизацией и указал, что, очевидно, будет разрешен вопрос о созыве областного совещания парторгов первичной организации РКМ.
ВЫСТУПЛЕНИЯ ПО ДОКЛАДУ тов. ВЕРЕВКА.
1. Тов. КАМИНСКИЙ. Начальник Шпиковского РОМ.
В своем выступлении отметил, что решение ЦК ВКП(б) и СНК СССР имеет большое значение в свете Сталинской Конституции и придется крепко его выполнять. Далее отметил, что мы все допускали нарушения, о которых говорится в постановлении ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 г. В тоже время коснулся прокуратуры, в частности прокуратуры Шпиковского района, которая находилась не на своем месте, в результате чего допускались нарушения при арестах и т. п.
В порядке предложения считает необходимым созыва совещания парторгов первичной организации.
2. Тов. ДМИТРИЕВСКИЙ. Началъник отдела уголовного розыска УРКМ.
Останавливаясь на фактах, отмеченных в постановлении ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 г., указал, что часто мы опасность задержанных определяем по наружному виду, а потом собираем обвинительные материалы.
В порядке предложения отметил, что должен быть учтен весь подозрительный элемент14.
Коснулся недочетов работы с агентурой и привел факты, когда на связи у одного работника находится 50 осведомителей и когда агентура неправильно использовалась, и в тоже время отметил отсутствие работы с доверенными людьми .
Многие начальники РОМ не работают с агентурой, ссылаются на работу другого порядка, перепоручая ее другим работникам, совершенно не помогая им. Наряду с этим, подчеркнул, что все это взятое в целом усложняет работу по вскрытию преступности. Напомнил начальникам РОМ, что они ответственны, в первую очередь за состояние района, а отсюда, следовательно, ответственны за все совершенные преступления в районе.
Обратил внимание начальников РОМ на недисциплинированность, когда запросы связанные с личностью задержанного не выполняются.
[...] 4. Тов. КУЧЕРЯВЫЙ. НачальникЖмеринского РОМ.
Выступая, сказал, что наше сегодняшнее совещание связано о проработкой постановления ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 г., и признал, что мы не знаем, а если знали, то забыли исторический документ 1933 года — как постановление ЦК и СНК СССР . А потому допускали нарушения. Называет нарушения, сделанные в Жмеринском районе. Признал свои ошибки, что плохо работал с агентурой и не работал над воспитанием молодого состава и недостаточно проводил политическую работу среди состава.
В заключение отметил, что со стороны областного управления не была оказана помощь в работе с агентурой.
5. Тов. БУРАЧЕНКО. Начальник Тепликского РОМ.
Отметил, что будет правильно, если будем открыто говорить о всех своих недочетах в работе. В кратких чертах коснулся в части плохих взаимоотношений с прокуратурой, а также остановился на штрафах и заявил, что со штрафами у него и в других районах целая неразбериха.
7. Тов. КОЗИЦЫН. Начальник Калиновского РОМ.
В своем выступлении отметил, что прежняя практика работы с агентурой была направлена на то, чтобы мешать и вредить нашей работе. Признал свои недочеты в работе с агентурой и признался в допущении нарушений при арестах. Отметил, что нарушения следует, в первую очередь, отнести за счет прокурора.
8. Тов. СЕРГЕЕВ. Начальник паспортно-регистрационного отдела УРКМ.
В своем выступлении остановился на том, что в процессе очистки запретной зоны были допущены ряд ошибок и одновременно обратил внимание, что все еще допускаются ошибки в отказе в прописке, а также в практике штрафной политики и привел факт по Станиславчикскому району. Далее отметил, что в большинстве случаев мы основные законы не знаем, а подшиваем к наряду и забываем их, тем самым делаем вредное дело. Одновременно обратил внимание, что все законы должны прорабатываться с составом и состав должен знать законы, учтя, что состав молодой и он их не знает.
Председательствующий объявляет перерыв до 19 часов 27 ноября 1938 г.
После перерыва возобновляются выступления по докладу капитана милиции тов. ВЕРЕВКА.
9. Тов. ТЕРНИВСКИЙ. Областной прокурор.
В своем выступлении отметил, что под руководством нашей партии и правительства органы НКВД провели большую работу по борьбе с врагами народа — троцкистско-бухаринской бандой, диверсантами, шпионами и т. д.
Наряду с этим, отметил недочеты и считает, чтобы на основе самокритики и критики развернуть работу как следует. Касаясь незаконных арестов, заявил, что все нарушения, которые имели место, должны быть отнесены не только к милиции, но и за счет прокуратуры. Указал, что этим самым мы нарушали 127 ст. Сталинской Конституции . Наряду с этим, отметил, что органы милиции заводят дела по таким видам преступлений, по которым не следовало бы заводить. И заводя такие дела часто отрываем колхозников от их работы.
Кроме того, отметил, что в органы милиции влилось 10% молодого состава, которые совершенно не знакомы с УПК, и что состав загрузился ненужной следственной работой.
[...] 12. Тов. МАКАРЕНКО. Начальник Ситковецкого РОМ.
В своем выступлении заявил, что он выдвиженец и сам недавно работает в органах РКМ. На первых порах казалось трудно, но дальше вошел в курс работы милиции, а также отметил слабую работу по очистке района от паразитирующего элемента, так как при усиленной работе можно было бы больше сделать.
13. Тов. КОМАРОВ. Заместитель начальника УРКМ.
Отмечает, что постановление ЦК и СНК СССР — документ большой политической важности, и что в постановлении отмечено, что органы НКВД работали упрощенно. Далее коснулся обслуживания трудящихся и привел ряд фактов, которые свидетельствуют о бездушном отношении к обслуживанию трудящихся. Если взять изъятие оружия, то нужно указать, что эта работа приняла характер конфискации оружия, охотничьего оружия, вопреки существующему положению. Все эти недочеты являются результатом того, что не работаем над собой.
Начальники РОМ должны повести работу среди основного костяка РК милиции с тем, чтобы недопускать нарушения постановления ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 г.
14. Тов. МЕЛЬНИЧУК. Началъник политотдела УРКМ.
Выступая, сделал замечание, что постановление ЦК и СНК СССР не следует прорабатывать, как это высказался один из выступающих, а скорее будет то, что следует изучить постановление ЦК и СНК СССР, в особенности учесть, что в наши ряды прибыло большое пополнение из РККА.
И последнее, это вопрос очистки наших рядов от ненужного элемента, мешающего работать.
Наши парторганизации слабо изучают наш состав, а его необходимо изучать и увольнять политически неблагонадежных лиц и социально чуждый элемент.
Коснулся отдела уголовного розыска и сделал замечание, что розыску необходимо будет перестроиться.
15. Тов. БАЗЫЛЮК. Началъник отделения отдела БХСС УРКМ.
Отметил, что все выступающие в своих выступлениях имели уклон борьбы с уголовщиной и забыли борьбу с расхищением социалистической собственности и борьбу со спекуляцией.
[...] 18. Тов. МИЩЕНКО. Секретарь обкома КП(б)У.
В своем выступлении отметил, что недаром тов. КОРАБЛЕВ в вступительном слове сделал замечание, что постановление ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 года является строго секретным.
Постановление ЦК и СНК СССР является большим политическим документом, который поможет нам искоренить все недочеты, имеющиеся в работе РК милиции.
Заострил внимание по вопросу партийной работы и отметил, что коммунисты, работающие в милиции, разрешение того или другого вопроса ставили по ведомственной линии, а не ставили на разрешение партийных масс, партийного комитета.
Отметил низкий политический уровень милицейского состава, что объясняется тем, что не занимались над собой, а отсюда и вывод — допускали ошибки в работе.
Одновременно с этим тов. МИЩЕНКО указал, как необходимо организовать учебу. Обратил внимание на то, что в работе органов РКМ есть много формализма и привел факт по Гайсинскому району.
В заключение тов. МИЩЕНКО сказал, что задачи, вытекающие из постановления ЦК и СНК СССР для нас должны быть ясны и конкретны:
1) Немедленно, как указано в постановлении ЦК и СНК СССР, перестроить нашу работу;
2) Повысить дисциплину в РК милиции.
3) Повысить бдительность и партийную дисциплину и повысить роль политотдела в органах РКМ;
4) Работать так, чтобы не повторять тех ошибок, которые наделали.
Нужно, чтобы все здесь присутствующие на совещании, совместно с начальниками РО НКВД еще раз прочитали и усвоили постановление ЦК и СНК СССР от 17 ноября 1938 г., и предупредил еще раз присутствующих, что постановление является [документом] строго секретного характера.
В заключительном слове тов. КОРАБЛЕВ еще раз указал всем присутствующим, что работа должна быть построена так, чтобы впредь не делать перегибов и извращений, имевших у нас место. Одновременно напомнил начальникам РОМ о том, что они должны сами заниматься с агентурой, не перепоручая ее малоквалифицированным работникам.
С квалифицированной агентурой следует работать квалифицированному составу.
Если сделать анализ следственной работы, проведенной милицией, то увидим, что все дела одиночки, а групповые дела отсутствуют, мало-мальски значительных групп не вскрывали.
Привел ряд фактов по районам о плохой работе и злоупотреблениях милицейских работников.
СЕКРЕТАРЬ [подпись неразборчива]
ГДА СБУ, ф. 16, on. 31, спр. 39, арк. 109-124. Заверенная копия. Машинопись